Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Федосеевой О.А.,
судей Кяргиевой Н.Н., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Шутовой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Елеонской Л. В. на решение Устюженского районного суда Вологодской области от 12 апреля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Елеонской Л. В. к казенному учреждению Вологодской области "Центр социальных выплат" о взыскании ущерба в виде недоплаченной субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации морального вреда в размере ... рублей отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Федосеевой О.А., объяснения Елеонской Л.B., представителя казенного учреждения Вологодской области "Центр социальных выплат" по доверенности Антоновой Е.К., судебная коллегия
установила:
Елеонская Л.B. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района о взыскании ущерба в размере ... рубля ... копейки в виде недоплаченной ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "адрес" за период с мая 2014 года по декабрь 2015 года и компенсации в связи с этим морального вреда в размере ... рублей. В обоснование требований указала, что она является инвалидом 3-й группы, проживает в двухкомнатной благоустроенной квартире площадью 50,5 кв.м и получает компенсацию в размере 50% на все жилищно-коммунальные услуги. С заявлением на жилищную субсидию обращается 2 раза в год с 1 марта по 31 августа и с 1 сентября по 28(29) февраля. С марта 2014 года по "ДАТА" ей назначена субсидия в размере ... рублей, которую она получала 2 месяца. С мая 2014 года субсидия рассчитывается, но этих денег она не получает месяцами или получает частично. Документы в отделе субсидий имеются в полном объеме.
Просила взыскать с ответчика материальный ущерб в размере ... рубля ... копейки и компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
Определением Устюженского районного суда от "ДАТА" ненадлежащий ответчик Управление социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района, ликвидированное с "ДАТА" решением Земского Собрания Устюженского муниципального района от "ДАТА" N ... , заменено надлежащим - казенным учреждением Вологодской области "Центр социальных выплат" (далее - КУ ВО "Центр социальных выплат").
В судебном заседании Елеонская Л.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель КУ ВО "Центр социальных выплат" по доверенности Иванова Ю.А. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что до марта 2015 года размер субсидии Елеонской Л.В. начислялся исходя из половины площади квартиры, поскольку вторая половина принадлежала ее совершеннолетней дочери, которая в данной квартире не зарегистрирована и не проживает. С марта 2015 года субсидия стала начисляться, исходя из площади всей квартиры, поскольку Елеонской Л.В. стала принадлежать вся квартира.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Елеонская Л.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм материального права. Выражает несогласие с выводами суда, указав, что размер субсидии не зависит от размера доли в праве общей долевой собственности, а рассчитывается исходя из фактических расходов.
В возражениях на апелляционную жалобу КУ ВО "Центр социальных выплат" просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно них, полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 указанной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Частью 7 приведенной статьи предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, далее - Правила).
Порядок определения размера субсидии урегулирован разделом IV указанных Правил.
Данный раздел содержит ряд формул, по которым уполномоченный орган должен производить расчет. Применение той или иной формулы зависит от соотношения дохода семьи и прожиточного минимума, при этом в каждом случае размер субсидии рассчитывается исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности, количества лиц, входящих в состав семьи заявителя; регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и совокупного дохода семьи.
При этом размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 21 Правил).
Правительство Вологодской области в соответствии с вышеизложенными правовыми нормами установило региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 2014 год в размере 22 % (постановление Правительства Вологодской области от 09 декабря 2013 года N 1257); региональные стандарты, используемые для расчета субсидии гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для одиноко проживающих граждан на 2014 год в размере 33 кв.м общей площади жилого помещения; региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц для собственников жилых помещений в многоквартирных домах г. Устюжны с центральным отоплением в отопительный период - ... рубля ... копеек, вне отопительного периода - ... рублей ... копейки, в том числе, с учетом последующих изменений с 01 июля 2014 года в отопительный период - ... рубля ... копеек, вне отопительного периода - ... рубля ... копейка, с "ДАТА" в отопительный период - ... рублей ... копеек, вне отопительного периода - ... рублей ... копейка (постановление Правительства Вологодской области от 20 января 2014 года N 36).
Пунктом 28 Правил установлено, что при изменении региональных стандартов, в том числе в связи с принятием решений, указанных в подпункте "а" пункта 22(1) настоящих Правил (в зависимости от стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды), размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий, перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов.
Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода (подпункт "а" пункта 22(1) Правил).
В соответствии с пунктом 27 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.
Аналогичные положения закреплены в Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона России N 58, Минздравсоцразвития России N 403 от 26 мая 2006 года, согласно которым сравнение размера субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может осуществляться различными способами в зависимости от технических и организационных возможностей: в течение субсидируемого месяца; в следующем месяце, после субсидируемого месяца; по окончании срока предоставления субсидии - за весь период предоставления субсидии (пункт 93).
При превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства засчитываются в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет (пункт 94).
Как следует из материалов дела, Елеонская Л.В. до "ДАТА" являлась собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 50,5 кв.м, расположенной в многоквартирном жилом доме с центральным отоплением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, газоснабжением. Другая половина квартиры принадлежала до указанной даты на праве собственности ее совершеннолетней дочери, зарегистрированной и проживающей в "адрес", которая в соответствии с частью 3 статьи 30 ЖК РФ должна нести бремя содержания как данной квартиры, так и общего имущества в многоквартирном доме, исходя из размера принадлежащей ей доли. С "ДАТА" Елеонская Л.В. стала являться собственником всей квартиры. Елеонская Л.В. является инвалидом 3 группы. Она обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района "ДАТА" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив необходимый пакет документов, в том числе квитанции по оплате коммунальных услуг, документы о ее среднемесячном доходе.
Разрешая исковые требования Елеонской Л.В., суд первой инстанции правильно руководствовался вышеупомянутыми нормами права и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку все начисления произведены в соответствии с действующим законодательством, начисленные суммы перечислены на банковский счет истца.
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с выводами суда, а также указание Елеонской Л.В. на то, что размер субсидии не зависит от размера доли в праве общей долевой собственности, а рассчитывается исходя из фактических расходов, отклоняются апелляционным судом.
Управлением социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района было принято решение о предоставлении Елеонской Л.В. субсидии в размере ... рубля ... копеек на период с марта по август 2015 года, при этом при расчете размера были учтены: ее среднемесячный доход за расчетный период с сентября 2014 года по февраль 2015 года в размере 11 724 рубля 53 копейки, в том числе пенсия в размере 8857 рублей 32 копейки, компенсация на приобретение газа - 27 рублей 78 копеек, компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 2839 рублей 43 копейки, а также фактические платежи по жилищно-коммунальным услугам за указанный период в размере 6274 рубля 74 копейки. Поскольку на "ДАТА" Елеонской Л.B. принадлежала 1/2 доля в указанной квартире, ее фактические расходы за ЖКУ в указанном периоде составили 3670 рублей 21 копейка.
В апреле 2015 года в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от "ДАТА" N ... "О региональных стандартах на 2015 год" (далее - Постановление N ... ) был произведен перерасчет субсидии с марта 2015 года. Рассчитанный размер субсидии за март и апрель составил ... рублей ... копейки, размер субсидии с учетом фактических расходов Елеонской Л.B. составил за март ... рублей ... копеек, за апрель ... рублей ... копеек.
Елеонская Л.B. "ДАТА" предоставила свидетельство о государственной регистрации права от "ДАТА" N ... , в соответствии с которым она является собственником всей квартиры. В связи с этим с апреля 2015 года сделано сравнение размера субсидии с фактическими платежами, рассчитанными с учетом права собственности на все жилое помещение, при этом расчетный размер субсидии был уменьшен до размера фактических платежей исходя из площади, подлежащей субсидированию, в размере 33 кв.м, что составило ... рублей ... копеек.
Елеонская Л.B. "ДАТА" предоставила квитанции по оплате за ЖКУ за март и апрель 2015 года. В соответствии с пунктом 27 Правил ей произведено сравнение размера предоставленной субсидий с фактическими расходами на ЖКУ. Размер субсидии с учетом предоставленных документов составил за март ... рублей 3 копеек, за апрель ... рублей ... копейки.
С "ДАТА" при расчете субсидии применен стандарт субсидии по ЖКУ вне отопительного периода в соответствии с Постановлением N 196, который составил ... рублей ... копейки, в связи с чем субсидия не назначалась.
В августе 2015 года произведен перерасчет субсидии с "ДАТА" в связи с внесением постановлением Правительства Вологодской области от 27 июля 2015 года N 610 изменений в Постановление N ... , которая для Елеонской Л.B. составила с "ДАТА" - ... рублей ... копейки.
Елеонская Л.B. "ДАТА" вновь обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района с заявлением о назначении субсидии. Решением Управления от "ДАТА" Елеонской Л.B. определена субсидия в размере ... рубля ... копеек в период с сентября 2015 года по февраль 2016 года. Принимая решение о предоставлении Елеонской Л.В. субсидии в указанном размере, Управление исходило из ее среднемесячного дохода за расчетный период (с марта по август 2015 года), который составил ... рублей ... копеек, в том числе: ЕДК - ... рублей ... копеек, пенсия - ... рублей ... копейка.
В соответствии с пунктом 27 Правил Елеонской Л.В. "ДАТА" произведено сравнение размера полученной субсидии с фактическими расходами на оплату ЖКУ за период с февраля по август 2015 года, размер субсидии с учетом представленных документов за февраль 2015 года составил ... рубля ... копеек, за май 2015 года ... рублей ... копейки.
Так же "ДАТА" Елеонской Л.B. произведено сравнение размера полученной субсидии с фактическими расходами на оплату ЖКУ за период с сентября по октябрь 2015 года, размер субсидии с учетом представленных документов за сентябрь 2015 года составил ... рублей ... копеек, за октябрь 2015 года - ... рублей ...
Елеонской Л.B. "ДАТА" произведено сравнение размера полученной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за ноябрь 2015 года. Размер новой субсидии составил ... рубля ... копеек.
Елеонской Л.B. "ДАТА" произведено сравнение размера получение субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения коммунальных услуг за декабрь 2015 года. Размер субсидии остался неизменным и составил ... рубля ... копеек. Начисленные Елеонской JI.B. суммы субсидии перечислены на ее банковский счет, указанный ею при подаче заявления о выплате субсидии.
Таким образом, Управлением социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района при начислении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с февраля 2015 года по декабрь 2015 года нарушения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не допущено, права и законные интересы Елеонской Л.В. не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы Елеонской Л.В. относительно начисления субсидии за период с мая 2014 года по февраль 2015 года не подлежат рассмотрению апелляционным судом, поскольку данные требования не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, так как определением Устюженского районного суда от "ДАТА" на стадии принятия искового заявления к производству Елеонской Л.B. отказано в принятии иска в части взыскания с ответчика субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с мая 2014 года по февраль 2015 года, поскольку по указанному периоду имеется решение Устюженского районного суда Вологодской области от 29 января 2015 года, вступившее в законную силу 27 марта 2015 года.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что при принятии решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Устюженского районного суда Вологодской области от 12 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Елеонской Л. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Федосеева О.А.
Судьи: Вершинина О.Ю.
Кяргиева Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.