Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
с участием прокурора Мищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Железнякова А.Л. о признании недействующим подпункта 1.1 пункта 1 постановления Правительства Пензенской области от 14 октября 2014 г. N 704-пП "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N 355-пП (с последующими изменениями)",
установил:
постановлением Правительства Пензенской области от 14 октября 2014 г. N 704-пП внесены изменения в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 г. N 355-пП (с последующими изменениями) (далее - постановление от 14 октября 2014 г. N 704-пП). Нормативный правовой акт размещен на официальном сайте Правительства Пензенской области (http://www.pnzreg.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17 октября 2014 г., опубликован 20 октября 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и 22 октября 2014 г. в печатном издании "Пензенские губернские ведомости" N 59 (911).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления от 14 октября 2014 г. N 704-пП признан утратившим силу подпункт 2.2 пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, в соответствии с которым к ведомственным знакам отличия в труде независимо от того, в какой организации работали граждане, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", приравнивался, в том числе, знак "Почетный донор России", если награждение им осуществлено в период до 1 января 2011 г. (в редакции от 01 сентября 2014 г.).
Железняков А.Л. обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующей данной нормы постановления от 14 октября 2014 г. N 704-пП с момента его принятия, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Конституции Российской Федерации и подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", нарушают его права, поскольку ставят в неравное положение с другими членами общества, имеющими аналогичный трудовой стаж и одноименную награду, ограничив его в реализации гражданских прав, приобретенных в период прежнего правового регулирования.
В обоснование своего требования административный истец указал, что стаж его работы в здравоохранении составляет более 25 лет, приказом Минздрава РФ от 19 декабря 1997 г. он награжден нагрудным знаком "Почетный донор России", однако в марте 2015 г. в присвоении звания "Ветеран труда" ему было отказано со ссылкой на оспариваемую норму постановления от 14 октября 2014 г. N 704-пП.
Кроме того, Железняков А.Л. просит взыскать с административного ответчика расходы, связанные с рассмотрением данного административного искового заявления в общей сумме 2291,74 руб., в том числе, расходы по уплате государственной пошлины, почтовые расходы, расходы за совершение нотариальных действий.
В судебном заседании Железняков А.Л. и его представитель Самоедов Д.Н. (доверенность от 26 октября 2015г.) заявленное требование поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области Щербакова С.В. (доверенность от 25 сентября 2015г.) возражала против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта, оспариваемое положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мищенко Н.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов о социальной поддержке ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, Правительство Пензенской области приняло постановление от 19 мая 2006 г. N 355-пП, которым утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области (далее - Положение).
В указанное Положение неоднократно вносились изменения, в том числе, постановлением Правительства Пензенской области от 14 октября 2014 г. N 704-пП, подпункт 1.1 пункта 1 которого оспаривается административным истцом по тем основаниям, что нарушает его права, поскольку сужает круг лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" и получение им мер социальной поддержки.
Проверяя порядок принятия нормативного акта, суд нарушений не установил.
В силу части 4 статьи 7, части 1 статьи 41 Устава Пензенской области, части 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Пензенской области является Правительство.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 Устава Пензенской области, части 1 статьи 11 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. N 906-ЗПО Правительство Пензенской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Пензенской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
По вопросам деятельности Правительства Пензенской области издаются постановления и распоряжения, порядок принятия, опубликования и вступления в силу которых определяется Правительством Пензенской области. Постановления и распоряжения Правительства Пензенской области подписываются Губернатором Пензенской области или лицом, исполняющим его обязанности. Акты Правительства Пензенской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Пензенской области. Указанные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Пензенской области (часть 2 статьи 43 Устава Пензенской области).
Порядок принятия данных актов определен Регламентом Правительства Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2010 г. N 912-пП.
В соответствии с Порядком опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. N 1013-пП (с последующими изменениями и дополнениями) акты Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации", на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Акты Правительства, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.
Судом установлено, что 19 мая 2006 г. постановлением Правительства Пензенской области N 355-пП утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, которое подписано исполняющим обязанности Губернатора Пензенской области Егоровым С.Н., опубликовано в печатном издании "Пензенские губернские ведомости" от 01 июня 2006 г. N 15 (115) и вступило в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования.
14 октября 2014 г. Правительством Пензенской области принято постановление N 704-пП "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N 355-пП (с последующими изменениями)", которое подписано Губернатором Пензенской области Бочкаревым В.К., опубликовано 17 октября 2014 г. на официальном сайте Правительства области, 20 октября 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации и 22 октября 2014 г. в печатном издании "Пензенские губернские ведомости" N 59, вступило в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования - 28 октября 2014 г.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Пензенской области, подписан надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Данное обстоятельство административным истцом и его представителем не оспаривалось.
Проверяя существо оспариваемых административным истцом положений подпункта 1.1 пункта 1 постановления от 14 октября 2014 г. N 704-пП, суд не нашел противоречия их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах").
Отношения, связанные с присвоением звания "Ветеран труда", урегулированы статьей 7 названного Федерального закона, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 которой, ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7).
Указанная норма согласуется с вышеприведенными положениями подпункта 24 пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Правительство Пензенской области, утверждая в соответствии с Законом "О ветеранах" Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, в его подпункте 1.2 пункта 1 предусмотрело, что звание "Ветеран труда" в Пензенской области присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Пензенской области, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Оспариваемым административным истцом подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Правительства Пензенской области от 14 октября 2014 г. N 704-пП подпункт 2.2 пункта 2 названного Положения, согласно которому знак "Почетный донор России" приравнивается к ведомственным знакам отличия в труде независимо от того, в какой организации работали граждане, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", признан утратившим силу.
Статья 7 Закона "О ветеранах", на противоречие которой оспариваемого в части нормативного правового акта ссылается административный истец, не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", делегируя полномочия по определению форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда субъектам Российской Федерации .
Проанализировав положения регионального акта с нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что Правительство Пензенской области, как высший постоянно действующий исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, был вправе самостоятельно определить перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Пензенской области, поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
При таких обстоятельствах следует констатировать, что оспариваемая административным истцом часть нормативного правового акта не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Что касается ссылок Железнякова А.Л. на противоречие оспариваемой нормы положениям Конституции Российской Федерации, то во внимание они не могут быть приняты, поскольку дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разрешает Конституционный Суд Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Иные доводы Железнякова А.Л., по сути, сводятся к несогласию с решением Ленинского районного суда г. Пензы от 06 мая 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 04 августа 2015 г., об отказе ему в иске к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", понуждении к присвоению указанного звания, и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку подпункт 1.1 пункта 1 постановления Правительства Пензенской области от 14 октября 2014 г. N 704-пП "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N 355-пП (с последующими изменениями)" не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы административного истца в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Железнякова А.Л. о признании недействующим подпункта 1.1 пункта 1 постановления Правительства Пензенской области от 14 октября 2014 г. N 704-пП "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N 355-пП (с последующими изменениями)", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2016 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.