Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
с участием прокурора Мищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шуваева В.С. об оспаривании в части решения Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 08 сентября 2005 г. N 95 "Об утверждении Положения о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размере муниципальным служащим города Заречного Пензенской области, лицам, замещающим муниципальные должности города Заречного Пензенской области" и Положения о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размере муниципальным служащим города Заречного Пензенской области, лицам, замещающим муниципальные должности города Заречного Пензенской области, утвержденного данным решением (в редакции от 23 января 2015 г.),
установил:
решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 08 сентября 2005 г. N 95 утверждено Положение о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размере муниципальным служащим города Заречного Пензенской области, лицам, замещающим муниципальные должности города Заречного Пензенской области (далее - решение от 08 сентября 2005 г. N 95).
Согласно пункту 5 данного решения оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие после 01 января 2005 г.
Решением того же представительного органа муниципального образования от 23 января 2015 г. N 46 (далее - решение от 23 января 2015 г. N 46) в решение от 08 сентября 2005 г. N 95 внесены изменения, согласно которым Положение о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размере муниципальным служащим города Заречного Пензенской области, лицам, замещающим муниципальные должности города Заречного Пензенской области (далее - Положение) изложено в новой редакции.
Согласно пункту 18 Положения лицам, которым по состоянию на 01 января 2005 г. установлена доплата к трудовой пенсии в соответствии с решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 02.12.1999 N 366 "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим органов местного самоуправления города Заречного" и не имеющим права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением, сохраняется доплата к пенсии в установленном размере с последующим изменением на индекс увеличения должностных окладов муниципальных служащих г. Заречного Пензенской области.
Шуваев В.С. обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) о признании недействующим со дня принятия пункта 5 решения от 08 сентября 2005 г. N 95 и пункта 18 Положения (в редакции от 23 января 2015 г.) в части придания им обратной силы.
Как указывает административный истец, оспариваемые положения не соответствуют пункту 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают его право на индексацию доплаты к государственной пенсии, установленной постановлением Главы г. Заречного от 11 июля 2005 г. N 726 на основании ранее действовавшего Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим органов местного самоуправления города Заречного, утвержденного решением Собрания представителей г. Заречного от 02 декабря 1999 г. N 366, как лицу, замещавшему муниципальную должность г. Заречного.
Административный истец Шуваев В.С. в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Собрания представителей г. Заречного Пензенской области и заинтересованного лица администрации г. Заречного Пензенской области - Давыдов А.М. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования в пределах предоставленных полномочий, не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Представитель заинтересованного лица Департамента социального развития ЗАТО г. Заречного Пензенской области по доверенности Занадолбин С.С., возражая против заявленных требований, поддержал позицию административного ответчика.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Пензенской областной прокуратуры Мищенко Н.В., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, который до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 42 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определение ее размера урегулированы Законом Пензенской области от 8 сентября 2004 г. N 653-ЗПО "О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области", статьей 18 которого предусмотрено, что на муниципального служащего в Пензенской области в части пенсионного обеспечения за выслугу лет распространяются права государственного служащего Пензенской области, установленные настоящим Законом. Порядок предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размер муниципальному служащему в Пензенской области определяются актами органов местного самоуправления за счет средств соответствующего муниципального образования.
Судом установлено, что Собранием представителей г. Заречного Пензенской области 08 сентября 2005 г. принято решение N 95 "Об утверждении Положения о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размере муниципальным служащим города Заречного Пензенской области, лицам, замещающим муниципальные должности города Заречного Пензенской области", в которое неоднократно вносились изменения, последний раз 23 января 2015 г. решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области N 46 (л.д. 40-49,68-79).
Административный истец оспаривает решение представительного органа местного самоуправления от 08 сентября 2005 г. N 95 (в редакции решения от 23 января 2015 г. N 46) в части придания обратной силы, полагая нарушенным свое право на индексацию доплаты к государственной пенсии, установленной как лицу, замещавшему муниципальную должность г. Заречного.
Проверяя порядок принятия нормативного акта, суд нарушений не установил.
В силу пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Устава г. Заречного Пензенской области, закрытого административно-территориального образования в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также части 1 статьи 4.1.1 Устава закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области в редакции, действующей на дату внесения последних изменений в обжалуемый акт, Собрание представителей является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления г. Заречного Пензенской области.
В компетенции Собрания представителей находится, помимо прочего, осуществление полномочий, отнесенных к компетенции представительного органа местного самоуправления законодательством Российской Федерации, законами Пензенской области, Уставом города (пункт 42 статьи 14 Устава в ранее действующей редакции, пункт 11 части 4 статьи 4.2.1 Устава в новой редакции).
Согласно пункту 5 статьи 37, пункту 5 статьи 15 Устава в ранее действующей редакции, части 9 статьи 4.2.1, пункта 6 части 6 статьи 4.3.1 Устава в новой редакции Собрание представителей в пределах своей компетенции принимает решения, которые подписываются председателем Собрания представителей (главой города). Порядок принятия актов Собранием представителей определяется его Регламентом, вступают в силу со дня их принятия, если иное не определено в самом акте, за исключением актов о введении местных налогов и сборов и актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые вступают в силу через 30 дней после их официального опубликования в городских средствах массовой информации (местной газете) (пункты 1, 3 статьи 38 Устава в ранее действующей редакции, статья 5.4 Устава в новой редакции). В соответствии с частями 3, 5 статьи 5.5 Устава в новой редакции муниципальные нормативные правовые акты г. Заречного, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов является первая публикация полного текста соответствующего правового акта в печатном средстве массовой информации города, которое устанавливается постановлением главы города в соответствии с действующим законодательством.
На момент принятия оспариваемого решения от 08 сентября 2005 г. N 95 официальным опубликованием нормативных правовых актов считалась публикация в городской еженедельной информационно-публицистической газете "Заречье", зарегистрированной решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 13 декабря 1990 г., а на момент принятия решения от 23 января 2015 г. N 46 - муниципальное средство массовой информации газета "Ведомости Заречного" (пункты 1, 2 статьи 1 Порядка опубликования, вступления в силу и действия нормативных правовых актов администрации и иных органов местного самоуправления г. Заречного, утвержденного постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 08 апреля 2009 г. N 571).
Судом установлено, что решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 08 сентября 2005 г. N 95 "Об утверждении Положения о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размере муниципальным служащим города Заречного Пензенской области, лицам, замещающим муниципальные должности города Заречного Пензенской области" и решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 23 января 2015г. N 46 о внесении изменений в решение от 08 сентября 2005 г. N 95 приняты на правомочных сессиях депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов, подписаны председателем Собрания представителей Сергеевым В.В. и главой г. Заречного Климановым О.В. соответственно, опубликованы 21 сентября 2005 г. в печатном издании "Заречье" N 38 (759) и 23 января 2015 г. в печатном средстве массовой информации газете "Ведомости Заречного" N 2, вступили в силу со дня официального опубликования и после опубликования и распространены на правоотношения, возникшие после 01января 2005 г. (л.д. 50-53,54-56,80-81,82-84).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом и Уставом полномочий, подписан надлежащим уполномоченным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования.
По указанным основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
Проверяя оспариваемые положения муниципального нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд противоречия не установил.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности, в том числе порядок индексации указанного денежного обеспечения.
Проанализировав положения муниципального нормативного правового акта с нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что Собрание представителей г. Заречного Пензенской области, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, было вправе определить период его действия, распространив на правоотношения после 01 января 2005 г., условия сохранения доплаты к трудовой пенсии, установленной в соответствии с решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 02 декабря 1999 г. N 366, а также порядок ее индексации.
При таких обстоятельствах следует констатировать, что оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Ссылка административного истца в обоснование своих требований на положения части 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой, по его мнению, не соответствуют пункт 5 решения от 08 сентября 2005 г. N 95 и пункт 18 Положения (в редакции решения от 23 января 2015 г. N 46), является необоснованной.
В соответствии с положениями указанной нормы по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Однако оспариваемый нормативный правовой акт, исходя из положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2 и статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, поскольку регулирует правоотношения, возникшие в сфере государственно-правового регулирования, которые носят публичный характер, в то время как гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.
Довод Шуваева В.С. на нарушение обжалуемым актом права на индексацию доплаты к государственной пенсии в связи с увеличением должностных окладов муниципальных служащих следует признать несостоятельным.
Установлено, что в связи с принятием оспариваемого административным истцом нормативного правового акта перерастало действовать Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим органов местного самоуправления города Заречного, утвержденное решением Собрания представителей г. Заречного от 02 декабря 1999 г. N 366, в соответствии с которым Шуваеву В.С. постановлением главы г. Заречного Пензенской области от 11 июля 2005 г. N 726 с 01 июля 2005 г. была установлена доплата к государственной пенсии, подлежащая перерасчету в случае изменения в установленном порядке минимального размера оплаты труда (л.д.15,139-142).
Пунктом 18 Положения о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размере муниципальным служащим города Заречного Пензенской области, лицам, замещающим муниципальные должности города Заречного Пензенской области, утвержденного решением от 8 сентября 2005 г. N 95 (в редакции решения от 23 января 2015 г.) предусмотрено сохранение доплаты к пенсии в установленном размере с последующим изменением на индекс увеличения должностных окладов муниципальных служащих г. Заречного Пензенской области лицам, которым по состоянию на 01 января 2005 г. определена доплата к трудовой пенсии в соответствии с решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 02 декабря 1999 г. N 366 и не имеющим права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением.
Установлено, что Шуваев В.С. имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением, утвержденным решением от 08 сентября 2005 г. N 95, однако данным правом не воспользовался. В связи с чем, указанный выше порядок индексации не распространяется на установленную доплату к трудовой пенсии административного истца.
Ссылка Шуваева В.С. в административном исковом заявлении о том, что в оспариваемом нормативном акте продублированы сроки, установленные Законом Пензенской области от 08 сентября 2004 г. N 653-ЗПО "О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области", во внимание принята быть не может, поскольку не свидетельствует о незаконности обжалуемого муниципального правового акта.
Поскольку пункт 5 решения от 08 сентября 2005 г. N 95 и пункт 18 Положения (в редакции от 23 января 2015 г.) не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного Шуваевым В.С. требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шуваева В.С. о признании недействующими пункта 5 решения Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 08 сентября 2005 г. N 95 "Об утверждении Положения о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размере муниципальным служащим города Заречного Пензенской области, лицам, замещающим муниципальные должности города Заречного Пензенской области" и пункта 18 Положения о порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет и ее размере муниципальным служащим города Заречного Пензенской области, лицам, замещающим муниципальные должности города Заречного Пензенской области, утвержденного данным решением (в редакции от 23 января 2015 г.), отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2016г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.