Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А. и Кривцовой О.Ю.
с участием прокурора Кулясовой Р.Я.
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 февраля 2016 г., по иску прокурора Демского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах П.А.Д. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., объяснения прокурора К.Р.Я., П.А.Д., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Демского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах П.А.Д. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города) о возложении обязанности предоставить П.А.Д., а также ее несовершеннолетней дочери П.Е.Д., дата рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв.м на каждого члена семьи, указывая на то, что прокуратурой Демского района г.Уфы Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что П.А.Д. на основании распоряжения главы Администрации города N ... от дата принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список на предоставление жилой площади по договору специализированного найма. П.А.Д. не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени Администрацией города не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Тем самым нарушены жилищные права П.А.Д., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 февраля 2016 г. постановлено:
исковые требования прокурора Демского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах П.А.Д. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить П.А.Д. и ее несовершеннолетней дочери - П.Е.Д., дата рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления, но не менее ... м.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального права.
Истец - прокурор Демского района г.Уфы Республики Башкортостан, представитель ответчика - Администрации города, представители третьих лиц - Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Управления федерального казначейства по Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора К.Р.Я., истца П.А.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, П.А.Д., родилась дата, ее отец П.Д.Г. умер дата, ее мать П.О.А. решением Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата лишена родительских прав (л.д. 12-13). В последствие, дата П.О.А. умерла.
Постановлением главы Администрации Демского района г.Уфы Республики Башкортостан от дата N ... над несовершеннолетней П.А.Д. опекуном назначена П.О.П.
Постановлением Администрации Демского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация района) N ... от дата П.А.Д., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного жилого помещения, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 19).
П.А.Д. имеет диплом о среднем профессиональном образовании, выданный Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Уфимский государственный колледж технологии и дизайна" (л.д. 29).
дата у П.А.Д. родилась дочь П.Е.Д.
П.А.Д. согласно данным учета на дата собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается справкой N ... от дата территориального участка г.Уфы БТИ РБ, сообщением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N ... от дата
Из правки о регистрации, выданной МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа г.Уфа следует, что П.А.Д. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: адрес, совместно с ней проживают: П.А.А., П.О.П., П.А.А., П.Е.А., К.А.П., П.Л.А., общая площадь дома составляет 37,5 кв.м (л.д. 36).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Демского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах П.А.Д., суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию города обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению П.А.Д. жилым помещением; П.А.Д., обратившись в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив документы о составе семьи, тем самым реализовала свое право на обеспечение жилым помещением, постановлением Администрации района она признана нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Вступившим в действие с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В Жилищном кодексе РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В гл. 9 Жилищного кодекса РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В гл. 10 Жилищного кодекса РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая ст. 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 103 гл. 10 Жилищного кодекса РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" дополнена новой ч. 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Для этой цели согласно п. 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее - Список).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список должно осуществляться на основании:
заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование Списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список;
заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Приобретение дееспособности ранее достижения 18 лет Гражданский кодекс Российской Федерации связывает со вступлением несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21) или его эмансипацией (п. 1 ст. 27). С момента заключения включенным в Список ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, брака или принятия органом опеки и попечительства либо судом решения о его эмансипации такой гражданин вправе получить жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации. К таким случаям могут, в частности, относиться окончание пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с завершением обучения (получением общего образования), признание органом опеки и попечительства возможным раздельного проживания ребенка по достижении 16 лет с законным представителем.
В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В случаях получения общего образования или продолжения освоения основной образовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
То есть несовершеннолетний может завершить пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с окончанием обучения (получением только основного общего образования или до получения основного общего образования) и трудоустройством.
Завершение пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть также связано с разрешением ребенку заниматься предпринимательской деятельностью (с согласия законных представителей, оформленного нотариально), получением им самостоятельного дохода и окончанием обучения, когда его содержание в данной организации вне зависимости от эмансипации ребенка является нецелесообразным.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено: после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Аналогичные правовые предписания вытекают из содержания Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у П.А.Д., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижению совершеннолетия, а возможность предоставления ей указанного жилья после достижения 18 лет и окончания обучения связана с обращением П.А.Д. с соответствующим заявлением. Однако П.А.Д. с таким заявлением не обращалась.
При таких обстоятельствах П.А.Д., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма.
По изложенным обстоятельствам, судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы, о том, что права, свободы и законные интересы П.А.Д. не нарушены, как необоснованный.
Однако судебная коллегия полагает, что доводы Министерства финансов Республики Башкортостан о том, что судом неверно предоставлено жилое помещение П.А.Д. и ее малолетней дочери П.Е.Д. площадью не менее ... кв.м, то есть на семью из двух человек, заслуживают внимания.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Демского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах П.А.Д. в части предоставления П.А.Д., а также ее несовершеннолетней дочери П.Е.Д. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее ... кв.м, суд первой инстанции исходил из того, что П.А.Д. является сиротой и у нее имеется малолетняя дочь, которая проживает совместно с ней и нуждается в уходе со стороны матери, в связи с чем жилое помещение П.А.Д. подлежит предоставлению в размере не менее ... кв.м с учетом малолетней дочери.
Однако судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения именно указанной категории лиц.
Поскольку установление тех или иных льгот, а также определение круга лиц, на которых они распространяются, относится к прерогативе законодателя, постольку расширение круга лиц, пользующихся льготой, также относится к компетенции законодателя.
Учитывая, что действующим федеральным законодательством не предусматривается распространение льготы по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежат.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению с указанием о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Демского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах П.А.Д. к Администрации города о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключении договора найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности на Администрацию города предоставить П.А.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не менее ... кв.м. В удовлетворении исковых требований прокурора Демского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах П.А.Д. к Администрации города о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения с учетом члена семьи - несовершеннолетней П.Е.Д. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 февраля 2016 г. изменить:
исковые требования прокурора Демского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах П.А.Д. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить П.А.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на ... лет в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не менее ... кв.м.
В удовлетворении исковых требований прокурора Демского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах П.А.Д. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения с учетом члена семьи -несовершеннолетней П.Е.Д. - отказать.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Шакирова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.