Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Героя Советского союза И.В. Панфилова г. Петровска Саратовской области" на решение судьи Петровского городского суда Саратовской области от 11 мая 2016 года и постановление первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 25 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Героя Советского союза И.В. Панфилова г. Петровска Саратовской области"
установил:
постановлением первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 25 марта 2016 года муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Героя Советского союза И.В. Панфилова г. Петровска Саратовской области" (далее - СОШ N 3) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 6787 руб.
Решением судьи Петровского городского суда Саратовской области от 11 мая 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, директор СОШ N 3 ФИО14 просит отменить принятые по делу решения. В обоснование жалобы ссылается, что перечень работ согласовывался с министерством образования Саратовской области, администрацией Петровского муниципального района Саратовской области и финансовым управлением. Считает, что работы произведены в соответствии с соглашением между министерством образования Саратовской области и администрацией Петровского муниципального района Саратовской области в предоставлении субсидии из областного бюджета.
Директор СОШ N 3 ФИО13 и защитник Макаров А.Н. поддержали доводы жалобы, просили отменить решение суда, ссылаясь на проведение работ в соответствии с соглашением между министерством образования Саратовской области и администрацией Петровского муниципального района Саратовской области. При этом каких-либо претензий относительно освоения бюджетных средств не предъявлялось.
Представители контрольно-аналитического комитета Саратовской области - Кириленкова Е.В., Алешина М.В. возражали по доводам жалобы, просили решение суда оставить без изменения, поскольку решение является законным и обоснованным, а направление в министерство образования Саратовской области информации относительно ситуации по реализации субсидии не является доказательством целевого использования бюджетных средств.
Фоменков Н.В., будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, в связи с жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 38 БК РФ предусмотрено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 6 БК РФ к получателям бюджетных средств (получателям средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на (основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно пункту 2 статьи 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 69.1, 78.1 БК РФ субсидии на иные цели бюджетным учреждениям могут предоставляться из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг (выполнение работ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297, действовавшим до 01 января 2016 года, утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
Из приложения N7 к указанной государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы следует, что утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по
формированию в субъектах Российской Федерации сети общеобразовательных
организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (далее - Правила).
Согласно данным Правилам субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, Министерству образования и науки Российской Федерации, на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение). Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие утвержденной программы (плана) субъекта Российской Федерации, предусматривающей осуществление на территории субъекта Российской Федерации мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
Цели государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы предполагают формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Согласно Приложению N 3 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы "Перечень основных мероприятий" - одним из основных мероприятий является пункт 1.16 "Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом", которая означает создание в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов (устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установка перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта, и др.).
Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 643-П утверждена государственная программа Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2020 года", предусматривающая реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие системы общего и дополнительного образования", ответственным исполнителем которой является Министерство образования Саратовской области.
Согласно пункту 1 Приложения N 8 к данной государственной программе области субсидия предоставляется бюджетам муниципальных районов и городских округов области (далее - муниципальные образования области) из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области в целях создания в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом.
В рамках реализации подпрограммы "Развитие общего и дополнительного образования" государственной программы Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2020 года" постановлением Правительства Саратовской области от 10 ноября 2014 года N 622-П утверждено Положение о порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, и условия ее расходования.
Согласно пункту 5 Положения N 622-П субсидия расходуется при условии осуществления за счет средств местного бюджета кассовых выплат в соответствии с правовым актом, устанавливающим расходные обязательства муниципального района (городского округа) области на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.Субсидия носит целевой характер и не подлежит направлению на иные цели. В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в установленном порядке (пункты 6, 7 Положения N 622-П).
Между Министерством образования и науки РФ и Правительством Саратовской области 10 августа 2015 года заключено соглашение 07G65.24.0274 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей инвалидов, согласно пункту 1.5 которого субсидия используется на реализацию мероприятий в 42 базовых образовательных организациях, в том числе в СОШ N 3, за счет средств федерального бюджета - 1027,0 тыс. руб., областного бюджета - 293,4 тыс. руб., местного бюджета - 146,7 тыс. руб.
Постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 21 ноября 2013 года N 1391 утверждена муниципальная программа "Развитие образования в Петровском муниципальном районе на 2014-2018 годы", исполнителем которой является Управление образования администрации Петровского муниципального района. В соответствии с изменениями, внесенными в данную программу, ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы - предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья инклюзивного образования. Объемы финансового обеспечения муниципальной программы на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей инвалидов в 2015 году определены в размере 1 467,1 тыс. руб., из них за счет средств федерального бюджета - 1 027,0 тыс. руб., областного бюджета - 293,4 тыс. руб., местного бюджета - 146,7 тыс. руб.
Между Министерством образования Саратовской области и администрацией Петровского муниципального района Саратовской области в лице главы администрации ФИО12 заключено соглашение 25/икп от 12 августа 2015 года о порядке предоставления в 2015 году субсидии из областного бюджета бюджету Петровского муниципального района на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в целях создания в образовательных организациях условий для инклюзивного образования детей, предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов.
Согласно пункту 1.5 Соглашения субсидия используется на реализацию мероприятий в базовых образовательных организациях, в том числе в СОШ N 3.
Министерством образования Саратовской области в финансовое управление администрации Петровского муниципального района на проведение программных мероприятий перечислены средства субсидии в сумме 1320,4 тыс. руб. (платежные поручения от 14 сентября 2015 года N 247 на 1027,0 тыс. руб., от 15 сентября 2015 года N 974 на 293,4 тыс. руб.).
Финансовым управлением администрации Петровского муниципального района в Управление образования администрации Петровского муниципального района перечислены федеральные средства субсидии в размере 1 027,0 тыс. руб. согласно расходному расписанию N 062/03013/004 от 16 сентября 2015 года.
Управлением образования администрации Петровского муниципального района указанные средства субсидии перечислены на лицевой счет СОШ N 3 в соответствии с заявками на кассовый расход от 17 сентября 2015 года N 7 - 296,78 тыс. руб., от 28 сентября 2015 года N 8 - 85,0 тыс. руб., от 06 октября 2015 года N 9 - 215,10 тыс. руб., от 20 октября 2015 года N 11 - 183,35 тыс. руб., от 12 ноября 2015 года N 14 - 225,57 тыс. руб., от 12 ноября 2015 года N 15 - 13,52 тыс. руб., от 14 декабря 2015 года N 8 - 34,69 тыс. руб.
Также Управлением образования администрации Петровского муниципального района на исполнение программных мероприятий на лицевой счет СОШ N 3 зачислены средства областного бюджета в размере 293,4 тыс. руб. (платежные поручения N 23219 от 28 октября 2015 года на 94,50 тыс. руб., N 25714 от 27 ноября 2015 года на 10,08 тыс. руб., N 25715 от 27 ноября 2015 года на 188,82 тыс. руб.).
По делу установлено, что при проведении контрольно-аналитическим комитетом Саратовской области плановой камеральной проверки в администрации Петровского муниципального района Саратовской области правомерности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Саратовской области за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года, установлено, что средства субсидии, предоставленной из бюджета Саратовской области на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в сумме 135,74 тыс. руб. использованы СОШ N 3 не по целевому назначению, а именно, на ремонт санузла. Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте от 04 марта 2016 года.
В рамках реализации программы "Доступная среда" за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета области на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, СОШ N 3 заключен муниципальный контракт и 6 договоров на общую сумму 1467,10 тыс. руб. (счет средств федерального бюджета - 1027,0 тыс. руб., областного бюджета - 293,4 тыс. руб., местного бюджета - 146,7 тыс. руб.).
Пунктом 1.16 Приложения N 3 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы предусмотрено - "оборудование санитарно-гигиенических помещений".
СОШ N 3 на основании договора N 2 от 24 июня 2015 года, заключенного с ООО "Теплоэлемент" произведен ремонт туалета и замена сантехнических приборов на сумму 269,78 тыс. руб.
При этом часть выполненных работ по обустройству санузла, не относится к целевой программе "Доступная среда". Так, подрядчиком был выполнен ремонт, в том числе: демонтаж оконных коробок 1 шт., очистка вручную стен 15 кв. метров, расчистка потолков 10,4 кв. метров, демонтаж радиаторов 2 шт., разборка облицовки стен из керамической плитки 25 кв. метров, заполнение оконных проемов оконными блоками 1,2 кв. метров, штукатурка стен 6,5 кв. метров, сплошное выравнивание потолков 10,4 кв. метров, покрытие потолков грунтовкой и окраска потолков 10,4 кв. метров, гладкая облицовка стен, столбов, пилястр и откосов 23,7 кв. метров, монтаж светильников 2 шт., монтаж выключателя 1 шт., прокладка проводов 6 метров, установка радиаторов, смена отдельных участков трубопроводов диаметром до 20 мм 6 метров, смена сгонов диаметром до 20 мм 10 шт., смена воздушных кранов радиаторов 5 шт., всего на сумму 135,74 тыс. руб.
21 сентября 2015 года СОШ N 3 произвело оплату указанных работ за счет средств, выделенных в рамках целевой программы "Доступная среда", что подтверждается платежным поручением от 21 сентября 2015 года N 19671 на сумму 269,78 тыс. руб.
В нарушение статей 38, 162, пункта 3 статьи 219, статьи 306.1 БК РФ, пунктов 6 и 7 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, и условиях ее расходования, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 10 ноября 2014 года N 622-П, перечня основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297, пунктов 1.1, 3.1, 3.2 Соглашения N 25/икп от 12 августа 2015 года, в 2015 году за счет средств субсидии из областного бюджета проведена оплата выполненных работ по договору от 24 июня 2015 года N 2 на ремонт санузла СОШ N 3 на сумму 135,74 тыс. руб., что является нецелевым использованием средств.
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, содержащихся в материалах дела, которые получили оценку судом на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. При этом факт производства вышеуказанных работ за счет средств субсидий из областного бюджета ФИО11 не оспаривается.
При таких обстоятельствах должностным лицом и судьей сделан обоснованный вывод о наличии в действиях СОШ N 3 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что производство данных работ не противоречит перечню основных мероприятий программы, является несостоятельным.
Так, целью программы является формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Одним из основных мероприятий программы является создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом. Данное мероприятие включает в себя оборудование санитарно-гигиенических помещений.
Принимая изложенное во внимание, не нахожу оснований полагать, что произведенные СОШ N 3 работы по внутренней отделке санузла направлены на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объекту в сфере образования.
Утверждение автора жалобы о том, что проведение работ было согласовано с министерством образования Саратовской области, администрацией Петровского муниципального района Саратовской области и финансовым управлением не может послужить основанием для освобождения СОШ N 3 от административной ответственности за совершение вменяемого административного правонарушения. Доказательств того, что СОШ N 3 в приняты все возможные меры, направленные на соблюдение требований бюджетного законодательства, в материалы дела не представлены, а приобщенная в судебном заседании информация о текущей ситуации по реализации представленной субсидии не влияет на правильность выводов суда.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на неверное толкование закона, переоценку имеющихся в деле доказательств, оснований для переоценки которых не нахожу.
Решение о привлечении СОШ N 3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание назначено СОШ N 3 в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
При таком положении оснований для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление первого заместителя председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 25 марта 2016 года и решение судьи Петровского городского суда Саратовской области от 11 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Героя Советского союза И.В. Панфилова г. Петровска Саратовской области" оставить без изменения, жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Героя Советского союза И.В. Панфилова г. Петровска Саратовской области" - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.