Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Зиновьевой О.Н., демьяновой Н.Н.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,
при секретаре Удаловой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации г.Костромы Белокурова Р.А. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 07 апреля 2016 г., которым на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы возложена обязанность предоставить Дубовой ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа город Кострома.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
установила:
Прокурор Костромского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Дубовой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации городского округа город Кострома об обязании предоставить на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского округа города Костромы, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда городского округа города Костромы мотивируя тем, что Дубова Е.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители Горяева Т.Е. и Дубов В.Б. лишены родительских прав в отношении дочери решением Костромского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ После этого Дубова Е.В. была передана на воспитание в приемную семью. Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от 25 марта 2004 г. N161 за Дубовой Е.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" После того как было установлено, что жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу числится за посторонним лицом, постановление от 25 марта 2004 г. признано утратившим силу. По результатам обследования от 03 марта 2014 г. межведомственная комиссия признала вышеуказанное жилое помещение непригодным для проживания. Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 16 апреля 2010 г. Дубова Е.В. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно данным Костромского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", Управления Росреестра по Костромской области жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, Дубова Е.В. не имеет. Поскольку местом жительства Дубовой Е.В. является городской округ город Кострома, просит предоставить истице жилое помещение на территории городского округа город Кострома.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Костромы по доверенности Белокуров Р.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает вывод суда первой инстанции о том, что местом жительства Дубовой Е.В. является город Кострома недоказанным и неоснованным на материалах дела. Полагает, что нельзя считать постоянным местом жительства Дубовой Е.В. город Кострому, поскольку ее пребывание в городе носит временный характер, так как связано с приездом на выходные, каникулы и праздники. Указывает на отсутствие оснований для предоставления истице жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения на территории города Костромы.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Костромского района Карамышев С.Н. считает решение суда законным и обоснованным.
Истица Дубова Е.В., представители ответчика - администрации города Костромы, третьих лиц - администрации Костромской области; департамента по труду и социальной защите населения Костромской области; Управления строительства и капитального ремонта администрации города Костромы; департамента финансов Костромской области; департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя третьего лица управления строительства и капитального ремонта администрации города Костромы в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. N620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", пришел к выводу о том, что Дубова Е.В. должна быть обеспечена жильем по месту жительства на территории города Костромы, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения лежит на муниципальном образовании городской округ город Кострома.
Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Дубова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители Дубовой Е.В.- Горяева Т.Е. и Дубов В.Б. решением Костромского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав.
Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от 13 марта 2003 г. N71 несовершеннолетняя Дубова Е.В. передана на воспитание приемному родителю ФИО21., проживавшей по адресу: "адрес". За несовершеннолетней Дубовой Е.В. закреплено право проживать в доме по адресу: "адрес"
Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от 25 марта 2004 г. N161 постановление от 13 марта 2003 г. N71 признано утратившим силу. Несовершеннолетняя Дубова Е.В. направлена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За несовершеннолетней Дубовой Е.В. закреплено право проживать в доме по адресу: "адрес" 22 сентября 2004 г. Дубова Е.В. передана на воспитание в приемную семью ФИО22., проживающей по адресу: "адрес" (постановление главы местного самоуправления Костромского района от 22 сентября 2004 г. N540).
В период с 12 ноября 2008 г. по 10 июня 2014 г. Дубова Е.В. являлась воспитанницей "данные изъяты" и находилась на полном государственном обеспечении. С 2008 г. по 2013 г. Дубова Е.В. обучалась в "данные изъяты".
30 сентября 2014 г. Дубова Е.В. зачислена в качестве перевода из "данные изъяты" в Судиславский филиал "данные изъяты" Для проживания на период обучения истице предоставлено общежитие, находящееся по адресу: "адрес". Срок окончания образовательного учреждения 31 января 2017 г.
По сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Костромской области, ГПКО "Костромаоблтехинвентаризация" за Дубовой Е.В., Горячевой Т.Е., Дубовым В.Б. не зарегистрировано прав на объекты недвижимого имущества.
Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" зарегистрировано за ФИО23. (доля в праве 1/2 ), ФИО24 (доля в праве 1/2 ).
По сведениям Костромского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", администрации Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" значится за ФИО25 По сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Костромской области сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение по указанному адресу в ЕГРП отсутствуют.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Сандогорского сельского поселения N4а от 10 апреля 2006 г., жилое помещение по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания.
Заключением межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 11 февраля 2016 г. N185-06-03-кр проживание Дубовой Е.В. по вышеназванному адресу признано невозможным.
Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 16 апреля 2010 г. N112/1-ОП Дубова Е.В. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Дубова Е.В. жилым помещением не обеспечена.
Из содержания положений п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 г.) и ст.109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении Дубовой Е.В. жилого помещения.
Пунктами "ж", "к" ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жилыми помещениями регулируются Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.8 ст.8 вышеназванного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 29.12.2014 г. N620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч.1 ст.3 Закона).
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. N620-5-ЗКО государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;
3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Согласно ст.10 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. N620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 г. и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.
Законом Костромской области от 26.03.2015 г. N646-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" введен в действие Закон Костромской области от 29.12.2014 г. N620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утверждено Приложение 40, таблица 17 "Распределение субвенций, передаваемых бюджетам городских округов в 2015 году на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями". Городскому округу город Кострома переданы субвенции в размере 2 926,1 тыс. рублей.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на муниципальное образование городской округ город Костромы обязанности по предоставлению истице жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующим федеральным и региональным законодательством.
Возлагая на муниципальное образование городской округ город Кострома Костромской области обязанность предоставить Дубовой Е.В. жилое помещение на территории города Костромы, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 12 ноября 2008 г. по 10 июня 2014 г. истица являлась воспитанницей "данные изъяты", в связи с чем в период с 15 сентября 2009 г. по 16 июня 2014 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу "данные изъяты": "адрес". В настоящее время Дубова Е.В. проходит обучение в "данные изъяты", в связи с чем проживает в общежитии образовательного учреждения в "адрес". При этом в выходные дни и в каникулы истица проживает в городе Костроме у сестры ФИО26
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истицы, свидетеля ФИО27., данными о регистрации истицы, справок об обучении.
В ходе судебного разбирательства Дубова Е.В. давала пояснения о том, что после окончания колледжа планирует работать и проживать в городе Костроме, поскольку здесь у нее проживают друзья, сестра, брат, кроме брата и сестры из родных у нее больше никого нет.
Установив указанные обстоятельства и принимая во внимание, что Судиславский район Костромской области не может быть признан местом жительства истицы, поскольку ее проживание в общежитии образовательного учреждения в "адрес" вызвано обучением, суд пришел к выводу о том, что город Кострома является постоянным местом жительства истицы. Доказательств обратного ответчиком представлено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что в соответствии с п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с которым местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства истицы является город Кострома.
С учетом изложенного не имеется оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, а в апелляционной жалобе не приводится доводов, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Костромы Белокурова Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Судья Ивкова А.В.
Дело N33-1278
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.