Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием защитника - Мироновой Л.Б.,
представителей Службы контроля ХМАО-Югры - Братищевой М.В. и Терентьевой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Терновой Л.А. на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 апреля 2016 года, которым постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры Братищевой М.В. от 3 июня 2015 года по делу об административном правонарушении *** которым должностное лицо - Терновая Л.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба Терновой Л.А. - без удовлетворения,
установил:
3 июня 2015 года постановлением заместителя руководителя Службы контроля в ХМАО-Югре Братищевой М.В. должностное лицо - проректор по финансово - экономической деятельности бюджетного учреждения высшего образования ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия" Терновая Л.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица Службы контроля ХМАО-Югры, Терновая Л.А. обратилась в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с жалобой, в которой просила отменить постановление должностного лица и производство по делу прекратить.
Вышеуказанным решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 апреля 2016 года постановление должностного лица Службы контроля ХМАО-Югры оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Терновая Л.А. просит отменить решение суда и постановление Службы контроля, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения, мотивируя жалобу тем, что ст. 28 Закона об образовании предусмотрено проведение научных и методических конференций, семинаров; выплата среднего заработка предусмотрены нормативными актами РФ и ХМАО-Югры в составе нормативных затрат на выполнение государственного задания, а также планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения; затраты на выполнение государственного задания состоят не только из прямых затрат на оказание конкретной государственной услуги, но также и из косвенных затрат, необходимых для нормального функционирования учреждения; выводы суда о том, что оказание преподавательских услуг по проведению практических занятий на цикле повышения квалификации не связаны с выполнением государственного задания, являются необоснованными, так как средний заработок является составной частью фонда оплаты труда и он отражен в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В отзыве на жалобу заместитель Службы контроля ХМАО-Югры Братищева М.В. считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
В судебном заседании защитник Миронова Л.Б. поддержала жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
В судебном заседании представители Службы контроля ХМАО-Югры Братищева М.В. и Терентьева К.Г. считают доводы жалобы необоснованными и просят оставить их без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на жалобу, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.
Так, виновность Терновой Л.А. в совершении, правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ в полном объеме подтверждается материалами дела.
Из материалов дела следует, что за счет субсидии учреждением с работником М. заключен договор на оказание преподавательских услуг по проведению практических занятий на цикле повышения квалификации специалистов организаций по приоритетным направлениям развития отрасли ***-Югры - паллиативная медицинская помощь в количестве 192 часа (в период с *** по ***) от *** *** на сумму *** рублей.
М. направлялась в командировки для проведения занятий по паллиативной медицинской помощи (приказ от, *** ***/км на *** дней, приказ от *** ***/км на *** дней) для участия в юбилейной конференции (приказ от *** ***/км на *** день, приказ от *** ***/км-1 на *** день), при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировках в сумме *** рублей осуществлялась за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания.
За счет субсидии с работником К. был заключен договор возмездного оказания услуг от *** *** на сумму *** рублей на оказание преподавательских услуг по проведению практических занятий (в период с *** по ***) на цикле повышения квалификации специалистов организаций по приоритетным направлениям развития отрасли Ханты-Мансийского автономного округа- Югры - паллиативная медицинская помощь.
К. направлялся в командировку для проведения занятий по паллиативной медицине (приказ от *** ***/км/1 на *** дней, приказ от *** ***/км на *** дней) за счет целевых бюджетных средств, при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировке в сумме *** рубля осуществлялась за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания.
Кроме этого К. направлялся в командировку для участия в региональной научно-практической конференции молодых ученых (приказ от *** ***/км на *** дней, приказ от *** ***/км/1 на *** дней) за счет внебюджетных средств, при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировке в сумме 39 077,38 рублей осуществлялась за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания.
За счет субсидии с работником Я. был заключен договор возмездного оказания услуг от *** *** на сумму *** рублей, на оказание преподавательских услуг по чтению лекционных и практических занятий (в период с *** по ***) на цикле повышения квалификации по приоритетным направлениям развития здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - паллиативная медицинская помощь для врачей и для среднего медицинского персонала.
Я. направлялся в командировки для проведения занятий по паллиативной медицинской помощи (приказ от *** ***/км на *** дня, приказ от *** *** /км на *** дня, приказ от *** ***/км на *** дня, приказ от *** ***/км на *** дня, приказ от *** ***/км на *** дня, приказ от *** *** км-1 на *** дня) за счет целевых бюджетных средств, при этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировке в сумме *** рублей осуществлялась за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания.
Кроме этого Я. направлялся в командировку для участия с докладом в заседании профильной комиссии по специальности "Токсикология" (приказ от *** ***/км на *** дня, приказ от *** ***/км-1 на *** дня) за счет внебюджетных средств, этом оплата среднего заработка за дни нахождения в командировке в сумме *** рублей осуществлялась за счет субсидии на финансовое выполнения госзадания.
Административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Таким образом, определяющим моментом для наличия состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является направление бюджетных средств на цели, не предусмотренные государственным заданием.
Соглашение *** от *** о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, являющееся правовым основанием предоставления субсидии, содержит цель использования субсидии - выполнение государственного задания, утвержденного приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.12.2013 года N 1169. В соответствии с п. 3.3.1 Учреждение обязано осуществлять использование субсидии в целях реализации Госзадания в соответствии с требованиями качеству и объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, определенными в Госзадании.
В соответствии с государственным заданием, утвержденным приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.12.2013 года N 1169, денежные средства в виде субсидии были направлены Ханты-Мансийской государственной медицинской академии на реализацию основных профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), подготовки специалистов среднего звена в государственных образовательных организациях; реализацию основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования в государственных учреждениях; реализацию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования в государственных учреждениях; организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно - экспериментальных работ, научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов.
В соответствии с Порядком определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки (специальностям) и нормативных затрат на содержание имущества государственным образовательным организациям высшего образования, координацию деятельности которых осуществляет Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, утвержденным приказом N 813 от 30.08.2013 года Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры, базовые нормативные затраты на оказание государственной услуги по направлениям подготовки (специальностям), включают в себя нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды. В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава, расходы по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.
Таким образом, в данном случае, субсидия Учреждением может расходоваться лишь на цели, определенные государственным заданием и все произведенные за счет субсидии расходы должны быть непосредственно связаны с оказанием государственной услуги, с выполнением государственного задания, а именно все расходы за счет субсидии могут быть направлены лишь на реализацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования; реализацию основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования в государственных учреждениях; реализацию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования в государственных учреждениях; организацию и проведение научных исследований, научно-технических и опытно - экспериментальных работ, научной экспертизы программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов.
Однако, участие преподавателя в конференции и работа по повышению квалификации специалистов медицинских организаций не входит в состав реализации основных профессиональных образовательных программ, а также не входит в состав научных исследований, научно-технических и опытно - экспериментальных работ.
Так, в соответствии с ч.4 ст. 12 Федерального закона "Об образовании в РФ" повышение квалификации специалистов медицинских организаций относится не к основным образовательным программам, а относится к дополнительным образовательным программам, на которые субсидия не выделялась, что следует из Государственного задания.
При этом участие в конференции не является повышением квалификации преподавателя, подлежащей оплате за счет средств субсидии.
Соответственно, расходование средств субсидии (предоставленной для реализации основных образовательных программ) на участие преподавателя в конференции и на работу по повышению квалификации специалистов медицинских организаций (не связанную непосредственно с выполнением государственного задания по реализации основных образовательных программ), является нецелевым использованием бюджетных средств.
В действиях Терновой Л.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, так как оплачивая за счет средств субсидии преподавателю средний заработок за нахождение в командировке, не связанной непосредственно с реализацией основных образовательных программ, а связанной с участием преподавателя в конференции и работой по повышению квалификации специалистов медицинских организаций, Терновая Л.А. допустила нецелевое использование бюджетных средств.
Доводы жалобы о том, что выплата среднего заработка предусмотрены нормативными актами РФ и ХМАО-Югры в составе нормативных затрат на выполнение государственного задания, а также планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, является также необоснованным, так как преподавателю должен выплачиваться средний заработок в командировке за счет средств субсидии лишь в том случае, если его работа была непосредственно связана с выполнением государственного задания, а в том случае, если работа не связана с выполнением государственного задания, то средний заработок не может оплачиваться за счет средств субсидии, а должен оплачиваться из каких-либо иных средств Учреждения.
План финансово-хозяйственной деятельности Учреждения не имеет отношения к рассматриваемому вопросу нецелевого использования бюджетных средств, так как по смыслу закона в данном случае целевое либо нецелевое расходование средств субсидии определяется исходя из соглашения об условиях предоставления субсидии (государственного задания), а не из плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения. Как указано выше состав ст. 15.14 КоАП РФ имеет место в том случае, если средства бюджета были направлены в целях, не соответствующих целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. План финансово-хозяйственной деятельности Учреждения не является правовым основанием предоставления указанных средств. Таким основанием в данном случае является лишь соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
В связи с чем, являются необоснованными доводы жалобы об отсутствии события правонарушения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Терновой Л.А. допущено не было.
Все выводы судьи должным образом мотивированы.
Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, Терновая Л.А. заявляла при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в решении суда. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 апреля 2016 года в отношении должностного лица Терновой Л.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Терновой Л.А. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.