Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием защитника - Мироновой Л.Б.,
представителей Службы контроля ХМАО-Югры - Братищевой М.В. и Терентьевой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Янина В.Л. на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2016 года, которым постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры Братищевой М.В. от 3 июня 2015 года по делу об административном правонарушении N ***, о прекращении в связи с малозначительностью производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица Янина В.Л. с объявлением ему устного замечания - оставлено без изменения, а жалоба Янина В.Л. - без удовлетворения,
установил:
3 июня 2015 года постановлением заместителя руководителя Службы контроля в ХМАО-Югре Братищевой М.В. должностное лицо - проректор по учебной работе бюджетного учреждения высшего образования ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия" Янин В.Л. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ с объявлением ему устного замечания. Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением должностного лица Службы контроля ХМАО-Югры, Янин В.Л. обратился в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с жалобой, в которой просил отменить постановление должностного лица и производство по делу прекратить.
Вышеуказанным решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2016 года постановление должностного лица Службы контроля ХМАО-Югры оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Янин В.Л. просит отменить решение суда и постановление Службы контроля, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения, мотивируя жалобу тем, что законом "Об образовании в РФ" предусмотрено проведение научных и методических конференций, семинаров; расходы на проведение культурно - массовых мероприятий предусмотрены нормативными актами РФ и ХМАО-Югры в составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды; расходы на проведение конференции предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения; Положение об обеспечении питанием обучающихся в государственных образовательных учреждениях, утвержденное Постановлением Правительства ХМАО-Югры N 163-п от 08.05.2013 года, неприменимо к обеспечению питанием обучающихся на конференции, так как указанное положение устанавливает правила обеспечения питанием на регулярной основе, а расходы на оплату услуг буфета академией проведены в рамках культурно-массового мероприятия, носящего разовый характер; затраты на выполнение государственного задания состоят не только из прямых затрат на оказание конкретной государственной услуги, но также и из косвенных затрат, необходимых для нормального функционирования учреждения.
В отзыве на жалобу заместитель Службы контроля ХМАО-Югры Братищева М.В. считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
В судебном заседании защитник Миронова Л.Б. поддержала жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
В судебном заседании представители Службы контроля ХМАО-Югры Братищева М.В. и Терентьева К.Г. считают доводы жалобы необоснованными и просят оставить их без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на жалобу, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и постановления должностного лица с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры Братищевой М.В. от 03.06.2015 Янин В.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ за то, что он, являясь должностным лицом - проректором по учебной работе бюджетного учреждения высшего образования ХМАО-Югры "Ханты- Мансийская государственная медицинская академия", допустил нецелевое использование средств субсидии. *** между Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры и Учреждением заключено Соглашение *** о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на *** год и плановый период *** и *** годов. Действиями Янина В.Л. по изданию приказа Учреждения от 04.12.2013 N 626 "Об утверждении сметы расходов на проведение культурно-массового мероприятия "День волонтера", осуществлено направление средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения Госзадания на услуги буфета в сумме *** рублей, то есть на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением от ***, являющимся правовым основанием предоставления субсидии.
Приказом Учреждения от *** *** "Об утверждении сметы расходов на проведение культурно-массового мероприятия "День волонтера" утверждена смета на общую сумму ***, рублей, в том числе на услуги буфета в сумме *** рублей, отделу бухгалтерского учета поручено произвести оплату за счет средств мероприятий, предусмотренных госзаданием. Данный Приказ подписан Яниным B.Л.
В соответствии с утвержденной сметой, Учреждением заключен договор возмездного оказания услуг с ***" от *** *** и платежным поручением от *** *** осуществлена оплата в сумме *** рублей.
Оплата произведена за счет средств субсидии, выделенных Учреждению на финансовое обеспечение выполнения госзадания.
Однако, выводы должностного лица Службы контроля ХМАО-Югры и Ханты-Мансийского районного суда о том, что расходование средств на услуги буфета при проведении культурно-массового мероприятия, являются нецелевым использованием бюджетных средств, основаны на неверном толковании норм права.
Так, административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Соглашение *** от *** о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, являющееся правовым основанием предоставления субсидии, содержит цель использования субсидии - выполнение государственного задания, утвержденного приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 14.12.2012 года N 1487.
Таким образом, определяющим моментом для наличия состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является направление бюджетных средств на цели, не предусмотренные государственным заданием.
В соответствии с государственным заданием, утвержденным приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 14.12.2012 года N 1487, денежные средства в виде субсидии были направлены Ханты-Мансийской государственной медицинской академии на реализацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования; реализацию основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования в государственных учреждениях; реализацию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования в государственных учреждениях; организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно - экспериментальных работ, научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов.
Пунктом 22 части 1 ст. 34 Федерального закона "Об образовании в РФ" обучающимся предоставлено право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, и других массовых мероприятиях.
Из чего следует, что организация и проведение культурно-массового мероприятия для обучающихся в учебных заведениях является частью образовательного процесса, направленного на развитие творческих, спортивных способностей и интересов студентов.
То есть организация и проведение культурно-массового мероприятия для студентов направлена именно на выполнение государственного задания по реализации образовательных программ.
В связи с чем, расходы на организацию и проведение культурно-массового мероприятия для студентов, являются расходами, предусмотренными государственным заданием.
Указанный вывод подтверждается Порядком определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки (специальностям) и нормативных затрат на содержание имущества государственным образовательным организациям высшего образования, координацию деятельности которых осуществляет Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, утвержденным приказом N 813 от 30.08.2013 года Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры. В соответствии с п. 9.2 указанного порядка в составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие нормативных затрат: в том числе затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами. К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги и к нормативным затратам на содержание имущества.
Из указанного документа следует, что расходы на организацию буфета для участников культурно-массового мероприятия, являются нормативными затратами на общехозяйственные нужды при организации культурно-массовой работы со студентами при оказании государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки (специальностям).
То есть расходы на организацию буфета произведены в связи с выполнением государственного задания и в целях, соответствующих целям, определенным в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
Из материалов дела и пояснений представителей лиц, участвующих в деле следует, что стать участником питания могло быть не любое лицо, обучающееся в академии, а только участник культурно-массового мероприятия.
Организация буфета произведена в рамках запланированного мероприятия для участников культурно-массового мероприятия, а не в целях организации питания обучающихся в академии.
В связи с чем, данные отношения не могут регулироваться Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 08.05.2013 года N 163-п "Об обеспечении питанием обучающихся в государственных образовательных организациях и частных профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории ХМАО-Югры", а регулируются именно Порядком определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки (специальностям) и нормативных затрат на содержание имущества государственным образовательным организациям высшего образования, координацию деятельности которых осуществляет Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, утвержденным приказом N 813 от 30.08.2013 года Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры.
Указанные затраты на организацию буфета участникам культурно-массового мероприятия не относятся к обеспечению питанием обучающихся в государственных учреждениях, а относятся к нормативным затратам на общехозяйственные нужды при культурно-массовой работы со студентами в целях выполнения государственного задания по реализации образовательных программ.
С учетом изложенного выводы должностного лица Службы контроля ХМАО-Югры и Ханты-Мансийского районного суда о нецелевом использовании учреждением субсидии выделенной для выполнения госзадания противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм права, что в силу п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления должностного лица и решения суда и прекращения производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2016 года в отношении должностного лица Янина В.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ - отменить.
Постановление заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Братищевой М.В. ***-ТЛ от *** о признании должностного лица (проректора по учебной работе бюджетного учреждения высшего образования ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия") Янина В.Л. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и прекращении дела в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (проректора по учебной работе бюджетного учреждения высшего образования ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская государственная медицинская академия") Янина В.Л. - прекратить на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.