Председатель Ивановского областного суда Уланов В.А., изучив жалобу представителя ОАО "ИГТСК" Мелкумяна Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района в г.Иваново от 19 февраля 2016 года и решение Фрунзенского районного суда г.Иваново от 01 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района в г.Иваново от 19 февраля 2016 года
ОАО "Ивановская городская теплосбытовая компания" (далее - ОАО "ИГТСК") признано виновным
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 01 апреля 2016 года указанное постановление уточнено: в резолютивной части указано на виновность ОАО "ИГТСК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ; а в остальном оставлено без изменения.
В жалобе Мелкумян выражает несогласие с обжалуемыми судебными решениями и указывает на то, что:
- в действиях ОАО "ИГТСК" отсутствует состав административного правонарушения, что в частности подтверждается имеющейся в материалах дела судебной практикой;
- судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, ими неправильно применены нормы материального и процессуального права, установленные обстоятельства ничем не доказаны;
- ОАО "ИГТСК" не располагало сведениями о среднемесячном (среднегодовом) объеме потребления тепловой энергии на отопление, так как узел учета был неисправен на протяжении 10 месяцев в течении календарного года, ввиду чего выданное предписание не могло быть выполнено, однако суды этого не приняли во внимание;
- Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, должны рассматриваться вместе с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1034;
- в период с апреля 2014 года по май 2015 года узел учета тепловой энергии, расположенный по адресу: г.Иваново, ул ... , д ... , работал некорректно (с перебоями), технические устройства измерения не работали, либо работали с ошибками, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие за некоторые периоды времени сведений по расходу ГВС, а также о температуре на подающем и обратном трубопроводах, о массе вошедшего и вышедшего из дома теплоносителя;
- суды подошли формально к рассмотрению дела, законность предписания не оценили.
Проверив материалы дела и доводы надзорной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ОАО "ИГТСК" в срок до 20 ноября 2015 года не выполнило законное предписание Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, а именно:
- не произвело собственникам помещений в многоквартирном доме N. . по ул ... в г.Иваново начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за период с мая 2015 года по июнь 2015 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за период с 01 мая 2014 года по 01 апреля 2015 года;
- не произвело жителям многоквартирного дома N. . по ул ... в г.Иваново корректировку платы за отопление за период с 01 мая 2014 года по 01 апреля 2015 года.
Доказательства виновности ОАО "ИГТСК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в материалах дела имеются, судами исследовались и были оценены с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения дела, в качестве недопустимых они не признавались. Ни одно из доказательств не получило заранее определенной силы.
Все юридически значимые для решения вопроса о привлечении ОАО "ИГТСК" к административной ответственности обстоятельства были выяснены и оценены.
Согласно ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления.
Пунктом 1 постановления РСТ Ивановской области от 13 сентября 2012 года N 496 "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Ивановской области", установлено, что на территории Ивановской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 22 Правил N 307).
Из материалов дела следует, что ОАО "ИГТСК" является поставщиком коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме N. ., расположенном по адресу: г.Иваново, ул ... , где установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии с 01 мая 2014 года по 28 августа 2017 года и с 27 августа 2015 года по 27 августа 2016 года, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию (л.д.45-46).
В соответствии с пунктом 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 (далее - Правила N 1034), акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу этих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (пункт 6 Правил N 1034).
В силу пункта 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Действующими в спорный период Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 12 сентября 1995 года N Вк-4936, определяющими допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, порядок его эксплуатации, предусматривалось, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета (пункт 9.10).
Надлежащих доказательств, подтверждающих неисправность общедомового прибора учета потребленного объема тепловой энергии (в частности, акты о неисправности узла учета тепловой энергии), ОАО "ИГТСК" не предоставило.
Представленные посуточные ведомости учета параметров теплопотребления и отчеты о суточных параметрах теплоснабжения за период с 01 мая 2014 года по 31 мая 2015 года такими доказательствами признаны быть не могут, поскольку составлены в отсутствие представителя теплоснабжающей организации и не содержат сведений о неисправности прибора учета.
Статья 157 ЖК РФ и пункты 21, 22 Правил N 307 не освобождают от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае некорректной работы прибора учета в отдельные месяцы, несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию и т.д.
Исходя из изложенного, предписание Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, выданное ОАО "ИГТСК", следует признать основанным на законе, а довод жалобы об отсутствии в действиях ОАО "ИГТСК" состава административного правонарушения - необоснованным.
Судебные решения, на которые ссылается автор жалобы, не свидетельствуют об ином, довод представителя ОАО "ИГТСК" о том, что эти решения приняты по аналогичному вопросу, неубедителен.
Ссылка в жалобе на то, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, ими неправильно применены нормы материального и процессуального права, установленные обстоятельства ничем не доказаны, своего подтверждения не нашли.
Следует согласиться с утверждением автора жалобы о том, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, должны рассматриваться вместе с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1034, вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии вины ОАО "ИГТСК".
Юридическая квалификация действий ОАО "ИГТСК" является верной.
В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание назначено ОАО "ИГТСК" в пределах, установленных законом, с учетом характера совершенного административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений норм КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных решений, не имеется. Формального подхода к рассмотрению дела со стороны судов не установлено.
С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.17 ч.2 п.1, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы представителя ОАО "ИГТСК" Мелкумяна Д.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Фрунзенского судебного района в г.Иваново от 19 февраля 2016 года и решение Фрунзенского районного суда г.Иваново от 01 апреля 2016 года, отказать.
Председатель
Ивановского областного суда подпись
Уланов В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.