Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Терехова В. А., Тереховой Е. И.
на решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 апреля 2016 года по делу по иску
Терехова В. А., Тереховой Е. И. к МУП г. Бийска "Водоканал" о признании оказываемых услуг коммунальными услугами водоотведения, восстановлении прав и обязанностей по оплате оказываемых услуг и возложении обязанности по произведению перерасчета.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терехов В.А., Терехова Е.И. обратились в суд с иском к МУП г.Бийска "Водоканал" о признании оказываемых услуг коммунальными услугами водоотведения, восстановлении прав и обязанностей по оплате оказываемых услуг и возложении обязанности по произведению перерасчета.
В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии с производственной программой от 10 декабря 2014 года, согласованной и утвержденной Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, решением N 380 от 10 декабря 2014 года по г. Бийску были утверждены цены на водоотведение потребителям муниципального образования г. Бийска в размере "данные изъяты" коп. за 1 куб.м. водоотведения с учетом НДС. Цены и тарифы были утверждены на второе полугодие 2015 года. За основу тарифов были взяты нормативы Алтайского края по водоснабжению и водоотведению, утвержденные решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 ноября 2014 года N 118. Вышеуказанными документами было определено, что норма потребления и водоотведения воды на человека равна "данные изъяты" куб.м в месяц. Объем водоотведения всегда фактически равен объему водоснабжения. Исходя из нормативов и цен на квартиру истцов, в которой зарегистрировано четыре человека, приходится "данные изъяты" куб.м воды в месяц, что составляет "данные изъяты" коп. из расчета по "данные изъяты" коп. за куб.м. В тоже время, ответчик в нарушение законодательства и своих собственных утвержденных расчетов изменил им самим же установленный порядок водоотведения в частности: досрочно нарушил условия договора водоотведения коммунальных услуг с "данные изъяты" года; произвел незаконную замену услуг водоотведения на жилищную услугу вывоза жидких бытовых отходов, чем лишил истцов права на законные льготы и государственное регулирование цен по транспортировке и сбросу бытовых водных стоков; поставил жильцов дома в неравноправные условия перед другими жителями города, пользующимися сплавной канализацией, повысив цены на водоотведение, переименовав их в жилищные услуги; за основу учета жидких отходов незаконно взял нормативы водоотведения и коммунальные счетчики централизованной подачи воды. Ответчик не имеет права и установленных законодательством условий для вывоза жидких бытовых отходов по причине отсутствия необходимой законодательной базы для их осуществления. Единственной собственностью и монопольным владением муниципалитета города и МУП г. Бийска "Водоканал" являются очистные сооружения города на р. Бия. Следовательно, основным документом, которым должен руководствоваться ответчик по профилю своей деятельности это Водный кодекс Российской Федерации, ст. 56 которого прямо запрещает сброс в реку жидких бытовых отходов и технологическая возможность единственной услуги сброса в них сточных вод, а не отходов. Сточные воды откачиваемые из общей емкости дома, в котором проживают истцы, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки и считаются сточными водами. Многоквартирный дом соответствует требованиям ГОСТа Р 51929-2014. В соответствие с указанным ГОСТом дом обеспечен инженерными (линейными) сооружениями, трубопроводами посредством которых осуществляется централизованное производство, в том числе поддержание мощности, транспортировка в точку поставки коммунального ресурса, электро, газо, тепло, водоснабжения и водоотведения, в том числе проходящих транзитом через технические помещения многоквартирного дома, придомовую территорию, не имеющую непосредственного соединения с приборами и устройствами, установленными в помещениях многоквартирного дома. Сточные воды канализации дома централизованно поступают в сливной колодец, находящийся на расстоянии порядка 30-40 м от дома. Попадание каких либо предметов, отходов кроме сточных вод в него невозможно. Указанный сливной колодец не является выгребной ямой в которую может сбрасываться мусор и другие твердые предметы и диаметр которой позволяет производить выгреб каким-либо инструментом кроме шланга автомашины. Не является он и септиком, поскольку не допускается сброс в землю, только перекачка в ассенизаторские машины. Данная канализация соответствует требованиям внутренней канализации многоквартирного дома и п. 3 Правил N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года, где состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Свой отказ от предоставления коммунальной услуги по водоотведению ответчик обосновывает технологическим неприсоединением к централизованным сетям городской канализации и необходимостью транзита ассенизаторскими машинами. Однако данный отказ является необоснованным. Различий по составу сточной бытовой воды с другими жителями города у истцов не имеется. Имеется только различие в сплавной и вывозной канализации. Отказ от предоставления истцам услуг коммунального водоснабжения и замена одних услуг на другие является нарушением ч. 1 ст. 10, ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку они ущемляют интересы собственников дома.
С учетом уточненных исковых требований истцы просили признать оказываемые МУП г. Бийска "Водоканал" услуги по транспортировке, сбору и утилизации жидких бытовых отходов из дома коммунальными услугами водоотведения путем транзитного вывоза ассенизаторскими машинами; восстановить права и обязанности истцов по оплате данных услуг в размере, утвержденном Управлением по регулированию цен и тарифов Алтайского края; обязать ответчика произвести перерасчет сумм за водоотведение по установленным Управлением по регулированию цен и тарифов ценам.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 29 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены частично.
На МУП г. Бийска "Водоканал" возложена обязанность производить начисление оплаты Терехову В.А., Тереховой Е.И. за вывоз жидких бытовых отходов по адресу: "адрес" без учета платы за услуги по водоотведению.
В удовлетворении остальной части исковых требований Терехову В.А., Тереховой Е.И. к МУП г. Бийска "Водоканал" о признании оказываемых услуг коммунальными услугами водоотведения, восстановлении прав и обязанностей по оплате оказываемых услуг и возложении обязанности по произведению перерасчета отказано.
Взысканы с МУП г. Бийска "Водоканал" в пользу Терехова В.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
Не согласившись с решением суда, истцы подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывают на то, что гарантирующая ресурсоснабжающая организация не вправе отказать истцам в предоставлении коммунальной услуги водоотведения. Возможность предоставления истцам услуги водоотведения предусмотрена техническим состоянием дома и производилась до "данные изъяты" года. Септик находится на территории дома и по факту является собственностью ответчика или бесхозным, собственникам не передавался. Ответственность за наружные системы канализации жильцы дома не несут. Из дома истцов осуществляется прием сточных вод с забором из центрального септика многоквартирного дома и отвод в центральные городские коллекторы канализации. Жидкие бытовые отходы и сточные воды - это разные понятия. Жидкие бытовые отходы образуются только в неканализированных домовладениях. Судом дана неверная оценка технологическому процессу водоотведения. Откачка и вывоз бытовых сточных вод входит в одну из стадий технологического процесса по оказанию потребителям коммунальной услуги водоотведения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Терехова В.А., поддержавшего жалобу, возражения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в которую входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Судом первой инстанции установлено, что Терехов В.А., Терехова Е.И. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "данные изъяты" что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно протоколу общего собрания собственников жилых помещений дома от ДД.ММ.ГГ *** вышеуказанный дом находится в непосредственном управлении собственников помещений дома.
Гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение в муниципальном образовании г. Бийск, является МУП г. Бийска "Водоканал".
Согласно приложению к распоряжению администрации г. Бийска Алтайского края N 93-р от 30 января 2009 года, которым утвержден перечень жилых домов, жители которых пользуются услугами МУП г.Бийска "Водоканал" по вывозу жидких бытовых отходов, жилой дом по "адрес" в "адрес" включен в указанный перечень.
Деятельность, осуществляемая МУП г. Бийска "Водоканал" по транспортировке отходов из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков с целью удаления сточных вод через очистные сооружения, не является обращением с отходами и соответственно, не подлежит лицензированию на основании Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Судом установлено, что обслуживание дома истцов осуществляется ООО "УК "БиКо-Центр" на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от "данные изъяты" и заключенного договора. Также собственниками помещений принято решение не включать в договор на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме с ООО "УК "БиКо-Центр" услугу по сбору и вывозу жидких бытовых отходов из септика. Оказание этой услуги поручить другой, специализированной организации.
Договор с собственниками жилых помещений, проживающих в доме по "адрес" с МУП г. Бийска "Водоканал" не заключен. При этом услуги по вывозу ЖБО оказываются в полном объеме, что сторонами не оспаривалось.
В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о наличии между сторонами указанных договорных правоотношений.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по "адрес" в "адрес" не подключен к централизованной системе водоотведения, оборудован выгребной ямой (септиком). Сброс сточных вод от абонента производится в выгреб с последующим вывозом спецавтотранспортом.
Распоряжением администрации г. Бийска Алтайского края N 1285-р от 07 августа 2014 года утвержден прейскурант предельных максимальных цен на платные услуги, предоставляемые МУП г.Бийска "Водоканал" (л.д. 80 т. 1). Пунктом 32 приложения к вышеуказанному распоряжению установлено, что стоимость вывоза ЖБО составляет "данные изъяты" коп. за 1 куб.м.
Согласно информации администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в стоимость "данные изъяты" руб. за 1 куб. м без НДС не включены затраты на водоотведение и очистку сточных вод (л.д. 82 т. 1).
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 декабря 2014 года N 380 "Об установлении тарифов на водоотведение, оказываемое МУП г. Бийска "Водоканал" потребителям муниципального образования г. Бийск Алтайского края, на 2015 год" установлен тариф на водоотведение, оказываемое МУП г. Бийска "Водоканал" потребителям муниципального образования г. Бийск Алтайского края, который согласно Приложению *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ для населения (с учетом НДС) составляет "данные изъяты" коп. (л.д. 70 т. 1)
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ "Об установлении тарифов на водоотведение, оказываемое МУП г. Бийска "Водоканал" потребителям муниципального образования г. Бийск Алтайского края, на 2016-2018 года" (л.д. 64-67) установлен тариф на водоотведение, оказываемое МУП г. Бийска "Водоканал" потребителям муниципального образования г. Бийск Алтайского края, который в соответствии с Приложением *** составляет с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" коп. (с учетом НДС).
Приказом МУП г. Бийска "Водоканал" *** от ДД.ММ.ГГ установлено, что при расчетах за услуги по вывозу жидких бытовых отходов, оказываемые юридическим лицам и частному сектору с ДД.ММ.ГГ надлежит пользоваться следующими тарифами: стоимость вывоза 1 куб. м ЖБО до коллектора - "данные изъяты" коп., стоимость водоотведения после слива в коллектор (транспортировка и очистка стоков на городских очистных сооружениях)- "данные изъяты" коп., всего стоимость 1 куб. м. для абонента составляет "данные изъяты" коп. без НДС; "данные изъяты" коп. с НДС (л.д. 58).
Согласно выпискам из лицевого счета с ДД.ММ.ГГ жителям дома производится начисление оплаты за услуги по вывозу жидких бытовых отходов.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о том, что спорная услуга по вывозу жидких бытовых отходов не относится к коммунальной услуге. Судебная коллегия полагает такие доводы несостоятельными.
Как следует из п. 23 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды.
Транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (п. 26 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года).
Исходя из содержания п. 28 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а также п.п. "в" п. 4 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, необходимым условием для оказания услуг водоотведения является наличие присоединенной внутридомовой инженерной сети к централизованным сетям ресурсоснабжающей организации.
В п.2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, дается понятие твердых и жидких бытовых отходов, под которыми понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие).
Таким образом, перемещение содержимого выгребных ям (септиков) путем вывоза спецавтотранспортом на очистные сооружения следует расценивать как часть технологического процесса вывоза жидких бытовых отходов, а не как транспортировку сточных вод в том понимании, которое вкладывает в это понятие Федеральный закон N 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Из положений ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156, согласно которым плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (ч. 1, 7, 8).
Согласно ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
По смыслу приведенных норм абонент, объекты капитального строительства которого не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключает договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, в соответствии с которым оплачиваются услуги по сбору и вывозу этих отходов.
Поскольку у жилого дома по "адрес" в "адрес" отсутствует централизованная система водоотведения (канализации), а именно, технологически связанная между собой система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сброса и отведения сточных вод, ему не может оказываться услуга по водоотведению.
Не обоснован довод жалобы о том, что за пределами стен жилого дома у МУП "адрес" "Водоканал" возникает обязанность обеспечить надлежащее обслуживание коммунальными услугами.
Так в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что канализационные сети, расположенные в районе жилого дома по адресу: "адрес" в "адрес", значатся в Реестре объектов муниципальной собственности г. Барнаула, а также перечне бесхозяйного имущества.
Исследовав представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выгребная яма (септик) относится к единой системе канализации, спроектированной при строительстве данного многоквартирного дома, поэтому не может рассматриваться как самостоятельный объект права.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выгребная яма (септик), как санитарно-техническое оборудование, обслуживает помещения, находящиеся в многоквартирном доме, собственники помещений в этих домах на общем собрании должны принять решение о порядке совместного использования данного объекта и определить размер платы за услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.
Иные доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В остальной части решение суда не обжалуется, поэтому судебной коллегией не проверяется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истцов Терехова В. А., Тереховой Е. И. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.