24 марта 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.
и судей Зыбелевой Т.Д., Рачиной К.А.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Жильцова Б.Г.
на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Жильцова Б.Г. к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации об обязании прикрепить на медицинское обслуживание по полису обязательного медицинского страхования отказать",
установила:
Жильцов Б.Г. обратился в суд с иском к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации, просил обязать ответчиков прикрепить его на медицинское обслуживание по полису обязательного медицинского страхования к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что отказ в прикреплении для медицинского обслуживания к указанному лечебному учреждению противоречит требованиям ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" и ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
В судебном заседании Жильцов Б.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, представители ответчиков ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации исковые требования не признали, представители третьих лиц АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Московского городского фонда обязательного медицинского страхования полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Жильцов Б.Г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Жильцова Б.Г., представителя ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации - Чикурову Е.В., представителя Управления делами Президента Российской Федерации - Демину С.А., представителя АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - Табуеву Н.Н., представителей Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - Бошкову О.Д., Лубенцова С.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Жильцов Б.Г. застрахован в установленном порядке по программе обязательного медицинского страхования и АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" ему выдан страховой полис.
ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (постановление Правительства Москвы от 24.12.2013 года N 892-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").
Письмом ответчика от 19.12.2014 года Жильцову Б.Г. было отказано в прикреплении для медицинского обслуживания к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации по тем основаниям, что данное лечебное учреждение не включено в перечень амбулаторно-поликлинических учреждений, относящихся к категории городских поликлиник, одновременно указанное учреждение оказывает медицинскую помощь только лицам, медицинское обслуживание которых возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, кроме того, ресурсные возможности данной больницы с поликлиникой не позволяют прикрепить Жильцова Б.Г. на медицинское обслуживание для получения бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном территориальной программой обязательного страхования.
Также судом установлено, что на заседании комиссии по медицинскому обслуживанию в медицинских учреждениях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации (протокол N 80 от 26.11.2014 года), было рассмотрено заявление Жильцова Б.Г. о прикреплении его в порядке исключения на медицинское обслуживание к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, которое было оставлено без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 года N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи", Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 года N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации", Уставом лечебного учреждения и исходил из того, что основной целью деятельности ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации является предоставление медицинских услуг физическим лицам, медицинское обслуживание которых возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, а оказание медицинских услуг по обращению (заболеванию) иных лиц является дополнительной деятельностью и ведется в объеме, который позволяют оставшиеся мощности поликлиники, в данном случае количество прикрепленного населения для медицинского обслуживания в указанном медицинском учреждении превышает норматив - при нормативе в 1700 человек на один терапевтический участок приходится 3014 человек, что превышает допустимую нагрузку на каждого врача-терапевта на 77,31 %, - в связи с чем пришел к выводу, что требование истца о возложении обязанности прикрепить его к указанному лечебному учреждению удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия полагает такие выводы правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Федеральным законом от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, установлено, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (ч. 1 ст. 21).
Согласно ч. 2 ст. 21 названного Закона для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
В силу ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Таким образом, гражданин имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время в городе Москве создана трехуровневая система оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы, включающая:
Первый уровень - амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и некоторые наиболее востребованные виды первичной специализированной медико-санитарной помощи (далее - городские поликлиники).
Второй уровень - амбулаторно-поликлинические учреждения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и в основном первичную специализированную медико-санитарную помощь (далее - амбулаторные центры).
Третий уровень - консультативно-диагностические отделения и центры, являющиеся структурными подразделениями стационарных лечебно-профилактических учреждений, а также диспансеры и научно-практические центры, оказывающие консультативную и лечебно-диагностическую помощь в амбулаторном порядке на догоспитальном этапе и после выписки больных из стационара (пункты 1.1. - 1.3. Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 20.01.2012 года N 38 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы").
Приложением N 1 данного Приказа утвержден Перечень амбулаторно-поликлинических учреждений первого (городские поликлиники) и второго (амбулаторные центры) уровней по административным округам г. Москвы, в число которых ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации не входит.
Устав ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации предусматривает оказание медицинских услуг физическим лицам, медицинское обслуживание которых возложено в соответствии с законодательством на Управление делами Президента Российской Федерации (пункт 2.1), а предоставление медицинских услуг иным лицам, не указанным в пункте 2.1. Устава, сверх установленного государственного задания, осуществляется на платной основе.
Изложенное свидетельствует о том, что ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, являясь ведомственной организацией, вне рамок государственного задания не оказывает застрахованным в системе обязательного медицинского страхования лицам услуги по амбулаторному обследованию и лечению, а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи.
Такая медицинская помощь оказывается застрахованным гражданам в соответствии с действующим Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и организуется по территориально-участковому принципу (пункты 12 - 15).
Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан, установленной пунктом 18 настоящего Положения.
Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и учитывает, что выбор Жильцова Б.Г. для оказания медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации не связан с местом его жительства или ведомственной принадлежностью к Управлению делами Президента Российской Федерации, в то время как в соответствии с вышеприведенными нормами правовых актов оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования осуществляется по территориальному признаку в связи с необходимостью выполнения неотложной медицинской помощи (на дому) в приближенном к медицинской организации районе и ассигнований обязательного медицинского страхования на выезд на дом на автотранспорте или оплата проезда врача не предусмотрены.
При этом оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в рамках программы государственных гарантий обеспечивает не только объем медицинских услуг, но и сроки их выполнения. Возможность выбора медицинской организации и врача, предусмотренная приведенными нормами законодательства, не является безусловной свободой граждан на выбор медицинского учреждения, а выступает одной из мер обеспечения доступности и качества медицинской помощи.
С учетом изложенного, прикрепление истца к ФГБУ "Больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации в условиях ограниченности его ресурсов и предмета деятельности будет означать дальнейшее превышение нагрузки на медицинское учреждение вопреки принципу распределения населения по врачебным участкам в целях максимального обеспечения доступности, качества медицинской помощи и соблюдения прав иных граждан.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении действиями ответчиков прав и законных интересов истца не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку право Жильцова Б.Г. на прикрепление к поликлинике по месту жительства нарушено не было.
В мотивировочной части решения суд действительно сослался на нормативный акт, утративший свою силу - Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2006 года N 584 "О Порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу", однако ссылка суда на указанный акт не привела к неправильному разрешению данного дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании п. 2 ст. 330 ГПК РФ.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жильцова Б.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.