Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе фио на решение Бутырского районного суда адрес от дата, которым отказано в удовлетворении исковых требований фио Ленора Ивановича к наименование организации о взыскании удержанной льготы, неустойки, обязаниии произвести перерасчет начислений за электроэнергию, исключении рекламы из квитанций о начислении платежей, устранении платного обслуживания электросчетчика, обязании ответчика начислять платежи по оплате электроэнергии исходя из количества ее потребления,
установила:
фио обратился в суд первой инстанции с иском к наименование организации о взыскании удержанной льготы в размере 3 445,03 руб., неустойки в размере 88 566,49 руб., и обязании произвести перерасчет начислений за электроэнергию в период с дата по настоящее время, исключении рекламы из квитанций о начислении платежей, устранении платного обслуживания электросчетчика, обязании ответчика начислять платежи по оплате электроэнергии исходя из количества ее потребления, ссылаясь на то, что он проживает в коммунальной квартире, расположенной по адресу: адрес; между сторонами заключен договор энергоснабжения, однако истец является ветераном труда и относится к льготной категории граждан. Считая начисления за потребленную энергию незаконными ввиду неверного расчета наименование организации, который производится не из количества потребленной энергии, а из количества проживающих в коммунальной квартире человек, фио обратился в суд с настоящим иском. Кроме того, он считает, что поскольку льгота на оплату электроэнергии предоставляется в размере 50% от норматива потребления в 80 кВт.ч., который он не расходует, оставшаяся часть не потребленной электроэнергии в рублевом эквиваленте должна начисляться на его счет.
Истец фио в судебном заседании суда первой инстанции иск с учетом уточнений поддержал.
Представители ответчика наименование организации по доверенности фио и фио в судебном заседании суда первой инстанции против удовлетворения иска возражали. Указали, что начисления оплаты в счет потребленной электроэнергии производится наименование организации в соответствии с ЖК РФ и Правилами исходя из количества проживающих в квартире граждан. В коммунальной квартире истца кроме последнего зарегистрировано еще 4 человека. Истец, как ветеран труда, имеет льготу в размере 50 % от норматива потребления, который составляет 80 кВт.ч. Однако истец, заявляя требование о необходимости начислять на его счет сумму эквивалентную не потребленной им энергии, неверно трактует закон, поскольку льгота предоставляется в форме уменьшения начислений, а не освобождения от ее оплаты; в случае отсутствия начислений льгота не предоставляется. Требование истца о необходимости устранить рекламу из квитанций об оплате не основано на законе, поскольку все необходимые рекомендации по заполнению квитанций об оплате соблюдены, а строгой формы для платежных квитанций нет.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального и материального права.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения истца фио, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика наименование организации - фио, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая исковые требования, суд руководствовался ст.ст. 540, 543, 544 ГК РФ, ст. 160 ЖК РФ, Федеральным законом от дата N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от дата N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), Постановлением Правительства РФ от дата N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), Приказом Минстроя России от дата N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению" .
Судом первой инстанции установлено, что фио проживает в коммунальной квартире, расположенной по адресу: адрес, занимая одну из трех ее комнат; кроме фио в двух других комнатах данной квартиры зарегистрированы и постоянно проживают еще 4 человека.
Из расчета истца следует, что по состоянию на дата ответчиком за потребленную электроэнергию незаконно начислено, а им оплачено 3 445,03 руб.
Однако, из представленных ответчиком сведений, наименование организации регулярно отпускает истцу электрическую энергию и по состоянию на дата за последним числится задолженность в размере 15,41 руб.
Данный расчет обоснован ответчиком тем, что в спорной коммунальной квартире зарегистрированы 5 человек; тем самым полагающаяся льгота истцу, как ветерану труда насчитывается из 100% потребленной энергии/5 человек = 20%. На приходящиеся 20% от общей потреблённой электроэнергии истцу насчитывается льгота.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на дата, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставлялись льготы: по оплате жилых помещений в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации; по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
Пунктом 1 ст. 10 указанного Закона было предусмотрено, что расходы на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В случае если потребителю в установленном порядке предоставляется льгота в виде скидки по оплате коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки. Такая скидка применяется в отношении платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении и на общедомовые нужды в многоквартирном доме и в жилом помещении в домовладении.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставляемая ветеранам льгота, предусматривающая скидку на потребленную электроэнергию является формой уменьшения начислений за потребленную электроэнергию, а не освобождением от ее оплаты, т.е. при отсутствии потребления установленных нормативов электроэнергии эта льгота не предоставляется, а потому оснований для удовлетворения требований истца в указанной части не имеется.
В соответствии с п. 140 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Таким образом, законодательство возлагает на энергоснабжающую организацию обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления электроэнергии по договору энергоснабжения, абонентом которого является гражданин. Вместе с тем обязанность энергоснабжающей организации производить их замену и установку за счет собственных средств данной нормой права не предусмотрена.
При таких обстоятельствах требование истца об устранении платного обслуживания прибора учета потребления энергии абонентом обоснованно отклонено.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.
При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что при расчете суммы подлежащей взысканию с абонента фио наименование организации правомерно применялась указанная формула, необходимости в ее перерасчете у суда не имелось; требования истца о взыскании неустойки судом также подлежали отклонению, поскольку каких - либо фактов неправомерного начисления оплаты за потребленную электроэнергию и тем более ее удержания наименование организации судом не установлено.
В соответствии с 71 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата N 354, примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена Приказом Минстроя России от дата N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению", однако, согласно данному приказу, указанная форма является лишь примерной, и ее применение, как указано в адрес рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, носит рекомендательный характер для ресурсоснабжающих организацией с целью информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Ссылка на то, что при использовании показаний электросчетчика производится иной расчет платы за коммунальную услугу, несостоятельна, поскольку противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы жалобы, направленные на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит, не могут служить основанием к отмене решения.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда с учетом требований ст.330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бутырского районного суда адрес от дата - оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.