Именем Российской Федерации
23 мая 2016 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.,
при секретаре Задорожном Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску фио об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:телефон:1023,
установил:
Молоствова О.В. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:телефон:1023, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости, расположенный по адресу адрес, принадлежит ей на праве собственности.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" в отношении указанного объекта утверждена кадастровая стоимость в размере телефон,91 руб.
Между тем, внесенная в ГКН кадастровая стоимость на основании постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП неправомерно завышена.
По мнению административного истца, кадастровая стоимость нежилого здания ошибочно учитывает налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%.
Считая, что данная ошибка подлежит исправлению, истец просит установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере телефон,26 руб., составляющем разницу между установленной кадастровой стоимостью и размером НДС от данной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца фио заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы Вейн К.В. против удовлетворения административного иска возражала. Полагала, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Оспаривая включение НДС в размер кадастровой стоимости здания, заявитель фактически оспаривает в части постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", а также методику и порядок расчета кадастровой стоимости объектов массовой оценки, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил.
Выслушав объяснения представителя административного истца, ответчиков, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 3 274,1 кв.м. с кадастровым номером 77:02:телефон:1023 по адресу адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты следующего тура государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве - по состоянию на 01 января 2014 года, а также утверждены квартальные удельные показатели кадастровой стоимости.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость в отношении принадлежащего административному истцу нежилого здания утверждена в размере телефон,91 руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 11).
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения влияют на права и обязанности Молоствовой О.В. как плательщика налога.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 г. если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 г. указано, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В силу ст. 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Таким образом, включение оценщиком в отчете об оценке кадастровой стоимости объекта капитального строительства, составленном на основании ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности по заказу Департамента городского имущества города Москвы, налога на добавленную стоимость, не является технической ошибкой (опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой), наличие которой могло повлиять на размер определенной кадастровой стоимости нежилого здания, принадлежащего административному истцу.
Такими ошибками в соответствии с Законом об оценочной деятельности (ч. 1 ст. 28) являются ошибки, допущенные органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, вследствие чего недостоверные сведения касательно качества и характеристик объекта недвижимости были использованы оценщиками при определении кадастровой стоимости, что отразилось на результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Указанная административным истцом ошибка в отчете об оценке, по сути, является несогласием с результатом определения кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого здания.
Вместе с тем, требования Молоствовой О.В. об установлении кадастровой стоимости указанного выше нежилого здания в размере рыночной являлись предметом рассмотрения в суде. Определением Московского городского суда от 30 декабря 2015 года принят отказ представителя административного истца от требований в части установления кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:телефон:1023 в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года. Производство по административному делу в этой части прекращено.
Из содержания настоящего административного иска и пояснений представителя административного истца следует, что Молоствова О.В. не просит установить кадастровую стоимость равную рыночной, а просит установить кадастровую стоимость без учета НДС.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Как указано выше, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 77:02:телефон:1023 утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" и применяется с 01.01.2015.
Согласно п.п.1-3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (далее - Федеральный стандарт оценки) разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости.
При определении кадастровой стоимости объектов недвижимости оценщик должен руководствоваться дополнительными требованиями и (или) процедурами к проведению оценки, установленными настоящим Федеральным стандартом оценки, по отношению к требованиям и (или) процедурам, установленным федеральными стандартами оценки.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
В соответствии с п.п.6,7 ФСО N 4 под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости.
Определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки включает в себя следующие этапы: заключение договора на проведение кадастровой оценки, включающего задание на оценку с приведенным в нем перечнем объектов недвижимости, подлежащих оценке; сбор и анализ информации о рынке объектов оценки и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости; определение ценообразующих факторов объектов оценки; сбор сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки; группировка объектов оценки; сбор рыночной информации; построение модели оценки; анализ качества модели оценки; расчет кадастровой стоимости; составление отчета об определении кадастровой стоимости объектов оценки.
При определении кадастровой стоимости объектов недвижимости различных групп в зависимости от вида использования использованы утвержденные для соответствующего вида использования ценообразующие факторы, как например: площадь, материал стен, расстояние до исторического центра г. Москвы, расстояние до ближайшей станции метро, наименование станции метро, расстояние до транспортной магистрали ведущих городских направлений, год постройки нормированный, торговый коридор.
Согласно п.10 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах в отношении объекта недвижимости, связанных с регулированием использования (в том числе, зонированием) территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 ФСО N 4 при применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком.
Согласно отчету об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории города Москвы все полученные результаты включают налог на добавленную стоимость, за исключением случаев, регламентированных главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный истец утверждает, что из кадастровой стоимости спорного здания необходимо исключить налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18 %, не оспаривая саму кадастровую стоимость нежилого здания, нормативно-правовой акт, ее утвердивший, а также установленные нормативно методы и порядок ее определения.
Между тем, кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории г. Москвы, в том числе объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:телефон:1023, определена на основании сведений, приведенных в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, и предоставленных в формате xml-файлов письмом Управления Росреестра по г. Москве от 24.02.2014 N3318/2014.
Объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:телефон:1023 на основании данных содержащихся в Перечне, отнесен к группе "10. Объекты образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется по формуле путем умножения УПКС объекта недвижимости на его площадь: [Кадастровая стоимость] = [удельный показатель кадастровой стоимости] *[площадь объекта недвижимости]. Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:телефон:1023 составляет: КС(77:02:телефон:1023)=УПКС*S=39 сумма/кв.м*3 274.1кв.м=телефонсумма.
Доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости должна быть установлена за вычетом суммы налога на добавленную стоимость, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Кадастровая стоимость здания определена в рамках проведения государственной кадастровой оценки и представляет собой рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную методами массовой оценки.
Исходя из определения рыночной стоимости, приведенного в ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", последняя представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке. При этом объект оценки должен быть представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки. Цена предложения в типичных публичных офертах объектов недвижимости содержит НДС. Следовательно, в момент возможного совершения сделки по цене, равной рыночной стоимости, цена сделки будет всегда содержать НДС (при условии, что объект сделки подлежит налогообложению).
При этом уплата НДС и налога на имущество не влечет за собой двойного налогообложения, поскольку относится к различным периодам владения объектом. Так, уплата налога на имущество осуществляется во время владения и эксплуатации объекта, тогда как уплата НДС только в случае отчуждения объекта, когда налог на имущество уже не уплачивается.
В такой ситуации и поскольку Молоствовой О.В. доказательств, подтверждающих недостоверность сведений об объекте - нежилом здании с кадастровым номером 77:02:телефон:1023, использованных при определении его кадастровой стоимости, не представлено, учитывая, что включение оценщиком в отчете об оценке кадастровой стоимости объекта капитального строительства НДС не является технической ошибкой (опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой), наличие которой могло повлиять на размер определенной кадастровой стоимости нежилого здания, принадлежащего административному истцу, а обращение в суд с требованием о вычете из кадастровой стоимости объекта, определенной методом массовой оценки, налога на добавленную стоимость, процессуальным законом не предусмотрено, оснований для удовлетворения исковых требований по заявленным основаниям суд не находит.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления фио об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:телефон:1023 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
дело N 3А-675/2016
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
23 мая 2016 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.,
при секретаре Задорожном Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску фио об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:телефон:1023,
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления фио об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:телефон:1023 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.