ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2016 г. г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе судьи Ивановой В.А., при секретаре
Абзаевой В.И., с участием
прокурора Болдоевой Э.В., главы МО СП "Клюевское Шимян Е.Н., представителя Совета Депутатов МО СП "Клюевское" Черных Н.А., представителя администрации МО СП "Клюевское" Зачиняева И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 33а-81/2016
по заявлению главы МО СП "Клюевское" истца Шимян Е.Н. о признании неправомочным состава Совета Депутатов муниципального образования сельское поселение "Клюевское" Кабанского района Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, глава МО СП "Клюевское" Шимян Е.Н. просит признать неправомочным состав Совета Депутатов муниципального образования сельское поселение "Клюевское" Кабанского района Республики Бурятия.
Требования мотивированы следующим. В ... был сформирован Совет Депутатов муниципального образования сельское поселение "Клюевское". Однако в настоящее время состав Совета Депутатов неправомочен, поскольку с заявлениями о прекращении депутатских полномочий по собственному желанию обратились следующие депутаты: ... - ФИО4, ... - ФИО5, ... - ФИО4 Указанные заявления рассмотрены на заседании Совета депутатов ... , принято решение ... от ... об освобождении их от должности. С ... сессии Депутатов не проводились, не внесены изменения в бюджет поселения, бюджет на ... принят только в ... , с ... не приняты изменения в Устав МО СП "Клюевское". ... с заявлениями о прекращении депутатских полномочий по собственному желанию обратились депутаты ФИО6 и ФИО7
В результате отставки по собственному желанию депутатов ФИО4, ФИО5, ФИО4 и подачи заявлений об отставке еще двумя депутатами, Совет Депутатов МО СП "Клюевское" остался в неправомочном составе (менее 2/3 установленной численности), что не позволяет Совету осуществлять надлежащим образом свои полномочия, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления, влечет невозможность принятия Советом Депутатов решений. Ссылаясь на ст.ст. 35, 40 ФЗ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" просит признать состав Совета Депутатов муниципального образования сельское поселение "Клюевское" Кабанского района Республики Бурятия неправомочным.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены территориальная избирательная комиссия МО "Кабанский район" и администрация МО СП "Клюевское".
В судебном заседании Шимян Е.Н. заявленные требования поддержала, пояснив, что в ... заявление об отставке было подано также депутатом ФИО7, в связи с чем в ... данный вопрос поднимался на сессии, но после этого в ... этого же года Днепровская отозвала свое заявление и продолжила работу. В ... ею вновь подано заявление о прекращении полномочий. Другие депутаты - ФИО4, ФИО5 заявления о восстановлении статуса депутатов не писали, желания вернуться и работать не изъявляли. В связи со сложившейся ситуацией исполнять надлежащим образом полномочия и задачи органов местного самоуправления невозможно. Бюджет поселения был принят с нарушением бюджетного законодательства, т.к. депутаты в ... не собрались на сессию. На сегодняшний день не внесены изменения в бюджет, не приняты изменения в Устав. Согласно Уставу сессия правомочна, если в ней участвуют 2/3 от числа избранных депутатов, решение принимается большинством голосов.
Представитель Совета Депутатов МО СП "Клюевское" Черных Н.А. с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. Совет Депутатов является правомочным, поскольку прокурор опротестовал решение сессии от ... , так как сессия, на которой приняли отставку депутатов, не была правомочна.
Представитель Администрации МО СП "Клюевское" Зачиняев И.О. заявленные требования поддержал, указав, что
бездействие представительного органа влечет за собой бездействие Администрации сельского поселения. Если депутат написал заявление об отставке и не отозвал его в течение трех месяцев, то полномочия его прекращаются. Депутаты ФИО4, ФИО5 обратившиеся с заявлениями о прекращении своих полномочий и не отозвавшие свои заявления в течение трех месяцев считаются прекратившими свои полномочия. В связи с прекращением полномочий депутатами ФИО6 и ФИО7 осталось 5 действующих депутатов, Совет Депутатов в таком составе неправомочен.
В предыдущем судебном заседании представитель территориальной избирательной комиссии Москвитин А.В. оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Прокурор Болдоева Э.В. в заключении указала, что имеются основания для удовлетворения административного иска.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями п.13 ст. 20 КАС РФ верховный суд республики в качестве суда первой инстанции рассматривает дела о признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Гарантированное частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Частью 1.1 этой же статьи предусмотрено, что уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов.
Статья 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также содержит исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования, к числу которых относится вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16).
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Частью 2 статьи 20 Устава Муниципального образования Сельское поселение "Клюевское" Кабанского района Республики Бурятия предусмотрено, что Совет депутатов поселения состоит из 10 депутатов.
Частью 2 статьи 22 Устава МО СП "Клюевское" установлено, что заседание Совета депутатов поселения правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Из изложенного следует, что состав Совета Депутатов МО СП "Клюевское" является правомочным при наличии не менее двух третей от установленной численности депутатов (10 человек), что составляет 7 депутатов.
В силу части 13 статьи 25 Устава МО СП "Клюевское" полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
В соответствии с частью 15 статьи 25 Устава - решение Совета депутатов поселения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов поселения принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета депутатов поселения - то не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Судом установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии МО "Кабанский район" ... от ... утверждены результаты выборов депутатов представительного органа муниципального образования сельское поселение "Клюевское", выборы депутатов признаны состоявшимися, избран Состав Совета депутатов МО СП "Клюевское" в количестве 10 человек: ФИО8, ФИО, ФИО6, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО3
... депутатом ФИО4 подано заявление о сложении полномочий депутата досрочно по собственному желанию.
... , ... аналогичные заявления поданы депутатами ФИО5, ФИО4
Вопрос о прекращении полномочий депутатов ФИО4, ФИО5, ФИО4 был рассмотрен ... на сессии Совета депутатов МО СП "Клюевское" Кабанского района Республики Бурятия, где участвовавшими в работе сессии депутатами в количестве 6 человек было принято решение об удовлетворении заявлений.
Решением главы МО СП "Клюевское" Шимян Е.Н. ... от ... полномочия указанных депутатов прекращены с ... в связи с поданными заявлениями об отставке по собственному желанию.
... с заявлениями о сложении полномочий депутата досрочно по собственному желанию обратились депутаты ФИО6 и ФИО7
Таким образом, половина избранных депутатов заявила о прекращении своих полномочий по собственному желанию.
Судом был исследован факт сложения депутатами своих полномочий, обстоятельств, которые позволили бы сомневаться в добровольности написанных депутатами заявлений, а также в достоверности их волеизъявления о сложении депутатских полномочий, не установлено.
Так, свидетель ФИО показал, что
является депутатом МО СП "Клюевское". В ... было избрано 10 депутатов. Он и ФИО3 были избраны во второй раз, остальные - в первый, поэтому не понимали, в чем заключается суть депутатской работы. В ... начались распри между депутатами и главой администрации Шимян. После этого четверо депутатов - ФИО4, ФИО5 и ФИО7 - написали заявления о сложении своих полномочий. Эти заявления были рассмотрены на сессии Совета депутатов ... и удовлетворены. Заявления отдали на подпись Главе, но почему-то Глава решила, что из этого решения надо убрать ФИО7. В связи с тем, что ФИО7 осталась работать в качестве депутата, Совет Депутатов продолжил работу, принимались правомочные решения. В частности, приняли решение о бюджете, но голосовало только шесть человек, так как депутат ФИО8 покинула заседание сессии. Необходимость возвращения ушедших в отставку депутатов возникла в связи с тем, что депутаты не могли принимать решения, поскольку Совет депутатов был неправомочный.
Свидетель ФИО8 показала, что
в ... она была избрана депутатом сельского поселения "Клюевское", продолжает оставаться депутатом. На первой сессии ее избрали председателем, но в связи с тем, что не было даже минимальной оплаты, она сложила с себя полномочия председателя Совета Депутатов. Вместо нее ... была избрана ФИО6, но узнав, что нужно регистрироваться в налоговой инспекции, ФИО6 стала отказываться от исполнения обязанностей председателя, и поэтому до ... она фактически обязанности не исполняла. Заместителем председателя совета Депутатов является ФИО3 В ... четыре депутата написали заявления о сложении полномочий: ФИО7, ФИО4, ФИО4, ФИО5. ... заявления этих депутатов были удовлетворены, было принято решение об их отставке. ... прокуратура вынесла протест о возвращении четырех депутатов, в связи с чем ... созвали сессию для решения этого вопроса. Решение о возвращении депутатов состоялось в связи с рассмотрением протеста прокурора, где было сказано отменить решение от ... Бюджет поселения на ... был принят без кворума, на сессию собралось 7 депутатов, но она не голосовала, покинула сессию до голосования и считает, что ФИО7 не имела полномочий голосовать, потому что на тот момент не было отменено решение от ...
Свидетель ФИО4 показал, что ... он действительно написал заявление об освобождении от полномочий депутата, так как не доверял главе администрации п.Клюевка и районным властям. Поскольку постоянно не хватает кворума, к нему обратились из Совета депутатов, население, и попросили вернуться. Кроме того, имеется решение прокуратуры о том, что вывод из состава Совета депутатов ... считать недействительным. Решение о возвращении принято в конце ... Заявление о том, чтобы его вернули в Совет депутатов, он не писал.
Свидетель ФИО4 показала, что являлась депутатом МО СП "Клюевское". ... она попросила вывести ее из состава депутатов. И с ... она постоянно слышала от депутатов, что они не могут собрать кворум, провести какое-то заседание, чтобы решить тот или иной вопрос. В последующем депутат Ануфриева ее оповестила, что прошла сессия и ее восстановили. Заявление о возвращении она не писала. С момента подачи заявления об отставке в ... и до восстановления в ... она на сессии не ходила.
Свидетель ФИО7 показала, что в ... она была избрана депутатом Совета Депутатов МО СП "Клюевское". В ... она написала заявление, поскольку с остальными депутатами было невозможно работать, но после встречи со своими избирателями, на следующий день письменно отозвала свое заявление об отставке. После чего она посещала сессии, а уже в ... написала окончательное заявление об уходе, поскольку некоторые депутаты ведут себя очень некорректно. После того, как главой сельского поселения стала Шимян, все депутаты изначально были против нее, поскольку на эту должность выдвигала свою кандидатуру дочь депутата ФИО8, в связи с чем получился конфликт. Каждая сессия превращается в ругань, доходит до оскорблений. На сессии Совета депутатов от ... , когда прекращались полномочия депутата ФИО5, ФИО4 и ФИО4 в связи с поданными заявлениями об отставке по собственному желанию, она присутствовала и голосовала, но почему-то ее не указали в протоколе. Заявления о прекращении полномочий были удовлетворены. Осталось 7 депутатов, однако после ... не стало кворума. Прокуратура поставила вопрос о неправомочности сессии от ... , после чего на каждой сессии опять начиналась ругань. В ... она написала заявление об отставке и больше сессии не посещала.
Свидетель ФИО5 показала, что в ... она написала заявление о своей отставке, поскольку ее работа связана с командировками, с этого времени в качестве депутата не работала. Вопрос о ее отставке был рассмотрен на сессии в ... После этого она участия в сессиях не принимала. Однако впоследствии прокурор признал решение об отставке депутатов незаконном ввиду отсутствия кворума.
Допрошенная в судебном заседании ФИО6 пояснила, что добровольно сложила полномочия, поскольку работа в поселке депутатами не ведется.
Из представленных в суд объяснений действующих депутатов ФИО1. и ФИО2 следует, что в связи с принесенным прокуратурой Кабанского района РБ протестом решение сессии от ... является неправомочным, а статус депутатов, подавших заявление об отставке - сохраненным.
В протесте прокурора Кабанского района РБ от ... на решение Совета Депутатов МО СП "Клюевское" указано, что решение от ... об отставке по собственному желанию депутатов ФИО5, ФИО4 подлежит отмене в связи с несоблюдением процедуры принятия решения (на сессии присутствовало 6 депутатов, в то время как заседание Совета Депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 депутатов от установленной численности).
Между тем, суд не может принять во внимание доводы представителя Советов Депутатов МО СП "Клюевское" о том, что в настоящее время Совет Депутатов является правомочным, поскольку прокурор опротестовал решение сессии от ... , в связи с чем статус депутатов, подавших в отставку, следует считать сохраненным.
В силу пункта 2 части 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
При этом решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через тридцать дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 той же статьи).
Разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель предусмотрел период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление.
Следовательно, если представительный орган муниципального образования в установленный законом срок не принимает решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию и оно не отозвано депутатом, то отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим.
При таких обстоятельствах следует признать, что факт принятия отставки депутатов ... неправомочным составом Совета Депутатов (менее 2/3) не свидетельствует о том, что отставка депутатов ФИО4, ФИО5 не прекращена, и они свой статус сохранили.
О сохранении статуса можно было бы вести речь в том случае, если бы депутаты ФИО5, ФИО4, ФИО4 в течение трехмесячного срока со дня подачи заявлений об отставке, отозвали данные заявления, однако такие обстоятельства по настоящему делу не установлены.
Так, ФИО4, ФИО4, ФИО5, допрошенные в качестве свидетелей, в судебном заседании подтвердили, что заявления о возвращении статуса депутата не писали, заявления об отставке не отзывали, вернулись в связи с тем, что прокуратура указала на незаконность решения об их отставке.
Таким образом полномочия указанных депутатов следует считать прекращенными, поскольку депутатская деятельность ФИО4, ФИО4, ФИО5 с даты подачи заявлений о досрочном прекращении полномочий не осуществлялась, заявления об отставке отозваны не были.
Так, депутат ФИО4 имела возможность отозвать свое заявление об отставке не позднее ... , ФИО4 - не позднее ... , а ФИО5 - не позднее ...
Фактически произошло возобновление деятельности ушедших в отставку депутатов.
Между тем, законодатель не предусматривает такой процедуры, как возобновление полномочий депутатов после сложения ими полномочий.
Согласно ст. 9 Устава МО СП "Клюевское" муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета депутатов поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Таким образом занятие освободившихся мест в Совете Депутатов МО СП "Клюевское" возможно только путем проведения соответствующих выборов.
Вместе с тем, поскольку еще два депутата Совета Депутатов МО СП "Клюевское" прекратили свои полномочия, и в его составе осталось 5 действующих депутатов, отсутствует возможность назначения дополнительных выборов в Клюевский Совет депутатов.
В силу пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно, в случае вступления в силу решения суда о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
При этом в случае, если в результате сложения депутатами своих полномочий и принятия решений органом о досрочном прекращении их полномочий представительный орган остался в неправомочном составе (менее 2/3 от установленной численности депутатов), но оставшаяся численность от числа избранных депутатов в соответствии с Уставом позволяет ему на основании пункта 8 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принять решение о назначении дополнительных выборов, полномочия такого органа не могут быть прекращены досрочно.
На момент рассмотрения дела пять депутатов сложили полномочия по собственному желанию, в Совете Депутатов МО СП "Клюевское" осталось менее двух третей от установленной Уставом общей численности депутатов. Согласно ч. 2 статьи 22 Устава МО СП "Клюевское" заседание Совета депутатов поселения правомочно только в том случае, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Оставшиеся пять депутатов в соответствии с Уставом не могут принять решение о назначении дополнительных выборов, равно как и любое другое решение, принятие которого входит в компетенцию представительного органа сельского поселения.
Поскольку действующий состав Совета Депутатов МО СП "Клюевское" не может осуществлять свою деятельность, имеются основания для признания состава Совета депутатов поселения неправомочным. Наличие неправомочного представительного органа в МО СП "Клюевское" нарушает права жителей сельского поселения на осуществление местного самоуправления, надлежащее и своевременное решение вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление главы МО СП "Клюевское" Шимян Е.Н. к Совету депутатов МО СП "Клюевское" о признании состава Совета депутатов МО СП "Клюевское" Кабанского района РБ неправомочным удовлетворить.
Признать неправомочным состав Совета депутатов муниципального образования сельского поселения "Клюевское" Кабанского района РБ, избранный на муниципальных выборах ...
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Иванова В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.