Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Абзаевой В.И., с участием прокурора Дмитриевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гармаева А.В. к Народному Хуралу Республики Бурятия, главе Республики Бурятия о признании недействующими пункта 3 статьи 25 и подпункта 9 пункта 8 статьи 25.1 Закона Республики Бурятия от 17 сентября 2003г. N 417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия",
УСТАНОВИЛ:
Пунктом 3 статьи 25 Закона Республики Бурятия "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия) N 417-III от 17 сентября 2003г. (принятого Народным Хуралом республики и опубликованного в газете "Бурятия" N 174 от 18 сентября 2003г.) установлено, что подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата. Подписные листы при этом, должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата.
Подпунктом 9 пункта 8 статьи 25.1 этого же Закона установлено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона N 67.
В свою очередь, пункт 5 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ содержит требование об изготовлении подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Гармаев А.В., выдвинувшийся кандидатом на должность главы муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия обратился в Верховный Суд республики с административным иском о признании приведенных положений статей 25 и 25.1 Закона РБ (как обязывающих кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в избирательном округе численностью до 5 тысяч избирателей и не намеренного производить финансирование своей избирательной кампании, создавать собственный избирательный фонд) противоречащими части 1 статьи 58 и части 1 статьи 39 Закона N 67-ФЗ.
В административном исковом заявлении указано, что в пункте 2 ст. 44 Закона РБ предусмотрено, что при проведении выборов главы муниципального образования создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает 5000 и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. Согласно постановлению Избирательной комиссии РБ от 21 января 2016г. численность избирателей в Окинском районе по состоянию на 1 января 2016г. составляет 3748 человек, одновременно заявитель не намерен осуществлять финансирование своей избирательной кампании. При таких обстоятельствах, с учетом приведенных законоположений возникает неопределенность относительно того, требуется ли ему создавать избирательный фонд исключительно для изготовления подписных листов. Вследствие такой неопределенности, возникает риск отказа в его регистрации как кандидата на основании п. 9 ч. 8 ст. 25.1 Закона РБ, либо последующей отмены решения о регистрации судом. Поскольку создание избирательного фонда кандидатом, выдвинутым в избирательном округе с численностью до 5000 избирателей, является правом кандидата по смыслу федерального закона, то данное право не должно отменяться взаимоисключающей обязанностью, предусмотренной республиканским законом, по созданию избирательного фонда только лишь с целью изготовления подписных листов без цели финансирования кандидатом своей избирательной кампании.
Кроме того, оспариваемые нормы, по мнению административного истца нарушают равенство кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, и кандидатов, выдвинутых общественным объединением и для которых сбор подписей необязателен.
Определением Верховного Суда РБ от 18 июля 2012г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Республики Бурятия.
В судебное заседание, Гармаев А.В. и его представитель по доверенности от 18 июля 2016г. Эрдынеев А.Э., будучи надлежаще извещенными не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Поскольку явка перечисленных лиц не признана судом обязательной, административное дело рассмотрено в их отсутствие - в соответствии с положениями ч. 5 ст. 213 КАС РФ.
Представители Народного Хурала Республики Бурятия Самаева С.Б. и Скосырский С.И., действующие на основании доверенности от 19 июля 2016г. административный иск не признали, представили письменные отзывы на иск и указали, что оспариваемые законоположения не противоречат федеральному законодательству. Напротив, они полностью дублируют положения Закона N 67- ФЗ, а именно оспариваемый п. 3 ст. 25 Закона РБ дублирует п. 5 ст. 37 Федерального закона N 67- ФЗ, а п.п. 9 п. 8 ст. 25.1 Закона РБ дублирует положения п.п. "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона. Воспроизведение в оспариваемом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, о незаконности оспариваемого акта не свидетельствует.
Представители Главы Республики Бурятия Иванова М.Т-Ж. и Антонова А.Н., действующие на основании доверенностей от 20 июля и 24 июля 2015г. соответственно, с административным иском не согласились, представили письменные возражения на иск, аналогичные по содержанию возражениям приведенным выше.
Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии РБ по доверенности от 19 июля 2016г. Бахрунова Н.Ю. также возражала против удовлетворения административного иска по аналогичным основаниям.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора прокуратуры Республики Бурятия Дмитриевой Ю.А., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Федеральным законом от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 3 ст. 1 приведенного Закона федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные указанным федеральным законом.
Пунктом 6 этой же статьи установлено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов регламентирован статьей 37 Федерального закона, пункт 5 которой устанавливает, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
В свою очередь порядок регистрации кандидатов на выборные должности регламентирован статьей 38 этого же Федерального закона, подпунктом "и" пункта 6.4 которой установлено, что все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением указанных выше требований (предусмотренных пунктом 5 статьи 37 этого же Закона) признаются недействительными.
Из содержания приведенных норм следует, что изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда как необходимое условие для регистрации кандидата для участия в выборах установлено непосредственно Федеральным законом, а не Законом Республики Бурятия.
Следовательно, содержащееся в п. 3 ст. 25 оспариваемого Закона требование об изготовлении подписных листов за счет средств избирательного фонда и соответственно содержащееся в п.п. 9 п. 8 ст. 25.1 этого же Закона основание для признания всех подписей избирателей недействительными (в случае невыполнения приведенного требования) Федеральному закону не противоречат, а потому оснований для признания их недействующими не имеется.
В силу перечисленного, нельзя согласиться с доводом административного истца о том, что приведенные законоположения противоречат пункту 1 статьи 58 и пункту 1 ст. 39 Федерального закона, поскольку оспариваемые нормы воспроизводят приведенные выше нормы этого же Федерального закона. Проверка и оценка последних на предмет соответствия иному федеральному законодательству, включая названные п. 1 ст. 58 и п. 1 ст. 39 Федерального закона, в компетенцию суда общей юрисдикции не входит.
Устанавливая равенство кандидатов, законодатель в ст. 39 Федерального закона действительно предусмотрел, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных этим же Федеральным законом.
Одновременно положения данного Федерального закона предусматривают различную процедуру выдвижения и условия регистрации в зависимости от того, кем выдвинут кандидат. Следовательно, ссылки на нарушение равенства кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения и кандидатов, выдвинутых общественным объединением, принять во внимание нельзя, так как указанные отличия в правах и обязанностях предусмотрены непосредственно Федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 24 мая 2005г. N 253-О, требование о создании кандидатами избирательных фондов, как специальное необходимое условие для регистрации кандидата не затрагивает существа и содержания избирательных прав, относится к порядку их реализации и в равной мере распространяется на всех кандидатов, а потому их равноправия ущемлять не может. Предусматривая создание кандидатами избирательных фондов, законодатель закрепляет при этом равные для всех кандидатов требования к источникам финансирования, предельные размеры средств, перечисляемых в избирательные фонды.
Учитывая изложенное, с доводом административного истца о нарушении оспариваемыми законоположениями его избирательных прав, согласиться также нельзя.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Республики Бурятия
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гармаева А.В. к Народному Хуралу Республики Бурятия, Главе Республики Бурятия о признании недействующими пункта 3 статьи 25 и подпункта 9 пункта 8 статьи 25.1 Закона Республики Бурятия "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" от 17 сентября 2003г. N 417-III, принятого Народным Хуралом Республики, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный Суд Республики Бурятия.
Судья Раднаева Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.