Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.
судей Курлаевой Л.И., Ларионовой С.В.
при секретаре М.И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах П.П.В. к администрации "адрес" о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации "адрес" на решение Советского районного суда "адрес" от "дата", которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу П.П.В., мнение прокурора Ч.А.О., просившего оставить решение без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Заводского района " ... " в интересах П.П.В. обратился в суд к администрации "адрес" о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования обоснованы тем, что П.П.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. В соответствии с постановлением администрации "адрес" от "дата" N П.П.В. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и до настоящего времени жильем не обеспечен.
На основании изложенного, просил обязать администрацию "адрес" предоставить П.П.В. на территории муниципального образования " "адрес"" благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель администрации "адрес" в суде исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация "адрес" просит изменить решение, дополнив его резолютивную часть после слов "по договору найма муниципального специализированного жилого помещения" словами "согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по МО " "адрес"".
Указывает на то, что принятие решения без ссылки на список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствует действующему после "дата" порядку и влечет нарушение прав лиц, стоящих в списке ранее.
Полагает, что у истца отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Ссылается на то, что судом не дана оценка доводам ответчика об отсутствии соответствующего финансирования переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Отмечает, что имеющегося объема денежных средств недостаточно для исполнения принятого судом решения, что не позволяет администрации "адрес" обеспечить истца жилым помещением в установленном Федеральным законом N159-ФЗ и Законом " ... " области N-ОЗ порядке (без финансирования) и одновременно свидетельствует о принятии судом неисполнимого решения.
На заседание судебной коллегии представители администрации "адрес" и третьих лиц: Департамента финансов "адрес", Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" в сфере строительства, электроэнергетики и энергоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйств, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства "адрес" не явились, извещены о заседании надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от "дата" N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляют благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).
Материалами дела установлено, что П.П.В. "дата" года рождения в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Его мать умерла "дата", отец "дата"
С "дата" по "дата" П.П.В. находился на воспитании в " " ... " детском доме для детей дошкольного возраста". После, обучался и воспитывался в детском доме - школе N "адрес" по "дата"
После окончания школы, отслужил срочную службу в армии, обучался в ФГБОУ ВПО " " ... "" и проживал в общежитии при указанном университете.
В настоящее время П.П.В. проживает в "адрес" по договору найма, трудоустроен в "адрес".
Из сведений Управления Росреестра "адрес" следует, что П.П.В. жилого помещения в собственности не имеет.
На основании постановления администрации "адрес" от "дата" N П.П.В. был принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и до настоящего времени жильем не обеспечен.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах П.П.В., поскольку последний является нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения и до настоящего времени жильем не обеспечен.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку решение принято с правильным применением и толкованием норм материального права, в соответствии с нормами процессуального законодательства.
По смыслу правовой гарантии, установленной Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от "дата" (в редакции Федерального закона от "дата" N 15-ФЗ) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются государством отдельным благоустроенным жилым помещением.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от "дата" N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности (списка) при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма. Обязанность же органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям статьи 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
С учетом изложенного, ссылка в жалобе на то обстоятельство, что истец должен быть обеспечен жильем в порядке очередности лиц, относящихся к равной ему категории, в соответствии со списком, утвержденным органом специальной компетенции "адрес", основанием для отмены решения суда не является, поскольку не опровергает вывод суда о наличии у П.П.В. права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном Федеральным законом от "дата" N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
В связи с изложенным судебная коллегия считает, что жилое помещение П.П.В. должно быть предоставлено с момента возникновения у него такого права.
Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации "адрес" без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.