Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.
судей Жегуновой Е.Е. и Пуминовой Т.Н.
при секретаре Бекшенёве Р.М.
с участием прокурора Сипиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Чуфряковой Т.А., апелляционному представлению прокурора г. Тюмени на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 8 февраля 2016 года, которым постановлено:
"В иске Прокурора г. Тюмени в интересах Чуфряковой Т.А. законного представителя несовершеннолетних Чуфряковой Я.В., Чуфрякова С.В. к Администрации г. Тюмени о предоставлении жилого помещения вне очереди, заключении договора социального найма, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., истицу Чуфрякову Т.А., прокурора Прокуратуры Тюменской области Сипину С.Ю., представителя третьего лица Правительства Тюменской области Яковлеву Е.В., просивших об отмене решения суда, представителя ответчика Администрации г. Тюмени Крымову Т.Е., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Тюмени, действующий в интересах Чуфряковой Т.А. - законного представителя несовершеннолетних Чуфряковой Я.В., Чуфрякова С.В., обратился в суд с иском (с учётом уточнения исковых требований) к Администрации г. Тюмени о предоставлении Чуфряковой Т.А., имеющей ребёнка-инвалида Чуфрякову Я.В., вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся на территории г. Тюмени, общей площадью не менее 54 кв.м., с возложением обязанности по заключению с Чуфряковой Т.А. договора социального найма.
Требования мотивированы тем, что Чуфрякова Я.В. является ребёнком-инвалидом и страдает тяжёлым стойким хроническим психическим расстройством с кодом заболевания " ... ". Истцы проживают в жилом помещении, принадлежащем В.А.Ф.., своего жилья не имеют. С " ... " истцы состоят на учёте в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 3 человека по категории "малоимущие". Также семья включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, номер очереди " ... ". Поскольку у Чуфряковой Т.А. имеется ребёнок-инвалид, а также имеется на иждивении еще один несовершеннолетний ребёнок, который не может проживать отдельно, то прокурор считает необходимым предоставить истице жилое помещение на состав семьи три человека площадью не менее 54 кв.м.
Помощник прокурора г. Тюмени Ильиных С.Ф., истец Чуфрякова Т.А. в судебном заседании на исковых требованиях с учётом их уточнения настаивали.
Представитель ответчика Администрации г. Тюмени в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, указанным в возражениях.
Представитель третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна истица Чуфрякова Т.А., а также прокурор города Тюмени.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, в соответствии со ст.ст.17,28.1 ФЗ N181 от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в РФ", обеспечиваются жилым помещением органами субъекта РФ, а органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, приводя доводы, аналогичные доводам истицы Чуфряковой Т.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Судом первой инстанций правильно установлено, что Чуфрякова Я.В., " ... " года рождения, является ребёнком-инвалидом (л.д.28,37,38), имеет включённое в утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378 Перечень заболевание под кодом " ... ", при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается заключением врачебной комиссии " ... " (л.д.74).
Чуфрякова Т.А. кроме ребёнка-инвалида Чуфряковой Я.В. имеет на иждивении несовершеннолетнего сына Чуфрякова С.В., " ... " года рождения (л.д.29).
Приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени " ... " от " ... " Чуфрякова Т.А. с составом семьи 3 человека принята на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие", номер её очереди 24 (л.д.10,11,18).
Кроме того, судом первой инстанции было установлено, что на основании заключения врачебной комиссии " ... " семья Чуфряковых включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, номер очереди " ... ".
В настоящее время Чуфрякова Т.А., Чуфряков С.В., Чуфрякова Я.В. зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: " ... ", принадлежащем В.А.Ф ... на праве собственности (л.д.30-32,33-34), истцы в собственности либо на ином праве своего жилья не имеют (л.д.44,45,46).
В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации государство взяло на себя обязательство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав граждан путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, в составе семьи которых имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в утверждённом Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N551-О, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильём из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 17).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Тюменской области от 7 октября 1999 года N137 (в редакции от 3 октября 2012 года) "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют инвалиды 1 и 2 групп, вставшие на учёт нуждающихся после 01 января 2005 года.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Тюменской области N137 от 7 октября 1999 года право на предоставление жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилищного фонда имеют граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном настоящим Законом, и нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона.
Из содержания справки " ... " " ... " следует, что Чуфрякова Я.В. имеет группу инвалидности "ребёнок-инвалид", дата очередного освидетельствования " ... " (л.д.37).
В соответствии с п.10 Правил признания лица инвалидом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N95, категория "ребёнок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Таким образом, Чуфрякова Я.В. к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда, не относится, поскольку инвалидом 1 и 2 группы не является, а является ребёнком-инвалидом, при этом она отнесена к категории малоимущих граждан, в связи с чем подлежит обеспечению жильём из муниципального жилищного фонда города Тюмени.
При таком положении решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации города Тюмени по мотиву того, что обязанность по обеспечению семьи ребёнка-инвалида лежит на субъекте Российской Федерации, в данном случае, на Правительстве Тюменской области, является ошибочным ввиду неверного толкования и применения статей 17 и 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку из содержания приведённых выше норм законодательства следует, что истцы, как вставшие на учёт нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма после 1 января 2005 года и по нескольким основаниям, имеют право на предоставление жилого помещения Администрацией города Тюмени из муниципального жилищного фонда.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска прокурора, заявленного в интересах семьи Чуфряковых.
В соответствии с пунктом 3 Решения Тюменской городской Думы от 30 июня 2005 года N225 "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения, размере дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", согласно которому норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена не менее 18 кв.м.
Таким образом, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Администрацию города Тюмени обязанность по предоставлению семье Чуфряковых в составе 3 человек вне очереди по договору социального найма жилого помещения на территории города Тюмени общей площадью не менее 54 кв.м.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба и апелляционное представление прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 8 февраля 2016 года отменить и принять по делу новое решение:
Исковые требования прокурора города Тюмени, действующего в интересах Чуфряковой Т.А. - законного представителя несовершеннолетних Чуфряковой Я.В., Чуфрякова С.В., к Администрации города Тюмени о предоставлении жилого помещения вне очереди и заключении договора социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию города Тюмени предоставить Чуфряковой Т.А., Чуфряковой Я.В., Чуфрякову С.В. вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда на территории города Тюмени, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 54 кв.м., и заключить с Чуфряковой Т.А. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.