Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.,
судей:
Ситниковой Л.П., Пуминовой Т.Н.,
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Савилове Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчиков Правительства Тюменской области и Департамента социального развития Тюменской области Леонова Д.Н., действующего на основании письменных доверенностей, на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 22 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Признать незаконным приказ отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г.Тобольска Управления по вопросам опеки, попечительства, семьи и детства Департамента социального развития Тюменской области от 08 сентября 2015 года N 1952-п.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области в лице отдела по опеке, попечительству и охране прав детства города Тобольска включить Трушникову С.В., " ... " 1975 года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Тобольска,
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Трушниковой С.В., " ... " 1975 года рождения, благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г.Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. метров.
Обязать администрацию г.Тобольска принять решение о заключении с Трушниковой С.В., " ... " 1975 года рождения, договора найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области и заключить с Трушниковой С.В. договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области возложенной на него судом обязанности по обеспечению предоставления Трушниковой Светлане Валерьевне жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения представителя ответчика Правительства Тюменской области и Департамента социального развития Тюменской области Леонова Д. Н., действующего на основании письменных доверенностей, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Сипиной С.Ю., полагавшей апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Тобольска Тюменской области в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в интересах Трушниковой С.В. с исковым заявлением к ответчикам Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации города Тобольска о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить предоставление жилого помещения, заключить договор найма специализированного жилого помещения
Требования мотивированы тем, что Трушникова С.В., " ... " 1975 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, так как до 18 лет осталась без попечения родителей, которые были лишены родительских прав. До совершеннолетия находилась на полном государственном обеспечении, жилого помещения за Трушниковой С.В. не закреплялось. Прокурор указывает, что директор школы-интернат N " ... ", заблаговременно, до окончания обучения истицы, обращалась в Администрацию города Тобольска по вопросу обеспечения Трушниковой С.В. благоустроенным жилым помещением. На указанное обращение был получен ответ от " ... " 1992 года N " ... " о том, что жилое помещение Трушниковой С.В. не может быть предоставлено в связи с отсутствием жилого помещения, однако, Трушникова С.В. будет принята на жилищный учет. Прокурор указывает, что в соответствии со ст. 127 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего на момент обращения администрации школы-интернат N " ... " в жилищный отдел органа местного самоуправления города Тобольска - на администрацию учреждений, в которых полностью осуществлялось воспитание находившихся там детей, возлагалась обязанность опекунов и попечителей в отношении этих подопечных. Считает, что отсутствие у администрации города Тобольска возможности предоставить Трушниковой С.В. жилое помещение не являлось основанием для отказа в предоставлении истице в льготном порядке жилого помещения и непринятия на жилищный учёт. В настоящее время Трушникова С.В. не является нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, её местом жительства является муниципальное образование город Тобольск. На основании изложенного прокурор просил признать незаконным приказ отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Управления по вопросам опеки попечительства семьи и детства Департамента социального развития Тюменской области от 08 сентября 2015 года N1952-п об отказе Трушниковой С.В. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности на Департамент социального развития в Тюменской области включить Трушникову С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Трушниковой С.В. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Тобольска, общей площадью не менее 18 кв.м., обязать Администрацию города Тобольска принять решение о заключении с Трушниковой С.В. договора найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Тобольска, общей площадью не менее 18 м.кв, и заключить с Трушниковой С.В. договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора города Тобольска Дягилева З.Н. и истица Трушникова С.В. исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, Правительства Тюменской области Леонов Д.Н., действующий на основании письменных доверенностей (л.д.53,54,85), в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку на территории города Тобольска Трушникова С.В. не проживает, достигла возраста 23 лет. При этом уважительных причин для пропуска истцом срока постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях прокурором и истцом не представлено, поддержал письменные возражения на иск. (л.д.83-84).
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Тобольска Пономарева Г.Р., действующая на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.55), возражала против удовлетворения исковых требований, так как администрация школы-интерната с вопросом о постановке истицы на учёт нуждающихся в жилом помещении не обращалась.
Суд, рассмотрев дело, постановилуказанное выше решение, с которым не согласны ответчики Департамент социального развития Тюменской области и Правительство Тюменской области в лице представителя по доверенностям Леонова Д.Н..
В апелляционной жалобе представитель ответчиков Леонов Д.Н. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение. В апелляционной жалобе указывает, что судом был сделан необоснованный вывод о том, что истица должна быть включена в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Тобольска, поскольку истица в городе Тобольске зарегистрирована временно. Местом постоянного жительства, при обращении в государственные органы истица указывает город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа. Кроме того, Трушникова С.В. в настоящее время достигла возраста 41 года, следовательно, не может быть включена в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчиков Правительства Тюменской области и Департамента социального развития Тюменской области, помощник прокурора города Тобольска Дягилева З.Н., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истица Трушникова С.В., " ... " 1975 года рождения (л.д.16), относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением " ... " Тюменской области от " ... " 1977 года, родители истицы " ... " и " ... " были лишены родительских прав. (л.д.17-18).
Решением Исполнительного комитета Тобольского городского Совета народных депутатов от " ... " 1979 года N " ... " Трушникова С.В. из Тобольского дома ребёнка была устроена в " ... " детский дом. (л.д.20).
Согласно справки комитета по образованию администрации города Тобольска от 13 марта 2015 года N " ... ", Трушникова С.В. поступила в школу- интернат N " ... " 30 сентября 1986 года, выбыла 18 сентября 1990 года в СПТУ N " ... " города " ... ", прибыла 01 сентября 1991 года из СПТУ N " ... " города " ... ", 26 августа 1992 года выбыла в СПТУ города " ... ". (л.д.27).
Согласно ответа городской администрации от 18 апреля 1992 года N " ... " на письмо директора школы-интерната N " ... " об обеспечении жильем выпускников школы-интернат N1 города Тобольска, в том числе истицы Трушниковой С.В., разъяснено, что обеспечить благоустроенным жилым помещением Трушникову С.В. не представляется возможным, Трушникова С.В. будет принята на учёт. (л.д.22).
Письмом директора школы-интерната N " ... " в адрес главы администрации села Уват от 31 января 1996 года подтверждается факт обращения директора школы-интерната N " ... " в администрацию села Уват с вопросом об обеспечении жилым помещением Трушниковой С.В. (л.д.23).
Письмом Главы Администрации города Тобольска от 21 августа 2012 года N826ж/2012 истице Трушниковой С.В. было разъяснено, что поставить её на учёт по категории лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представляется возможным, ввиду достижения истицей возраста 23 лет. (л.д.24-25).
Приказом Департамента социального развития Тюменской области от 08 сентября 2015 года N1952п Трушниковой С.В. отказано о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Тобольска, в связи с достижением 23-х летнего возраста. (л.д.36).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Трушникова С.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Уватский район, " ... " (л.д.37), собственником какого-либо иного недвижимого имущества истица не является (л.д.39,40,41,42). Истица постоянно зарегистрирована по адресу: ХМАО город Сургут, улица " ... " (л.д.14), в городе Тобольске имеет временную регистрацию по адресу: город Тобольск, " ... " (л.д.15,66).
Разрешая возникший спор и постановляя решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Трушникова С.В. по независящим от неё обстоятельствам не была поставлена на учёт по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с неисполнением Администрацией города Тобольска своих обязанностей по постановке на учёт.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, так как данные выводы противоречат нормам материального права.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Таким образом, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
В соответствии с абз.4 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Поскольку родители Трушниковой С.В. до достижения истицей возраста 18 лет были лишены родительских прав, возраста 23 лет истица достигла в 1998 году, следовательно, она приобрела статус сироты и к возникшим правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 21 декабря 1996 года) - дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 21 декабря 1996 года) - дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции федерального закона N 17-ФЗ от 08 февраля 1998 года) дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как видно из материалов дела, истица Трушникова С.В., " ... " 1975 года рождения, возраста 23 лет достигла " ... " 1998 года, следовательно с этого времени истица утратила статус сироты для предоставления и обеспечения органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Изменения в ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены Федеральным законом N15-ФЗ от 29 февраля 2012 года.
Согласно положениям ст.8 указанного закона, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Однако к моменту введения в действие ст.8 Федерального закона N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года истице было уже 36 лет.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1 Федерального закона Российской Федерации N159-ФЗ, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа указанных норм права следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что ст.8 Федерального закона N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции Федерального закона N15-ФЗ от 29 февраля 2012 года к возникшим правоотношениям применению не подлежит. Статья 8 Федерального закона N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года до исполнения истцом возраста 23 лет предусматривала возможность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причине с заявлением о постановке таких лиц на учёт нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истицы в компетентный орган по вопросу постановки её на учёт, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Учитывая доводы прокурора и истцы Трушниковой С.В., а также представленные доказательства и то, что обращение с заявлением о включении истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, имело место по прошествии длительного времени после достижения возраста 23 лет, на момент обращения в суд истице исполнилось 40 лет, поэтому основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и принятии по делу нового решения об отказе удовлетворении исковых требований прокурора города Тобольска действующего в интересах Трушниковой С.В..
Руководствуясь ст., ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 22 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Тобольска действующего в интересах Трушниковой С.В. к Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации города Тобольска о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить вне очереди жилое помещение специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тобольска, общей площадью не менее 18 кв.м., обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения - отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.