Липецкий областной суд в составе
председательствующего
судьи
Букреева Д.Ю.,
при секретаре Беляковой И.А.,
с участием прокурора Кима И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по административному исковому заявлению Тарасова Г.Г. и Гриднева С.Е. к администрации Задонского муниципального района Липецкой области, Совету депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о признании недействующим подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Устава Задонского муниципального района Липецкой области,
УСТАНОВИЛ:
Тарасов Г.Г. и Гриднев С.Е. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Задонского муниципального района Липецкой области о признании недействующим пункта 2 статьи 29 Устава Задонского муниципального района Липецкой области.
Исходя из содержания административного искового заявления, а также содержания оспариваемой нормы, фактически оспаривался подпункт 2 пункта 1 статьи 29 Устава Задонского муниципального района Липецкой области, предусматривающий досрочное прекращение полномочий районного Совета в случае принятия районным Советом решения о самороспуске.
Административные истцы указали, что в 2013 году были избраны депутатами Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области (далее также Совет) на пятилетний срок. 16 сентября 2015 года восемь депутатов инициировали самороспуск Совета. Решением внеочередной сессии Совета от 17 сентября 2015 года полномочия Совета были досрочно прекращены. 18 сентября 2015 года состоялись выборы нового состава Совета, однако в связи с изменением порядка его формирования уменьшилось количество и процентное соотношение депутатов, избираемых непосредственно населением. В результате они были лишены реальной возможности быть избранными в новый состав Совета, что нарушило их права. Таким образом произошло произвольное прекращение деятельности Совета в прежнем составе в результате применения подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Устава Задонского муниципального района Липецкой области, согласно которому полномочия Совета прекращаются досрочно в случае принятия Советом решения о самороспуске, то есть беспричинно. Произвольное прекращение деятельности органа местного самоуправления противоречит статьям 12, 130 Конституции РФ, статье 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом отсутствие в федеральном законодательстве конкретных критериев самороспуска органов местного самоуправления не исключает необходимость их определения в уставах муниципальных образований, поскольку иное означает нарушение прав граждан на осуществление местного самоуправления через депутатов, выбранных на определенный срок, и права самих депутатов, обусловливая возможность произвольного (без указания причин) досрочного самороспуска.
Определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет депутатов Задонского муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании Тарасов Г.Г., Гриднев С.Е. и их представитель по доверенности Кожевников В.О. поддержали административный иск.
Представитель администрации Задонского муниципального района Липецкой области и Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Анохина Е.В. просила отказать в удовлетворении административного иска, считая оспариваемую норму соответствующей закону, и не нарушающей права административных истцов.
Выслушав административных истцов и их представителя, представителя административных ответчиков, заключение прокурора Кима И.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (ч.1).
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч.2).
Решением Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области N397 от 29 мая 2012 года принят Устав Задонского муниципального района Липецкой области.
Устав зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции РФ по Липецкой области 22 июня 2012 года, и опубликован в газете "Задонская правда" 30 июня 2012 года (NN74-76).
Согласно подп.2 п.1 ст.29 Устава Задонского муниципального района Липецкой области (оспариваемая норма) полномочия районного Совета прекращаются досрочно в случае принятия районным Советом решения о самороспуске.
С инициативой о самороспуске районного Совета может выступать группа депутатов численностью не менее 1\3 от установленного настоящим Уставом числа депутатов.
Решение о досрочном прекращении полномочий в результате самороспуска принимается 2\3 голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов.
С 9 сентября 2013 года Тарасов Г.Г. и Гриднев С.Е. являлись избранными депутатами Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области пятого созыва (л.д.30,31).
16 сентября 2015 года восемь депутатов Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области инициировали вопрос о самороспуске Совета на основании статьи 29 Устава, и в связи с досрочным прекращением полномочий пятнадцати депутатов (л.д.32).
17 сентября 2015 года на внеочередной сессии Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области принято решение N145 о досрочном прекращении полномочий Совета в связи с самороспуском (л.д.37).
Решением организационной сессии Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области N1 от 24 сентября 2015 года сформирован Совет депутатов данного муниципального района в новом составе.
Тарасов Г.Г. и Гриднев С.Е. в новый состав Совета депутатов избраны не были.
Поскольку подпункт 2 пункта 1 статьи 29 Устава муниципального образования был применен посредством принятия решения о самороспуске Совета депутатов, что повлекло досрочное прекращение депутатских полномочий Тарасова Г.Г. и Гриднева С.Е., суд приходит к выводу о наличии у них права на оспаривание данной нормы.
Оснований же для признания оспариваемой нормы недействующей суд не усматривает.
Проверяя процедуру принятия Устава Задонского муниципального района Липецкой области, суд приходит к выводу о том, что она была соблюдена.
В этой связи учитывается, что Устав представительного органа муниципального образования, являющийся муниципальным правовым актом, был принят решением Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области, то есть надлежащим органом, зарегистрирован и опубликован в установленном законом порядке.
Согласно ст.7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.35 указанного Закона полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:
1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования (п.16).
Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов (п.17).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 19-П от 26 июня 2014 года указано, что Конституция Российской Федерации не исключает возможность досрочного прекращения полномочий представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, а следовательно, и введение федеральным законом соответствующих оснований, которые могут быть обусловлены как применением в отношении этих органов и лиц мер публично-правовой ответственности, так и реализацией ими самими предусмотренного на законодательном уровне определенного усмотрения, влекущего за собой прерывание срока легислатуры на добровольной основе (п.2.1).
При досрочном прекращении полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 16 октября 1997 года N 14-П и от 10 июня 1998 года N 17-П; определения от 14 января 2000 года N 2-0, от 17 июля 2007 года N 561-0-0, от 4 октября 2011 года N 1264-0-0, от 2 ноября 2011 года N 1464-0-0 и от 17 ноября 2011 года N1489-0-0), должны быть, в частности, гарантированы возможность судебной проверки соответствующего решения по заявлению выборных лиц, которых оно затрагивает, а также проведение досрочных выборов в установленные законом сроки. Соблюдение этих гарантий является конституционно значимым и в тех случаях, когда досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования осуществлено на основе его собственного решения, то есть путем самороспуска (п.2.2).
Предусмотрев возможность досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования путем самороспуска, федеральный законодатель не установилкакой-либо специальной процедуры, относящейся к порядку и условиям судебной проверки законности соответствующего решения представительного органа муниципального образования. Поскольку определение порядка принятия решения о самороспуске прямо отнесено к предмету регулирования устава муниципального образования, предполагается, что именно на уровне муниципального нормотворчества должны быть закреплены и сопутствующие гарантии, которые исключали бы возможность самороспуска произвольным образом (п.3.1).
Исходя из содержания вышеприведенных законоположений, поскольку порядок принятия решения о самороспуске представительного органа муниципального образования определяется его Уставом, а конкретные основания (критерии) самороспуска законом не определены, правовые последствия влечет непосредственно решение о самороспуске.
Само же по себе закрепленное в Уставе Задонского муниципального района Липецкой области положение о возможности самороспуска Совета депутатов применительно к правам административных истцов не может рассматриваться как обусловливающее злоупотребление правом либо произвол.
Оспариваемая норма, по своей сути, является универсальной, поскольку с учетом общеправовой презумпции добросовестности, подразумевает любые законные причины самороспуска, конкретный перечень которых законодательством не определен.
Соответственно, доводы административных истцов о нарушении их права на осуществление депутатских полномочий в течение всего срока именно в результате действия оспариваемой нормы Устава Задонского муниципального района Липецкой области, признаются несостоятельными.
Вопрос относительно законности решения о самороспуске Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области предметом данного дела не охватывается.
Руководствуясь статьями 175,177,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Тарасова Г.Г. и Гриднева С.Е. к администрации Задонского муниципального района Липецкой области, Совету депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о признании недействующим подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Устава Задонского муниципального района Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Липецкий областной суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 26 июля 2016 года
Судья Букреев Д.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.