Судья Вологодского областного суда Мальцева Е.Г. при секретаре Сошиловой Е.В., рассмотрев жалобу заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. на решение судьи Вологодского городского суда от 28.04.2016, которым отменено постановление заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области от 26.01.2016 N ... , исполняющий обязанности начальника Департамента здравоохранения Вологодской области Дуганов М. Д. освобожден от административной ответственности по статье 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, производство по делу прекращено,
установила:
постановлением заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. от 26.01.2016 N ... исполняющий обязанности начальника Департамента здравоохранения Вологодской области Дуганов М.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Дуганов М.Д. обратился с жалобой в суд, просил отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указал, что административным органом не учтены обстоятельства, послужившие основанием для изменения объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) бюджетным учреждением в течение 2014 года и невнесения соответствующих изменений в государственное задание.
В судебном заседании Дуганов М.Д., представитель Департамента здравоохранения Вологодской области Н.А.Н., действующий по доверенности, доводы жалобы поддержали.
Представители Департамента финансов Вологодской области К.О.А., Х.А.В., действующие по доверенностям, в судебном заседании с жалобой не согласились.
Судом принято приведенное решение.
В жалобе заместитель Губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. просит отменить решение судьи, ссылаясь на отсутствие оснований для прекращения производства по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Департамента финансов Вологодской области Х.А.В., прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 3 Положения о формировании государственного задания для государственных учреждений области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 14.02.2011 N 109 (действующего на момент совершения правонарушения), государственное задание формируется при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается в срок не позднее одного месяца со дня официального опубликования закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в отношении бюджетных и автономных учреждений области - органами исполнительной государственной власти области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений области.
Согласно пункта 2.3.4 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области, являющегося Приложением к постановлению Правительства Вологодской области от 26.04.2010 N 458, департамент для решения своей задачи и выполнения своих функций в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет функции и полномочия учредителя государственных учреждений области.
В силу пункта 5 Положения о формировании государственного задания для государственных учреждений области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания изменение объема субсидии, предоставленной из областного бюджета бюджетному или автономному учреждению области на выполнение государственного задания, (далее - субсидия) в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.
Статья 15.15.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Департамента финансов Вологодской области от 22.09.2015 N ... проведена проверка полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области на 2014-2020 годы", в том числе отчетности об исполнении государственных заданий государственными учреждениями области в Департаменте здравоохранения области и подведомственными ему государственными учреждениями области за 2014 год.
В ходе проверки установлено, что соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) бюджетными учреждения области от 17.01.2014 N б/н БУЗ ВО " ... " установлен объем субсидии в сумме ... тыс. рублей, дополнительным соглашением от 28.03.2014 N б/н объем субсидии уменьшен на ... тыс. рублей и составил ... тыс. рублей, дополнительным соглашением от 30.04.2014 N б/н объем субсидии увеличен на ... тыс. рублей и составил ... тыс. рублей, дополнительным соглашением от 12.08.2014 N б/н объем субсидии увеличен на ... тыс. рублей и составил ... тыс. рублей, дополнительным соглашением от 24.10.2014 N б/н объем субсидии увеличен на ... тыс. рублей и составил ... тыс. рублей, дополнительным соглашением от 15.12.2014 N б/н объем субсидии уменьшен на ... тыс. рублей и составил ... тыс. рублей без внесения соответствующих изменений в государственное задание.
В результате Департаментом здравоохранения Вологодской области изменен объем субсидии БУЗ ВО " ... " на сумму ... тыс. рублей, в том числе в сторону увеличения - ... тыс. рублей, в сторону уменьшения - ... тыс. рублей, без внесения соответствующих изменений в государственные задания.
Отменяя постановление должностного лица, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Дуганова М.Д. состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ, и исходил из того, что действия, которые административный орган признал противоправными, совершены Дугановым М.Д. в состоянии крайней необходимости и в силу статьей 2.7 и 24.5 КоАП РФ он не подлежит привлечению к административной ответственности.
С указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
При этом учтено, что Дуганов М.Д. был вынужден направлять средства субсидий на обеспечение первоочередных мероприятий по поддержанию деятельности учреждений здравоохранения, внесение соответствующих изменений в государственное задание повлекло бы за собой необходимость уменьшения объема оказываемых медицинских услуг, что является недопустимым и общественно - опасным в силу их социальной значимости. Указанный вывод сделан без учета следующих обстоятельств.
В соответствии с Положением о формировании государственного задания для государственных учреждений области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 14.02.2011 N 109, объемы субсидии на выполнение государственного задания могут изменяться, однако при этом необходимо внесение изменений в показатели государственного задания.
Согласно пункту 1.8 постановления Правительства Вологодской области от 30.06.2008 N1233 "Об утверждении Порядка формирования проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период" органы государственной власти области - главные распорядители и получатели средств областного бюджета представляют в Департамент финансов области в установленном им порядке потребность в объемах финансирования действующих бюджетных обязательств на очередной финансовый год и на плановый период по областному бюджету.
Вместе с тем, не подтверждено, что обстоятельства, на которые ссылался Дуганов М.Д. - оснащение источниками резервного электроснабжения для обеспечения необходимой категории надежности электроснабжения в учреждениях здравоохранения, исполнение предписаний контрольных органов, увеличение расходов по подпрограмме "Кадровое обеспечение системы здравоохранения", капитальный ремонт сосудистого центра БУЗ ВО " ... ", капитальный ремонт системы вентиляции акушерского корпуса, подготовка проектно-сметной документации по строительству объекта "Пристройка к акушерскому корпусу БУЗ ВО " ... ", софинансирование мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в 2014 году, подготовка проектно-сметной документации и капитальный ремонт помещений цокольного этажа акушерского корпуса БУЗ ВО " ... ", возникли в течение финансового года и не могли быть учтены при формировании государственных заданий, объемов субсидий на их выполнение.
Так же не установлены причины, по которым Департамент здравоохранения Вологодской области в лице исполняющего обязанности начальника Дуганова М.Д. не имел возможности внести изменения в показатели государственного задания.
Объективных данных, подтверждающих наличие опасности, непосредственно угрожающей личности и правам других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, а так же то, что эта опасность не могла быть устранена иными средствами, не имеется.
Таким образом, обстоятельства, при которых должностным лицом было совершено административное правонарушение, и его действия не отвечают условиям, при наличии которых согласно статье 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как усматривается из акта проверки полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области на 2014-2020 годы" от 25.12.2015 общая сумма нарушения в результате изменения объема субсидий на выполнение государственного задания без внесения в него соответствующих изменений составила ... тыс. рублей, в том числе увеличение объема субсидий составило ... тыс. рублей, уменьшение- ... тыс. рублей (л.д.51-69 адм. мат.).
На рассмотрении в Вологодском областном суде находятся пять жалоб по делам об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности начальника Департамента здравоохранения Вологодской области Дуганова М.Д. по фактам изменения объема субсидий на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг бюджетными учреждениями области: БУЗ ВО " ... ", БУЗ ВО " ... ", БУЗ ВО " ... ", БУЗ ВО " ... ", БУЗ ВО " ... ". По каждому факту должностное лицо привлечено к административной ответственности по статье 15.15.15. КоАП РФ и подвергнуто штрафу.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 данной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Из материалов дела усматривается, что изменение объемов субсидии на финансовое обеспечение государственного задания бюджетных учреждений области без внесения соответствующих изменений, выявленное в ходе одной проверки, проведенной с 28.09.2015 по 25.12.2015, было допущено в результате совершения одного правонарушения, состоящего из нескольких эпизодов и подпадающего под действие одной статьи административного закона, рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки, подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, Дуганов М.Д., совершив административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.15.15 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания.
При вынесении 26.01.2016 постановлений о назначении административного наказания должностным лицом Департамента финансов Вологодской области положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ не учтены.
Кроме того, частично обстоятельства послужившие основанием для возбуждения в отношении Дуганова М.Д. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ, имели место 28.03.2014 и 30.04.2014.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении указанной категории не может быть вынесено по истечении двух лет со дня его совершения.
На момент рассмотрения жалобы в Вологодском областном суде срок давности привлечения Дуганова М.Д. к административной ответственности за уменьшение объема субсидии на основании дополнительного соглашения от 28.03.2014 и за увеличение объема субсидии на основании дополнительного соглашения от 30.04.2014 без внесения соответствующих изменений в государственное задание истек.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения в данной части обсуждаться не может.
Следовательно, с учетом установленных обстоятельств, а также того, что КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены не вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности, решение судьи не может быть отменено.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Вологодского городского суда от 28.04.2016 оставить без изменения, жалобу заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. - без удовлетворения.
Судья
Вологодского областного суда Е.Г. Мальцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.