Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего: Астапчук Р.В.,
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Синьковской Л.Г.,
при секретаре: Фогель И.В.
рассмотрела в судебном заседании 29 июня 2016 года
дело по апелляционной жалобе Ивановой Н.М на решение Центрального районного суда г. Омска от 17 марта 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ивановой Натальи Михайловны о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г. судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Иванова Н.М. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указала, что в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, опекуном назначен по заявлению Аникин А.Н., проживающий по адресу: Омская область, " ... ". Ее мать Иванова С.А. лишена родительских прав, отец - Иванов М.В. записан со слов матери. За ней не было закреплено жилого помещения.
В мае 2015 года, она пыталась встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но на учет поставлена не была, поскольку ее возраст на момент обращения был старше 23 лет. Причина, по которой не смогла своевременно встать на учет, от нее не зависела. Ее опекун Аникин А.Н. не знал о возможности постановки на учет своей подопечной Ивановой Н.М. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты органа опеки и попечительства по Москаленскому району Омской области не разъяснили ему эти права и в дальнейшем не работали с попечителем. В дальнейшем она обучалась в ПТУ N29 Москаленского района Омской области и также свою очередь не была информирована социальным педагогом по этому вопросу.
Просит восстановить срок на подачу заявления для включения ее в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству к делу в качестве ответчика привлечено Министерство имущественных отношений Омской области, в качестве третьего лица Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В судебном заседании Иванова Н.М. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежаще. Направили письменный отзыв на иск, в котором просили отказать в удовлетворении иска, в связи с тем, истец с заявлением о постановке на учет не обратилась до достижения возраста 23 лет.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежаще. Представили письменный отзыв на иск.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Иванова Н.М. с решением суда не согласилась, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в иске относительно обоснованности предъявленных ею требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав Иванову Н.М., поддержавшую доводы, изложенные в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Иванова Н.М. родилась 09 августа 1987 года. Согласно свидетельству о рождении ее родителями указаны Иванов М.В. и Иванова С.А. (л.д. 9).
Заочным решением М. районного суда Омской области от " ... " мать Ивановой Н.М. лишена родительских прав (л.д. 10).
Согласно справке о рождении N11 сведения об отце Ивановой Н.М. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 12).
Распоряжением Главы Москаленского муниципального образования Омской области N 298 от 25.04.2005 года несовершеннолетней Ивановой Н.М. назначен попечитель Аникин А.Н. (л.д. 11).
В соответствии со справкой Комитета по экономической политике и управлению имуществом администрации Москаленского муниципального района Омской области от 08 июня 2015 N 161 за Ивановой Н.М. сведения о приватизации жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Москаленского муниципального района Омской области и расположенных на территории Москаленского района Омской области, отсутствуют. С Ивановой Н.М. не заключался договор социального найма на жилое помещение, а также данное лицо не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (л.д. 14)
Иванова Н.М. обратилась в Министерство образования Омской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Из ответа Министерства образования Омской области следует, что Иванова Н.М. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по тем основаниям, что на момент обращения, возраст Ивановой Н.М. был более допустимого возраста, установленного ст. 1 Закона.
При разрешении спора суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд исходил из того, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории детей-сирот (май 2015 года) истцу исполнилось 27 лет. Достижение возраста более 23-х лет влечет утрату статуса сироты и возможность постановки на соответствующий учет с целью получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. Доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возраста 23-х лет суду не представлено.Коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 указанного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение. В частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из анализа приведенных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Поскольку Иванова Н.М. до указанного возраста не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, впервые обратилась с соответствующим заявлением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представила, за защитой своего права в судебном порядке обратилась в возрасте полных 28 лет, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы о ненадлежащем исполнении органами опеки должностных обязанностей что, по мнению заявителя жалобы, привело к нарушению прав истца, судебной коллегией отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособным истица не признана, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории она заявила в Министерство образования Омской области в 2015 году, при том, что имела возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения ею совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет. Сама по себе правовая неграмотность, на которую ссылается истец, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия (2005 год), а также исполнения 23 лет (2010 год), до обращения с заявлением в мае 2015 года, не может являться уважительной причиной, для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При решении вопроса постановки лица на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
Доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит, выводы суда мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, не соглашаться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 17 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.