Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н., Никулина П.Н.,
при секретаре Филинове Е.А.,
с участием прокурора Лапидской Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 14.07.2016 дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 05.05.2016, которым постановлено:
исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора, в защиту интересов Турбасова А.И. к администрации МО Гусь-Хрустальный район и администрации Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Турбасова А. И. жилым помещением, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, в границах Гусь-Хрустального района, за счет средств бюджета Владимирской области.
Заслушав доклад судьи Лепёшина Д.А., объяснения прокурора, возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Турбасова А.И. к администрации МО Гусь-Хрустальный район, администрации Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование требований указано, что Турбасов А.И. **** года рождения имеет статус лица, из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Т. О.А. **** умерла, а отец Т.1 И.А. решением суда в **** году ограничен в родительских правах. Истец зарегистрирован в квартире родственников по адресу: ****, принадлежащей им на праве собственности. Фактически проживает в квартире по адресу: **** которая также ему не принадлежит. Истец на праве собственности жилья не имеет. После обращения в администрацию МО Гусь-Хрустальный район с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, было принято решение о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся с предоставлении жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права Турбасов И.А., который не имеет возможности реализовать свое право на получение гарантированного ему государством жилья.
В судебном заседании помощник прокурора Арапов И.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Истец Турбасов И.А. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МО Гусь-Хрустальный район Романова Е.В., возражала против удовлетворения исковых требований. Не оспаривая право Турбасова И.А. на обеспечение жилым помещением, указала на отсутствие у администрации в настоящее время свободных жилых помещений, а также денежных средств на их приобретение.
Представитель третьего лица Управления образования администрации МО Гусь-Хрустальный район Овсянникова Н.В. исковые требования не признала. Пояснила, что денежные средства в бюджете МО Гусь-Хрустальный район не предусмотрены.
Представитель ответчика администрации Владимирской области, представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель ответчика администрации Владимирской области предоставили отзыв, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований. Полагали, что являются ненадлежащим ответчиком по делу.
Судом постановлено данное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права. Указывает, что у администрации Гусь-Хрустального района отсутствует достаточное финансирование со стороны администрации Владимирской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания Турбасова А.И., ответчиков и третьих лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п.п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Вступившим в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В гл. 9 ЖК РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В гл. 10 ЖК РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая ст. 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.С 1 января 2013 года таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Для этой цели согласно п. 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее - Список).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Владимирской области регулируются Законом от 03 декабря 2004 года N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Закон Владимирской области от 03 декабря 2004 года N 226-ОЗ), в ст.ст. 8 и 9 которого корреспондируются указанные выше правовые нормы.
Во исполнение требований Закона Губернатором Владимирской области издано постановление от 15 мая 2013 года N 542 "Об утверждении порядка ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями", опубликованное в газете "Владимирские ведомости" от 25 мая 2013 года N 92 (4697).
Из п. 1 постановления Губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 года N 542 следует, что утвержденный им Порядок определяет правила ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с требованиями п. 2 Сводный список формируется по форме согласно приложению к настоящему Порядку, по дате рождения детей-сирот, указанных в ч. 1 ст. 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достигших 14 лет.
Пунктом 3 постановления Губернатора предусмотрено, что в сводный список включаются лица, сведения о которых указаны на 01 апреля 2012 года в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма, которые на 01 января 2013 года не реализовали свое право на жилое помещение.
Из системного анализа положений утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 15 мая 2013 года N 542 Порядка ведения областного сводного списка, приложения к нему - с положениями ч. 1 ст. 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года, к которой отсылает п. 2 данного Порядка, следует, что указанные в п. 3 лица подлежат включению в Сводный список наравне с лицами, указанными в ч. 1 ст. 8 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства, которого он произвольно лишен быть не может.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Турбасов А.И. **** года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Фактически Турбасов А.И. не имеет своего жилья, проживает в квартире по адресу: ****, которая также ему не принадлежит.
**** истец обратился с заявлением в администрацию МО Гусь-Хрустальный район о включении его в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. В списке по МО Гусь-Хрустальный район истец находится под **** в областном сводном списке под ****
Разрешая спор и приходя к выводу о праве Турбасова А.И. на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании выше приведенных норм федерального законодательства и законодательства Владимирской области, суд обоснованно исходил из того, что иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, истец не имеет.
Установив, что ответчик в соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 N 201-ФЗ наделен отдельными государственными полномочиями Владимирской области по обеспечению лиц указанной категории жилыми помещениями, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора о возложении на администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области обязанности обеспечить Турбасова А.И. жилым помещением.
Давая оценку доводам представителя администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области об отсутствии денежных средств для приобретения жилья и свободных жилых помещений специализированного фонда, суд обоснованно указал, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в обеспечении истца жилым помещением по договору специализированного найма, так как реализация этой социальной гарантии не ставится законом в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
При этом, порядок выделения из областного бюджета субвенций на приобретение жилых помещений данной категории лиц урегулирован действующим законодательством и не требует дополнительного решения.
Учитывая, что Турбасов А.И. являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области и внесен в список как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, регистрации не имеет, ему должно быть предоставлено жилье в границах Гусь-Хрустального района Владимирской области.
Судебная коллегия учитывает, что установленная статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для их получения, но не с целью формирования очередности в обеспечении жильем по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и решению при этом проблемы конкуренции льготников.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права. Нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 05.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Лепёшин
Судьи Г.Н. Гришина
П.Н. Никулин
****
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.