Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Душнюк Н.В.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 января 2016 года по иску Клентака Ю. З. к Государственному казенному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клентак Ю.З. обратился к мировому судье судебного участка N 4 г. Петрозаводска с иском к Государственному казенному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы ( ... )" о взыскании денежных средств по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ он предоставил ответчику документы на оформление субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг в квартире N, находящейся в его собственности, расположенной по адресу: ( ... ). Указал, что по телефону ему было отказано в предоставлении убсидии без каких-либо обоснований в письменном виде. Однако до марта 2015г. ему предоставлялась субсидия регулярно. Истец ссылался на то, что он с супругой являются пенсионерами, на их иждивении находится несовершеннолетний сын, в связи с чем в результате отказа в предоставлении субсидии его семья осталась без средств к существованию и образовалась большая задолженность за коммунальные услуги. В связи с чем, Клентак Ю.З. просил обязать ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Петрозаводска" выплатить ему причитающееся пособие на оплату жилого помещения за период с марта 2015г. по август 2015 года в размере 40000 руб.
27 октября 2015г. Клентак Ю.З. уточнил заявленные исковые требования, просил обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" предоставить ему субсидию с марта 2015 года по оплате за жилищно-коммунальные услуги и с указанного периода времени произвести перерасчет.
Определением мирового судьи судебного участка N 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 27 октября 2015г. гражданское дело передано по подсудности в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "КРЦ", ОАО "ТГК-1".
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 января 2016 года в удовлетворении исковых требований Клентака Ю. З. к Государственному казенному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" отказано.
С решением суда не согласен истец.
В апелляционной жалобе он просит обязать ответчика восстановить пропущенный срок для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с марта 2015г. по август 2015г. с расчетом и выплатой содержания, возместить понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1400 руб. Указывает, что на момент подачи заявления о предоставлении субсидии им произведена оплата по квитанциям в полном объеме и он не имеет задолженности перед управляющими организациями. Ссылается на то, что в выставленном счете ТГК-1 за март 2015г. указано, что в квартире зарегистрированы и проживают 3 человека, что соответствовало действительности. Отмечает, что со стороны ООО "КРЦ" к нему не имелось претензий, все счета были им оплачены. Просит учесть, что он и его супруга являются пенсионерами, на их иждивении на тот момент находился несовершеннолетний сын, семья не имела достаточных средств для оплаты четырехкомнатной квартиры. Полагает, что нарушены требования ст. 159 ЖК РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" Магнус Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не признала доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Пояснила, что в представленном истцом пакете документов было выявлено несоответствие зарегистрированных и фактически проживающих в вышеуказанной квартире. Истец обещал привести в соответствие сведения, изложенные в квитанциях. Просила учесть, что в суде первой инстанции супруга истца не оспаривала то, что она с сыном не выезжали из квартиры, а в ООО "КРЦ" было предоставлено заявление о том, что они будут отсутствовать в течение года, в связи с чем начисление за коммунальные услуги производилось только на одно лицо-истца, а не на трех лиц, фактически проживающих в этот момент в квартире.
Представители третьих лиц ООО "КРЦ", ОАО "ТГК-1" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, третьи лица извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения представителя ответчика Государственного казенного учреждения социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" Магнус Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 2, ч. 5 ст. 159, ч. ст. 160 ЖК РФ право на субсидии имеют, в том числе собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
На основании ч. 7 ст. 159 ЖК РФ п определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок предоставления субсидий и перечисления их получателям установлен указанными выше Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. N 761, в соответствии с п. 6 которых субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
На основании п. 8, п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. N 761, для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 настоящих Правил, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе документов или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Согласно п. 11 вышеуказанных Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В силу п. 56 данных Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил.
На основании п. 29, п. 31 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006г. N58/403, граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они на момент обращения с заявлением о получении субсидии не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги. Граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности или заключения соглашения с кредиторами о ее погашении.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Клентак Ю.З., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является собственником квартиры N, расположенной по адресу: Республика Карелия, ( ... ).
ХХ.ХХ.ХХг. истец обратился в Государственное казенное учреждение социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по вышеуказанной квартире. Исходя из представленных документов, ответчиком было установлено несоответствие данных ООО "Энергокомфорт Карелия " и ООО "КРЦ" о количестве лиц, проживающих в указанной квартире, со сведениями, представленными истцом и данными Петрозаводской паспортной службой. Так, согласно квитанции, выставляемой ООО "КРЦ" на оплату коммунальных платежей, Клентак Ю.З. длительное время производил оплату за водоснабжение за 1 лицо, а не за 3 лиц, фактически проживающих в квартире.
В заявлении от ХХ.ХХ.ХХг. Клентак Ю.З. указал, что до настоящего времени он не привел в соответствие количество проживающих и зарегистрированных в квартире, ссылаясь на то, что в квартире зарегистрировано 3 человека.
На основании протокола- решения ХХ.ХХ.ХХг. ответчик возвратил истцу без рассмотрения представленные им документы, поскольку они не соответствовали требованиям п.п. 8, 9, 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. N 761, т.к. часть произведенных начислений за предоставленные истцу коммунальные услуги, не соответствовала количеству зарегистрированных и фактически проживающих в квартире и ввиду отсутствия графика погашения задолженности.
Указанное решение ответчика истцом не было обжаловано.
ХХ.ХХ.ХХг. ответчик на обращение истца сообщил ему о том, какие необходимо представить документы для оформления субсидии. Дополнительно указал, что причиной возврата истцу ХХ.ХХ.ХХг. документов явилось несоответствие данных ООО "Энерго комфорт Карелия" и ООО "КРЦ" о количестве лиц, проживающих в квартире N, расположенной по адресу: ( ... ), со сведениями, предоставленными истцом и данными Петрозаводской паспортной службы, о количестве лиц, зарегистрированных в квартире. Ответчик указал, что поскольку истцом на протяжении длительного времени производилась оплата за водоснабжение не за 3 человек, проживающих в квартире, а за 1 лицо, то в решении от ХХ.ХХ.ХХг. истцу было предложено составить график погашения задолженности. В связи с тем, что истцом не представлены полные сведения о суммах фактических платежей, ему было предложено предоставить документы, необходимые для рассмотрения вопроса о назначении субсидии.
Кроме того, судом установлено, что согласно сведениям, предоставленным ООО "КРЦ", за период с марта 2010 года по январь 2016 года числится задолженность в сумме 127 руб. 08 коп.
В соответствии со сведениями ОАО "ТГК-1, истцом погашена задолженность по коммунальным платежам (по горячей воде и отоплению) за период с февраля 2015 года по сентябрь 2015 года. Однако по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ за истцом числится задолженность по коммунальным услугам за период с октября 2015 года по ноябрь 2015 года в сумме 4669 руб. 96 коп.
Также согласно имеющейся в деле квитанции ООО "КРЦ" за январь 2015 года начисление за горячую воду, водоснабжение и водоотведение производилось исходя из одного проживающего по указанному адресу.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии у него задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги на момент обращения его с заявлением к ответчику о предоставлении субсидии, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется, в связи с чем обоснованно отказал в их удовлетворении.
Судом первой инстанции дана оценка всем обстоятельствам дела. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, изложенными в решении, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют представленным по делу доказательствам, в том числе показаниям свидетелей, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах дела, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований является законным и обоснованным, оно соответствует доказательствам, имеющимся в деле, а также требованиям ст. ст. 56, 195, 198 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены по доводам жалобы.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, что на момент подачи заявления о предоставлении субсидии им произведена оплата по квитанциям в полном объеме и он не имеет задолженности перед управляющими организациями, нельзя признать состоятельными, поскольку они не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Ссылки в жалобе на то, что в выставленном ОАО "ТГК-1" счете за март 2015г. указано, что в квартире зарегистрированы и проживают 3 человека, что соответствовало действительности, а также о том, что со стороны ООО "КРЦ" к нему не имелось претензий, не могут служить основанием для отмены решения суда по вышеизложенным обстоятельствам.
Кроме того, как следует из материалов дела, ответчиком не отказано истцу в предоставлении субсидии, а также не приостановлена ее выплата, а только предложено ему привести в соответствие представленные им документы по оплате за жилищно-коммунальные услуги с учетом количества лиц, зарегистрированных в квартире, и фактически в ней проживающих.
Иные доводы жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 января 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.