Президиум Верховного Суда Республики Хакасия в составе: председательствующего Носова В.Н.,
членов президиума Апосовой И.В., Доможакова С.Н., Сиротинина М.П.,
при секретаре Коноплевой Ю.Н.,
рассмотрев по докладу судьи Шалгинова С.Н. кассационную жалобу представителя администрации города Абакана Кириченко Е. Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 15 марта 2016 года по делу по иску администрации города Абакана к Собакину Е. С. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Абакана в лице представителя Кириченко Е.Ю. обратилась в суд с иском Собакину Е.С. о сносе самовольной постройки. В обоснование заявленных требований указано, что ответчиком на земельном участке по адресу: "адрес" возведено здание, являющееся самовольной постройкой, поскольку строительство ведется без получения необходимых разрешений и с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Решением Абаканского городского суда от 26 ноября 2015 года исковые требования администрации города Абакана удовлетворены, суд обязал Собакина Е.С. снести незавершенный строительством объект - деревянное одноэтажное здание, расположенное на земельном участке по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 15 марта 2016 года решение Абаканского городского суда отменено, в удовлетворении исковых требований администрации города Абакана отказано.
В кассационной жалобе представитель администрации города Абакана Кириченко Е.Ю. просит апелляционное определение отменить, ссылаясь на то, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 9 июня 2016 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Хакасия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела были допущены.
Как следует из материалов дела, на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Собакин Е.С. является собственником земельного участка с разрешенным использованием: под индивидуальную жилую и хозяйственную застройку, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Право собственности Собакина Е.С. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В результате проведенного администрацией города Абакана обследования установлено, что Собакиным Е.С. на указанном земельном участке без получения разрешения на строительство с нарушением градостроительных и строительных норм и правил осуществляется строительство деревянного одноэтажного здания, расположенного до ? за красной линией.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что Собакин Е.С. осуществляет строительство спорного объекта с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а именно без отступа от красной линии.
Отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. При наличии объяснений ответчика о том, что им осуществляется возведение строения вспомогательного использования, истцом не представлено доказательств того, что для возведения объекта недвижимости требовалось получение разрешения на строительство. Нормативный правовой акт - генеральный план города Абакана, в составе которого утверждены красные линии, пересекающие земельный участок ответчика, принят после приобретения ответчиком права собственности на участок и начала его использования по назначению с 2009 года, и установленные им ограничения не могут распространяться на возведение ответчиком спорной постройки. Законодателем ограничения застройки в пределах красных линий предусмотрены лишь при условии наличия сформированных земельных участков территорий общего пользования, обособленных данными красными линиями, доказательств чего истцом представлено не было. Истцом не представлено доказательств того, что сохранение спорной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и она представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
Между тем с данными выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, а также допущены существенные нарушения норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями приведенной правовой нормы закреплены признаки самовольной постройки, в частности возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Составной частью жилого дома как объекта индивидуального жилищного строительства помимо основного жилого строения и жилых пристроек являются также вспомогательные строения, сооружения, предназначенные для обслуживания жилого здания (сараи, гаражи, бани, колодцы и т.п.), следующие судьбе главной вещи.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
По смыслу приведенных положений закона критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию.
На основании возражений ответчика о возведении им строения, представляющего собой времянку и баню, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств того, что для возведения объекта недвижимости как строения вспомогательного использования требовалось получение разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае ответчик должен доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих возражений, а именно представить доказательства создания основного объекта либо отнесения спорного объекта к вспомогательным по отношении к существующему объекту.
Вместе с тем материалы дела не содержат таких доказательств.
Пункт 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе красным линиям.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, порядок установления красных линий применяется для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, при этом красные линии выступают в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 года N 18-30.
Пункт 3.4 Инструкции предусматривает, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
В пункте 4.4 Инструкции указано, что при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Таким образом, документация по планировке территории, в составе которой осуществляется проектирование и установление красных линий, является самостоятельной градостроительной документацией, и разрабатывается на основе градостроительной документации другого уровня - документов территориального планирования, в том числе генеральных планов поселений, и документов градостроительного зонирования - правил землепользования и застройки.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не разграничивает красные линии на линии, обозначающие существующие границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, и на линии, обозначающие планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов.
Красные линии в любом случае выступают в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения.
Посредством разработки документации по планировке территории орган местного самоуправления вправе как фиксировать сложившиеся границы земельных участков общего пользования и земельных участков, находящихся в частной собственности, так и менять соотношение между ними путем утверждения, например, предложений по расширению улиц, проездов, прокладке новых автомобильных дорог, в том числе проходящих по земельным участкам, находящимся в частной собственности.
В таком случае лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
В обоснование заявленных требований истец представил постановление мэра города Абакана от 7 июня 2010 года N 1008 об утверждении документации по планировке территории города Абакана - проекта планировки IV жилого района города Абакана (л.д. 6), проект планировки IV жилого района города Абакана (л.д. 59), разбивочный чертеж красных линий фрагмент проекта планировки IV жилого района города Абакана с отражением на нем красных линий и земельного участка по адресу: "адрес" (л.д. 60), решение совета депутатов города Абакана от 18 марта 2014 года N 87 об утверждении генерального плана города Абакана (л.д.72), фрагменты генерального плана города Абакана (л.д. 73-74) и другие документы.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что нормативный правовой акт - генеральный план города Абакана, в составе которого утверждены красные линии, принят после приобретения ответчиком права собственности на участок и начала строительства спорного объекта, и установленные им ограничения не могут распространяться на возведение ответчиком указанной постройки, является ошибочным.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 22 февраля 1996 года N 99 утвержден генеральный план развития города Абакана до 2015 года.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 10 ноября 2009 года N 183 утверждены правила землепользования и застройки города Абакана.
Постановлением мэра города Абакана от 7 июня 2010 года N 1008 утверждена документация по планировке территории в виде проекта планировки территории IV жилого района города Абакана, в составе которой осуществлено проектирование и установление красных линий в указанном районе.
Таким образом, на момент приобретения Собакиным Е.С. права собственности на земельный участок красные линии в составе документации по планировке территории были установлены, и к такой документации не относятся документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе генеральные планы поселений, в частности генеральный план города Абакана, утвержденный решением совета депутатов города Абакана от 18 марта 2014 года N 87.
Материалы дела не содержат доказательств начала правомерного строительства Собакиным Е.С. с 2009 года, при том, что право собственности на земельный участок возникло у него в 2013 году.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, при отсутствии доказательств прав ответчика, допускающих строительство объекта - отсутствия необходимости в получении разрешения на строительство или принятия мер к его получению, доказательств того, что на день обращения в суд постройка соответствовала параметрам, установленным документацией по планировке территории, факт установления нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц и угрозы жизни и здоровью граждан правового значения не имеет.
Для правильного разрешения данного спора необходимо установить следующие обстоятельства: соблюден ли при установлении красных линий порядок, предусмотренный действующим законодательством, в том числе соответствует ли проект планировки территории действовавшим генеральному плану поселения и правилам землепользования и застройки; возведено ли спорное строение с нарушением красных линий регулирования застройки.
Президиум находит допущенные нарушения материального и процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 15 марта 2016 года по делу по иску администрации города Абакана к Собакину Е. С. о сносе самовольной постройки отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.Н. Носов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.