Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Емелина А.В.,
судей - Никоновой О.И., Евдокименко А.А.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Постниковой М.М. на решение Приволжского районного суда Самарской области от 04 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования администрации муниципального района Приволжский Самарской области к Постниковой М.М. о взыскании денежных средств полученных в виде социальной выплаты в размере 712 719 рублей - удовлетворить.
Взыскать с Постниковой М.М., ДД.ММ.ГГГГ в бюджет муниципального района Приволжский Самарской области денежные средства социальной выплаты в сумме 712 719 (семьсот двенадцать тысяч семьсот девятнадцать) рублей из которых: средства федерального бюджета в размере 277 рублей 960 копеек, средства областного бюджета в размере 433761 и средства местного бюджета 998 рублей.
Взыскать с Постниковой М.М. в бюджет муниципального района Приволжский Самарской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Емелина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального района Приволжский Самарской области обратилась в суд к Постниковой М.М. о взыскании денежных средств полученных в виде социальной выплаты.
В обоснование требований истец указал, что Постникова ( ФИО2) М.М, являлась участником Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", в рамках реализации которой получила социальную выплату в размере 712 719 руб. В ходе проведенной счетной палатой Самарской области комплексной проверки муниципального района Приволжский Самарской области было установлено, что, не имея реальных намерений улучшать жилищные условия, ответчик совершила ряд последовательных действий в целях получения вышеуказанной социальной выплаты и обналичила ее впоследствии. Постникова М.М. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, совершила намеренное ухудшение своих жилищных условий, подарив "данные изъяты" долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу "адрес" своей матери ФИО3 В связи с этим право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий она может в соответствии со ст. 53 ЖК РФ только по истечении пяти лет после отчуждения жилого помещения, т.е. не ранее ДД.ММ.ГГГГ Постникова М.М., предоставив в администрацию района все необходимые документы, в том числе о том, что она не имеет собственного жилья, была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира перешла от ФИО3 к ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Постникова М.М., за счет предоставленной социальной выплаты, на основании договора купли-продажи приобрела у ФИО1 названную выше квартиру. Счетной палатой Самарской области в адрес администрации муниципального района Приволжский Самарской области вынесено представление с требованием возвратить в областной бюджет денежные средства, предоставленные Постниковой М.М. в виде социальной выплаты. В связи с полученным предписанием, в адрес ответчика направлено требование о добровольном возврате полученных денежных средств, однако до настоящего времени, оно не исполнено.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 1102 ГК РФ, администрация муниципального района Приволжский Самарской области просила суд взыскать с Постниковой М.М. в доход бюджета муниципального района Приволжский Самарской области денежные средства в размере 712 719 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Постникова М.М. просит решение суда отменить. Указывает, что намерения ухудшить свои жилищные условия у неё не было. Администрация муниципального района Приволжский не предприняла мер по установлению нарушений при подаче ею документов, однако обязанность по установлению соответствия предъявленных документов требованиям действующего законодательства лежала именно на администрации. Умысла нарушать условия программы у неё не было. Именно действия администрации явились основанием для неправомерного выделения средств из областного и федерального бюджета и неосновательное получение социальных выплат. В связи с этим настаивает на уменьшении размера взысканных с неё денежных средств.
Лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно, в соответствии со ст. 167, ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.
С целью повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создания правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создания условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, повышения престижности проживания в сельской местности Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", о чем 03.12.2002 г. вынесено постановление N858.
Ранее, до внесения в постановление Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N 858 изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года" и федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Реализацию мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" осуществляло Министерство сельского хозяйства Самарской области.
Названные программы предусматривают оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. N 858, установлен Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N16 федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года").
В соответствии с подп. "а" п.2 названных Правил субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N1.
Согласно подпункту "а" п.26 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет в том числе молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862.
В силу подп. "ж" п.28 Типового положения молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Типовому положению, с приложением в том числе документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
В п.5 названного Типового положения предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома или приобретения жилого помещения на первичном рынке, в том числе путем участия в долевом строительстве. К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в п. 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (подп. "д" п. 12 Типового положения).
Пунктом 14 Типового положения на органы местного самоуправления возложена обязанность проверять правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формировать списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направлять их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы.
В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы муниципального района Приволжский от ДД.ММ.ГГГГ N Постникова М.М. (до заключения брака ФИО2) включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании постановления главы муниципального района Приволжский от ДД.ММ.ГГГГ N ответчик включена в число участников программы "Социальное развитие села до 2012 года" по категории "молодые семьи", молодые специалисты".
При обращении с заявлением о постановке на учет Постникова М.М. представила в администрацию муниципального района Приволжский Самарской области выписку из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой она зарегистрирована по адресу: "адрес". Собственниками данной квартиры являются ФИО3 (мать ответчика) и ФИО4 (отец ответчика). Общая площадь данного жилого помещения составляла "данные изъяты"., жилая площадь "данные изъяты" кв.м.
Из материалов дела усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" Постниковой М.М. предоставлена социальная выплата в сумме 712 719 руб. ( 277960 руб. -средства федерального бюджета, 433 761 руб. - средства областного (бюджета, 998 руб.- средства местного бюджета).
Установлено, что в ходе проведения Счетной палатой Самарской области комплексной проверки муниципального района приволжский Самарской области, а также поселений, находящихся на территории муниципального района, за период 2013-2014 годы и истекший период 2015 года было установлено Постникова М.М. ( ФИО2 являясь собственником "данные изъяты" доли квартиры по адресу: "адрес" на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ передала принадлежащую ей долю своей матери ФИО3, при этом осталась проживать в данном жилом помещении.
Также установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 передала квартиру по указанному выше адресу в собственность ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ (через месяц) Постникова М.М. совместно с супругом ФИО5 и дочерью ФИО6 за счет предоставленной социальной выплаты на основании договора купли-продажи приобрели у ФИО1, названную квартиру по адресу: "адрес".
Счетная плата Самарской области пришла к выводу о том, что Постникова М.М. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ ) совершила намеренное ухудшение своих жилищных условий, подарив "данные изъяты" долю в праве общей долевой собственности на указанное выше жилое помещение своей матери ФИО3
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в определении от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Судом достоверно установлено, что администрацией муниципального района Приволжский Самарской области не в полном объеме проведена проверка достоверности предоставленной ответчиком информации и документов об её имущественном положении, а также соответствие их требованиям действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законные основания для признания Постниковой М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в списки целевой программы отсутствовали, ввиду совершения ответчиком действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий, а также в связи с тем, что и до ухудшения имущественного положения она не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как суммарная площадь квартиры по "адрес" ( "данные изъяты" принадлежащей на праве долевой собственности, на одного члена семьи составляла более учетной нормы (менее 8 кв.м.).
Судебная коллегия также учитывает, что Постникова М.М. принимая условия Программы, не могла не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает и целевое назначение выделяемых ей денежных средств. При этом вступая на добровольной основе в эти отношения, обязана была исходить из того, что предполагается не только приобретение ею определенных прав и преимуществ, но и возложение на нее определенных обязанностей по предоставлению, в том числе, достоверных сведений, подтверждающих признание ее в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Учитывая перечисленные положения закона в их системной взаимосвязи, принимая во внимание, что правовых оснований для выплаты ответчику денежных средств у истца не имелось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований администрации муниципального района Приволжский Самарской области о взыскании с Постниковой М.М. необоснованно полученной социальной выплаты в сумме 712 719 руб.
Возражая против заявленных истцом требований, а также в апелляционной жалобе ответчик указывает, что в действиях администрации также имеется степень вины, которая выразилась в проведении неполной проверки достоверности предоставленных сведений, поэтому с учетом степени вины обеих сторон, размер возмещения с ответчика подлежит уменьшению.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необоснованности данных доводов, поскольку указанные обстоятельство свидетельствует о нарушении трудовой дисциплины (обязанностей) конкретным работником администрации муниципального района Приволжский Самарской области, который подлежит рассмотрению в ином порядке, вышестоящим руководством и принятии к нему мер дисциплинарного воздействия.
Судебная коллегия также учитывает, что Постникова М.М. принимая условия программы, не могла не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает и целевое назначение выделяемых ей денежных средств. При этом вступая на добровольной основе в эти отношения, обязана была исходить из того, что предполагается не только приобретение ею определенных прав и преимуществ, но и возложение на нее определенных обязанностей по предоставлению, в том числе, достоверных сведений, подтверждающих признание ее в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным, оснований для снижения взысканной с Постниковой М.М. суммы денежных средств (полученной ею социальной выплаты) у суда не имелось.
Руководствуясь требованиями ст. 103 ГПК РФ, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, суд правомерно взыскал с Постниковой М.М. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приволжского районного суда Самарской области от 04 апреля 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Постниковой М.М. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.