Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Евдокименко А.А. и Сафоновой Л.А.,
при секретаре Майдановой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шевченко Н.Ф., Шевченко И.В., Шевченко В.Н., Нисутулова А.А., Нисутуловой С.Г. и Исправниковой А.А. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 5 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования Шевченко Н.Ф., Шевченко И.В., Шевченко В.Н., Нисутулова А.А., Нисутуловой С.Г., Исправниковой А.А. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского области Сивохина Д.А., Шевченко В.Н., представителя Шевченко И.В., Шевченко Н.Ф., Исправниковой А.А., Нисутулова А.А. - Орехова А.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шевченко Н.Ф., Шевченко И.В., Шевченко В.Н., Нисутулова А.А., Нисутулова С.Г., Исправникова А.А. обратились в суд с административным иском, с учетом уточнений просили признать незаконными п.п. "В" п. 3.3, п.п.1 и 4.5 Приложения 1 и Приложения 2-10 к постановлению Главы городского округа Самара N 107 от 18 февраля 2008 года "О межведомственной комиссии г.о.Самара по признанию помещения жилым помещением пригодным (не пригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - постановление Главы городского округа Самара от 18 февраля 2008 г. N 107), постановление администрации г.о.Самара N 381 от 24 апреля 2015 года "О внесении изменений в постановление Главы городского округа Самара N 107 от 18 февраля 2008 года (далее - постановление администрации г.о.Самара N 381 от 24 апреля 2015 года) в части противоречащей (не соответствующей) Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, бездействие Главы городского округа Самара, выразившееся в невнесении в п.п. "В" п. 3.3, п.п.1 и 4.5 Приложения 1 и Приложения 2-10 к постановлению Главы городского округа Самара от 18 февраля 2008 г. N 107 изменений с целью их приведения в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Административные истцы также просили обязать Главу городского округа Самара обязанности привести п.п. "В" п. 3.3, п.п.1 и 4.5 Приложения 1 и Приложения 2-10 к постановлению Главы городского округа Самара от 18 февраля 2008 г. N 107 в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Требования мотивированы тем, что жилой дом "адрес", в котором расположены квартиры в которой административные истцы проживают, распоряжением заместителя главы администрации г.о.Самара N 2047 от 16 июня 2015 года признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием для издания названного распоряжения послужили оспариваемые постановления.
Состав межведомственной комиссии городского округа Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Октябрьскому району городского округа Самара (далее - Межведомственная комиссия городского округа Самара по Октябрьскому району) сформирован с нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Так, в состав Межведомственной комиссии городского округа Самара по Октябрьскому району не были включены представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного надзора), государственного контроля и надзора в сфере промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрация объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, которые согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 должны входить в ее состав в обязательном порядке.
Кроме того, в составе Межведомственной комиссии городского округа Самара по Октябрьскому району отсутствовали представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, должны включатся в состав при необходимости, и участие которых в работе межведомственной комиссии городского округа Самара по Октябрьскому району при рассмотрении вопроса о признании жилого дома N 126 по ул.Осипенко аварийным и подлежащим сносу исходя из конкретных обстоятельствах было обязательным.
Состав Межведомственной комиссии городского округа Самара по Октябрьскому району сформирован в соответствии с постановлением администрации г.о.Самара N 381 от 24 апреля 2015 года, которое не было опубликовано в установленном законом порядке, в связи с чем не могло применятся.
25 сентября 2015 года Шевченко Н.Ф., Шевченко И.В., Шевченко В.Н., Нисутулов А.А., Нисутулова С.Г.,Благодарова В.К., Чернега С.В., Жемральская Н.Э. обратились к Главе городского округа Самара с письменным заявлением, в котором просили внести в п.п. "В" п. 3.3, п.п.1 и 4.5 Приложения 1 и Приложения 2-10 к постановлению Главы городского округа Самара от 18 февраля 2008 г. N 107 изменения с целью их приведения в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (том 1 л.д. 106-110). Заявление оставлено без удовлетворения.
Шевченко Н.Ф., Шевченко И.В., Шевченко В.Н., Нисутулова А.А., Нисутулова С.Г., Исправникова А.А. и другие жильцы дома оспорили в суде в порядке главы 25 ГПК РФ решения межведомственной комиссии и органа местного самоуправления, связанные с признанием жилого дома 126 корпус 2 по ул.Осипенко в Октябрьском районе г.Самары аварийным и подлежащим сносу, в удовлетворении заявления отказано, при этом суд в т.ч. исходил из того, что межведомственная комиссия при принятии решения обоснованно руководствовалась положениями постановления Главы городского округа Самара от 18 февраля 2008 г. N 107 и постановления администрации г.о.Самара N 381 от 24 апреля 2015 года, которые в установленном законом порядке не признаны незаконными и не отменены.
Судом постановлено вышеуказанное решение (том 2 л.д. 100-106).
Шевченко Н.Ф., Шевченко И.В., Шевченко В.Н., Нисутулова А.А., Нисутулова С.Г., Исправникова А.А. в апелляционной жалобе просят отменить решение суда как незаконное, принять новое решение об удовлетворении своих требований (том 2 л.д. 108-116).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Постановлением Главы городского округа Самара от 18 февраля 2008 г. N 107 "О межведомственной комиссии г.о.Самара по признанию помещения жилым помещением пригодным (не пригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в целях реализации норм жилищного законодательства на основании статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, Уставом городского округа Самара утверждено Положение о межведомственной комиссии городского округа Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции согласно приложению N 1 создана межведомственная комиссия городского округа Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Железнодорожному району городского округа Самара в составе согласно приложению N 2, а также созданы межведомственные комиссии городского округа Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Кировскому, Красноглинскому, Куйбышевскому, Ленинскому, Октябрьскому, Промышленному, Самарскому, Советскому районах городского округа Самара в составе согласно приложениям N N 3,4,5,6,7,8,9,10.
В состав Межведомственной комиссии городского округа Самара по Октябрьскому району вошли:
Председатель комиссии
Жарков И.В.
-
первый заместитель Главы Администрации городского округа Самара
Заместитель председателя комиссии
Волчкова А.А.
-
заместитель Главы Администрации городского округа - глава администрации Октябрьского района городского округа Самара
Секретарь комиссии
Ирбахтина Н.В.
-
консультант отдела архитектуры администрации Октябрьского района городского округа Самара
Члены комиссии:
Живодеров А.Н.
-
заместитель главы администрации Октябрьского района городского округа Самара
Брюхнов М.Ю.
-
начальник отдела гражданской защиты администрации Октябрьского района городского округа Самара
Колесникова И.О.
-
начальник правового отдела администрации Октябрьского района городского округа Самара
Егоров П.В.
-
начальник отдела архитектуры администрации Октябрьского района городского округа Самара
Петрухин Д.А.
-
заместитель начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству администрации Октябрьского района городского округа Самара
Артемьев П.А.
-
консультант Управления перспективного развития Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (по согласованию)
Киняев С.А.
-
главный специалист отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах недвижимости и пожарной безопасности Управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара
Дмитриева О.А.
-
главный специалист - эксперт отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Самарской области (по согласованию)
Берестинский А.Д.
-
заместитель начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области (по согласованию).
В целях уточнения персонального состава межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Октябрьскому району городского округа Самара постановлением администрации г.о.Самара N 381 от 24 апреля 2015 года в приложение N 7 к постановлению Главы городского округа Самара от 18.02.2008 N 107 внесено изменение, названное приложение изложено в редакции согласно приложению к постановлению администрации г.о.Самара N 381 от 24 апреля 2015 года.
В состав Межведомственной комиссии городского округа Самара по Октябрьскому району вошли:
Председатель комиссии
Василенко В.А.
первый заместитель главы Администрации городского округа Самара
Заместитель председателя комиссии
Волчкова А.А.
-
заместитель главы Администрации городского округа - глава администрации Октябрьского района городского округа Самара
Секретарь комиссии
Ирбахтина Н.В.
-
консультант отдела архитектуры администрации Октябрьского района городского округа Самара
Члены комиссии:
Живодеров А.Н.
-
заместитель главы администрации Октябрьского района городского округа Самара
Брюхнов М.Ю.
-
начальник отдела гражданской защиты администрации Октябрьского района городского округа Самара
Мачулина Ю.А.
-
начальник правового отдела администрации Октябрьского района городского округа Самара
Егоров П.В.
-
начальник отдела архитектуры администрации Октябрьского района городского округа Самара
Петрухин Д.А.
-
заместитель начальника отдела по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству администрации Октябрьского района городского округа Самара
Артемьев П.А.
-
начальник Отдела развития жилищного строительства Управления перспективного развития городских территорий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (по согласованию)
Киняев С.А.
-
главный специалист отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах недвижимости и пожарной безопасности Управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара (по согласованию)
Дмитриева О.А.
-
главный специалист - эксперт отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Самарской области (по согласованию).
Отказывая в удовлетворении заявленных Шевченко Н.Ф., Шевченко И.В., Шевченко В.Н., Нисутулова А.А., Нисутулова С.Г., Исправникова А.А. требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления вынесены уполномоченными органами в рамках предоставленных им полномочий, нарушений закона при этом допущено не было, права и законные интересы административных истцов не нарушены, оспариваемое бездействие со стороны Главы городского округа Самара отсутствует, вышеуказанная совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых постановлений и бездействия незаконными, отсутствует. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 25 августа 2015 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 декабря 2015 года (том 2 л.д. 15-28), в удовлетворении требований Радаевой А.А., Жемральской и Егоровой О.Л. о признании незаконными постановления Главы городского округа Самара N 107 от 18 февраля 2008 года и приложений NN 1-10 к нему в редакции постановления администрации г.о.Самара N 381 от 24 апреля 2015 года отказано.
Кроме того, суд исходил из того, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт постановление Главы городского округа Самара от 18 февраля 2008 г. N 107 и постановление администрации г.о.Самара N 381 от 24 апреля 2015 года не обладают.
Судебная коллегия не находит оснований не согласится с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении ст. 251 ГПК РФ и положений главы 21 КАС РФ, вступившего в действие с 15 сентября 2015 года, судебная коллегия также находит несостоятельными в силу следующего.
Статья 251 ГПК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) устанавливает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Следовательно, данная статья применима только в случае оспаривания нормативных правовых актов.
В соответствии с положениями части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Между тем оспариваемые Шевченко Н.Ф., Шевченко И.В., Шевченко В.Н., Нисутуловым А.А., Нисутуловой С.Г. и Исправниковой А.А. постановление Главы городского округа Самара от 18 февраля 2008 г. N 107 и постановление администрации г.о.Самара N 381 от 24 апреля 2015 года не являются нормативными правовыми актами, поскольку они не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Несмотря на то, что оспариваемые постановления не являются нормативными правовыми актами, суд первой инстанции обоснованно проверил их на соответствие требованиям законодательства, руководствуясь 22 КАС РФ.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Административные истцы ранее оспорили в порядке главы 25 ГПК РФ в суде решения межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием многоквартирного дома в которых расположены квартиры в которых они проживают аварийным и подлежащим сносу. Судебными решениями в удовлетворении заявленных требований отказано.
С учетом изложенного, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании 310 КАС РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары 5 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шевченко Н.Ф., Шевченко И.В., Шевченко В.Н., Нисутулова А.А., Нисутуловой С.Г. и Исправниковой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.