Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Чубукова С.К.
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 28 апреля 2016 года по делу
по иску Мирошниченко С.В. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула об оспаривании приказа о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мирошниченко С.В. обратился в суд с иском к КЖКХ г. Барнаула об оспаривании приказа в снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указал, что является участником вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территории с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, имеет удостоверение ветерана боевых действий. На основании постановления администрации Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** поставлен на учет на улучшение жилищных условий, как ветеран боевых действий в Чеченской Республике. В октябре месяце обратился в КЖКХ г.Барнаула по вопросу продвижения очереди, а также представил документы по увеличению состава семьи. В последующем узнал, что снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площади более учетной нормы. С указанным приказом не согласен, поскольку супруге на праве собственности принадлежит не жилой дом, а садовый домик, который прекратил свое существование в связи с разрушением, в последующем был снят с регистрационного учета. Полагает, что не утратил право быть нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При изложенных обстоятельства истец просил суд признать незаконным приказ КЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** о снятии Мирошниченко С.В. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложить на КЖКХ г. Барнаула обязанность восстановить его на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях как ветерана боевых действий, исходя из даты первоначальной постановки на учет.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 28 апреля 2016 года исковые требования Мирошниченко С.В. удовлетворены.
Судом постановлено признать незаконным приказ КЖКХ г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении Мирошниченко С.В.
Обязать КЖКХ г.Барнаула восстановить Мирошниченко С.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях среди ветеранов.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, указывая на то, что истец и члены его семьи обоснованно сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку их обеспеченность суммарной площадью жилых помещений на одного члена семьи составила более учетной нормы. Истцом не представлено документов о техническом состоянии дома по "адрес".
В судебном заседании представитель истца Лапутина Л.Г. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что истец является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах".
ДД.ММ.ГГ между Мирошниченко С.В. и Корольковой Н.А. заключен брак, супруге присвоена фамилия Мирошниченко. В браке у супругов родились дети: М.В.С., ДД.ММ.ГГ г.р., М.С.С., ДД.ММ.ГГ г.р.
Постановлением администрации Центрального района г.Барнаула от 22.09.2010 *** истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет.
Приказом *** от ДД.ММ.ГГ Мирошниченко С.В. и члены его семьи Мирошниченко Н.А., М.В.С., М.С.С., сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилым помещением площадью более учетной нормы.
Полагая, что указанный приказ является незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, применив к спорным правоотношениям нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из того, что на момент вынесения ответчиком оспариваемого приказа суммарная площадь на каждого человека семьи истца не превышала учетную, а учтенное комитетом жилое помещение по "адрес" фактически утрачено, ранее истец был признан нуждающимся в жилом помещении, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2004, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
В соответствии со ст. 9 Закона "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании пп. 3 п. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах" одним из видов социальной поддержки ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Положениями ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, законом прямо предусмотрено определение уровня обеспеченности жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения, а при наличии у членов одной семьи нескольких жилых помещений - исходя из их суммарной общей площади.
Решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N294 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв. м общей площади на одного члена семьи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, семья Мирошниченко С.В. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", совместно с ними зарегистрирована и мать супруги Королькова Н.Т.
При этом Мирошниченко С.В., а также дети М.В.С., М.С.С. жилых помещений в собственности не имеют.
Супруге Мирошниченко (Корольковой) Н.А. принадлежит на праве собственности ? доля в жилом помещении по "адрес", общей площадью 27,3 кв.м, а также жилой дом по адресу г.Барнаул, СНТ "Барнаульское", "адрес", общей площадью 43 кв.м.
Также из материалов дела следует, что актом обследования жилого дома по адресу: г.Барнаул, СНТ "Барнаульское", "адрес", кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГ установлено, что индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 22:61:050501:216 прекратил свое существование в связи с разрушением.
ДД.ММ.ГГ Мирошниченко (Королькова) Н.А. обратилась в управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о регистрации прекращения права собственности на указанный объект недвижимости.
Указанный объект недвижимости снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГ, государственная регистрация прекращения права собственности произведена ДД.ММ.ГГ.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что поскольку на момент вынесения оспариваемого приказа указанный дом, разрушен, его собственником предпринимались меры по оформлению регистрации прекращения права собственности на него, то суммарная площадь на каждого человека семьи истца не превышала учетную норму, следовательно, оснований для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях не имелось, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы жалобы об обратном опровергаются вышеизложенными обстоятельствами, поэтому признаются судебной коллегией несостоятельными.
При этом судебная коллегия отмечает, что жилое помещение по "адрес" представляет собой дачный дом, который исходя из анализа положений ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, не является объектом жилищных прав, поскольку не пригоден для постоянного проживания, что подтверждается декларацией об объекте недвижимого имущества, из содержания которой следует, что данный дом не обеспечен постоянным отоплением, водоснабжением, электроэнергией.
Указанные услуги носят сезонный характер.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, апелляционная жалобе не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 28 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.