Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Шомахова Р.Х.
судей - Жернового Е.И. и Тхагалегова З.Т.
при секретаре - У.Ф.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.З.Х. к местной администрации г.о. Нальчик о признании незаконными действий по отказу в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и возложении обязанности по выдаче свидетельства
по апелляционной жалобе местной администрации г.о. Нальчик на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя местной администрации г.о. Нальчик Ж.Т.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Ш.З,М. и представителя истца по доверенности Ш,Е.С., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.З,М. обратилась в суд с иском о признании отказа местной администрации городского округа Нальчик в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (далее Подпрограмма) и возложении на ответчика обязанности по восстановлению ее в списке молодых семей -участников Подпрограммы с 2009 года.
В обоснование иска указала, что с 2009 года она состояла в очереди под N на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках Подпрограммы, для чего ею были предоставлены все необходимые документы, которые ежегодно ею обновлялись и она проходила перерегистрацию.
С данного учета она в установленном порядке не была не снята. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР на ее имя было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты, которое было направлено в адрес ответчика. Указанное свидетельство ей не выдано, а возвращено ответчиком Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР.
В ноябре 2015 года ее вызвали в местную администрацию г.о. Нальчик и потребовали предоставить справку о ее регистрации за шесть лет. После предоставления ею указанной справки, ей сообщили, что все сертификаты распределены, и ей необходимо заново стать на учет с 2013 года. Не согласившись с этим, она в письменной форме обратилась к ответчику с просьбой разобраться с ее вопросом. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, в котором сообщалось, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия в связи с тем, что в ноябре 2008 года зарегистрировалась в "адрес" в квартире своей родственницы. Истица считает данные действия ответчика незаконными, поскольку она подпадает под действие Подпрограммы.
В ходе рассмотрения дела истицей представлено исковое заявление об изменении исковых требований, в соответствии с которым просила признать незаконными действия местной администрации г.о. Нальчик по отказу в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, обязав ответчика выдать ей данное свидетельство.
В судебном заседании истица и ее представитель заявленные измененные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Ж.Т.М. исковые требования не признал и просил отказать в удовлетворении заявленных требований по причинам, изложенным в письменном ответе администрации, а также по причине представления истицей недостоверных сведений, а именно, выписки из лицевого счета по домовладению N по "адрес" в котором указана сестра истицы, умершая в 2007 году.
Представитель третьего лица Э.Ж.М. с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что Ш.З,М. включена в список получателей социальной выплаты на 2016 год. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР на ее имя выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты, которое было направлено в местную администрацию г.о. Нальчик для выдачи истице. Однако, данное свидетельство возвращено им.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
Исковые требования Ш.З.Х. удовлетворить.
Признать незаконными действия Местной администрации городского округа Нальчик по отказу в выдаче Ш.З.Х. свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Обязать Местную администрацию городского округа Нальчик выдать Ш.З.Х. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на состав семьи два человека.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, Местная администрация г.о. Нальчик подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своих доводов ответчик в жалобе указывает, что до 2008 года Ш.З,М. была зарегистрирована в домовладении N по "адрес" общей площадью 58 кв.м. В 2008 году в данном домовладении проживало 5 человек. Следовательно, на каждого члена семьи приходилось более 11 кв.м. общей площади.
Решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 17.10.2006г. "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения" на территории городского округа Нальчик установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере менее 11 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, соблюдена учетная норма площади жилого помещения.
На момент принятия истицы на учет, она составом семьи 2 человека проживала и была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. в "адрес" дивизии, 31/1 общей площадью 36,6 кв. м., в которой проживали 4 человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050 о федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Данная программа также включала в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и правила реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признанны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня свершения указанных намеренных действиях.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ).
Таким образом, для признания семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий как одного из принципов реализации подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы Жилище" на 2011-2015 годы", законных оснований не было.
На момент включения семьи в состав участников подпрограммы пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий не истек, действия местной администрации г.о.Нальчик по отказу в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является признание семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Правилами под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
В соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установление учетной нормы относится к компетенции органа местного самоуправления.
Частью 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением 24 сессии Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма признания нуждающимся в улучшении жилищных условий на территории "адрес" 12 кв.м.
Согласно выписке из лицевого счета N в доме Ш.Х.Х, по адресу: "адрес" проживали 6 человек: Ш.З,М. Х.Х,, Ш.З,М. М.М., Ш.З,М. М., Ш.З,М. З.М., Ш.З,М. З.М., К.К.М. Ш.З,М. З.М. умерла в 2007 году.
"адрес" дома составляет 58 кв.м. Исходя из состава семьи 5 человек, на каждого человека приходится 58 кв.м : 5 = 11,6 кв.м.
Исходя из учетной нормы в "адрес" 12 кв.м., уровень обеспеченности семьи Шухостовновых жилой площадью, в т.ч. истицы Ш.З.Х. М., был ниже учетной нормы. Следовательно, в "адрес" истица могла считаться нуждающейся в жилом помещении и могла быть включена в Федеральную целевую программу "Жилище".
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
По семейным обстоятельствам истица переехала на жительство в "адрес" вместе с дочерью Кардановой Камиллой ДД.ММ.ГГГГ рождения. ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по месту жительства по адресу "адрес"
Согласно выписке из лицевого счета за 2009 год, в двухкомнатной квартире площадью 26 кв.м. по указанному адресу проживали четверо человек.
По заявлению Ш.З.Х., постановлением местной администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, она составом семьи 2 человека была принята в список молодых семей на получение жилья и включена в Федеральную целевую программу "Жилище".
В 2011 г. Ш.З,М. сменила место жительства и стала проживать по адресу: "адрес".
Согласно выписке из лицевого счета, по состоянию на 2013 г. в 2-х комнатной квартире площадью 29,0 кв. м. по указанному адресу проживают трое человек.
Решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ.
"Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения", на территории городского округа Нальчик установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере менее 11 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека (п.п.1, 1.1).
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Следовательно, проживая в "адрес", с момента постановки на учет для участия в федеральной целевой программе "Жилище", Ш.З,М. не ухудшила свои жилищные условия.
Судебная коллегия находит ошибочным применение ответчиком учетной нормы жилого помещения в городе Нальчике к жителям "адрес", поскольку каждое муниципальное образование Кабардино-Балкарской Республики самостоятельно устанавливает учетную норму.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях истицы недобросовестность, выразившуюся в создании искусственного ухудшения жилищных условий с целью признания её нуждающееся в улучшении этих условий.
Пункт 20 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (п.22 Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28 Правил).
В течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.30 Правил).
На основании представленного органом местного самоуправления списка молодых семей, приказом Министерства строительства и ЖКХ КБР от ДД.ММ.ГГГГ N был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства КБР от 19.12.2008 г. N 291-ПП органам местного самоуправления были направлены свидетельства для дальнейшего оформления и выдачи их молодым семьям-претендентам на получение социальных выплат, в том числе и на имя Ш.З,М. (ответ Минстроя и ЖКХ КБР, л.д.88).
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что правовых оснований для отказа в выдаче Ш.З.Х.свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья и исключении семьи Ш.З.Х. из списка участников программы не имелось.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности действий ответчика по отказу в выдаче истице свидетельства о праве получения социальной выплаты.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу местной администрации г.о. Нальчик - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Х. Шомахов
Судьи: Е.И. Жерновой
З.Т. Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.