Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Шомахова Р.Х.
судей - Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре - У.Ф.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах К.З.А. к Местной администрации г.о. Нальчик о возложении обязанности предоставить изолированное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилой площади,
по апелляционной жалобе местной администрации г.о. Нальчик на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя местной администрации г.о. Нальчик Ж.Т.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Б.Р.А. и К.З.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Нальчикский городской суд КБР в интересах К.З.А. к Местной администрации г.о. Нальчик с требованием обязать местную администрацию г.о. Нальчик предоставить ей изолированное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилой площади.
В обоснование иска указано, что К.З.А. является инвали "адрес"-й группы с детства бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ, страдает заболеванием (эпилепсия с частными припадками Код по МКБ 10-О40), входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 36.07.2006г. N 378, а также имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с п. 2 Перечня заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.
В ходе проверки установлено, что в августе 2014 года К.З.А. признана нуждающейся в жилье. В настоящее время впереди нее в общей очереди на получение жилья значатся 4390 семей. В 2015 году в соответствии с представленными документами об инвалидности 3 (третья группа) К.З.А. на основании решения жилищной комиссии (протокол от 08.10.2015г. N) включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, где значится под N, однако до настоящего время она жилым помещением не обеспечена, зарегистрирована и проживает в "адрес". Квартира, общей площадью 66,4 кв. метра, принадлежит на праве собственности ее матери. Всего в указанной квартире проживают 6 человек ( К.З.А., ее супруг, двое детей, мать и брат).
Бездействием местной администрации г.о. Нальчик нарушаются жилищные права К.З.А. в течение длительного времени, что вызвало ее обращение в прокуратуру "адрес".
Ссылаясь на ст. 39, п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ от 16.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. ст. 135 -138 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 52, части 2, 7 ст. 57 ЖК РФ прокурор просил иск удовлетворить.
Помощник прокурора "адрес" А.М.А., истец К.З.А. в судебном заседании исковое требование поддержали, просили иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчика местной администрации г.о. Нальчик в судебном заседании иск не признали, указав, что местная администрация не наделена в установленном порядке государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. В бюджете местной администрации г.о. Нальчик не предусмотрено финансирование указанных расходов, полагают, что местная администрация г.о. Нальчик надлежащим ответчиком по делу не является.
Представитель третьего лица Правительства КБР, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Т.Ю.А. в судебном заседании оставила разрешение вопроса на усмотрение суда, однако при этом пояснила, что полагает исковые требования обоснованными.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, жилищное управление местной администрации г.о. Нальчик, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительности причин неявки не сообщило.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя жилищного управления местной администрации г.о. Нальчик, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора "адрес" удовлетворены.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, местная администрация г.о. Нальчик подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В жалобе указывается, что К.З.А. постановлением местной администрации г.о.Нальчика N от ДД.ММ.ГГГГг. составом семьи 4 человека включена в очередь малоимущих на получение жилья, а постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ. включена в льготный список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний с момента обращения.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
Доказательства выделения местной администрации г.о. Нальчик из федерального или республиканского бюджетов денежных средств на приобретение жилья для данной категории граждан, в материалах дела отсутствуют.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов). В настоящее время впереди К.З.А. в общей очереди на получение жилья значатся 4390 семей. В 2015 году в соответствии с представленными документами К.З.А. включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, где значится под N.
Судом не учтено, что при предоставлении жилья К.З.А. будут ущемлены права других граждан, ранее принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также лиц страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
В заседание суда апелляционной инстанции представители Правительства КБР и жилищного управления местной администрации г.о. Нальчик не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частями 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закон о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 5 ст. 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся: определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органа местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законом субъекта РФ.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Статьей 13-1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 11-РЗ
"О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике" (принят Парламентом КБР ДД.ММ.ГГГГ) установлено: "В целях финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий Кабардино-Балкарской Республики бюджетам соответствующих муниципальных образований предоставляются субвенции в соответствии с законами Кабардино-Балкарской Республики, наделяющими органы местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями Кабардино-Балкарской Республики".
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно заключению врачебной комиссии поликлиники N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ б/н, у К.З.А. тяжелая форма заболевания с кодом G40, входящее в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
К.З.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в льготный список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний под N.
Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не влечет за собой возникновение у К.З.А. права на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования. Для возникновения у ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправление гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, необходимо наделение их такими полномочиями органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. Такой нормативно-правовой акт в настоящее время отсутствует. Соответственно отсутствует и обязанность у органов местного самоуправления по предоставлению гражданам указанной категории жилых помещений из муниципального жилищного фонда в целях реализации права на получения жилья.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу абз. 4 п. 1 ст. 9, п. п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Субъект Российской Федерации вправе определять порядок установления и исполнения лишь тех расходных обязательств муниципальных образований, которые подлежат исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации (абз. 6 ч. 1 ст. 8 БК РФ).
В судебном заседании представитель местной администрации г.о. Нальчик Ж.Т.М. пояснил, что межбюджетные трансферты из бюджета Кабардино-Балканской Республики в форме дотаций в целях реализации органом местного самоуправления городского округа Нальчик вопроса обеспечения жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, ответчику не поступали. Указанное утверждение материалами дела не опровергается.
Исходя из приведенных норм права в их системной взаимосвязи, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии фактического финансирования из бюджета Кабардино-Балкарской Республики, на приобретение жилых помещений для граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболевании, администрация г.о. Нальчик не имеет возможности приобрести жилые помещения для данной категории граждан.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации. Такими основаниями являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Апелляционная инстанция, проверив обоснованность выводов суда первой инстанции, не согласилась с ними и, поскольку судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, пришла к выводу об отмене решения Нальчикского городского суда и принятии нового решения, которым прокурору "адрес" в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение. В удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" в интересах К.З.А. к местной администрации г.о. Нальчик о возложении обязанности предоставить изолированное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилой площади - отказать.
Председательствующий: Р.Х. Шомахов
Судьи: Е.И. Жерновой
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.