Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Рогачевой В.В.,
судей: Матвеевой Н.Л. и Титовой М.Г.,
с участием прокурора: Махмудова Э.Т.,
при секретаре: Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2016 года по гражданскому делу N по иску Лодейнопольского городского прокурора в интересах С.А., С.Д., С.Н. и С.М. к администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным и отмене пункта постановления и обязании рассмотреть заявление о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области Ш.Л., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Махмудова Э.Т. и истцов С.А. и С.Д., полагавших, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лодейнопольский городской прокурор Ленинградской области 28 января 2016 года обратился в Лодейнопольский городской суд Ленинградской области с иском в защиту интересов С.А., С.Д., С.Н. и С.М. к администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным пункта 5 постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 20.10.2015г. N.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Лодейнопольской городской прокуратурой проведена проверка по жалобе С.А. по факту нарушения её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что в жилом доме общей площадью 57,8 кв.м., расположенном по адресу: "адрес", зарегистрированы С.А., С.Д. и их несовершеннолетние дети С.Н., ДД.ММ.ГГГГ, и С.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Поскольку в данном жилом доме кроме семьи С. зарегистрировано еще семь человек: О.В., О.Н., О.Н., О.С., Ф.Е., Ф.А. и К.И., общая площадь жилого помещения, занимаемого семьей С., составляет меньше учетной нормы, установленной решением совета депутатов МО Лодейнопольское городское поселение Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 08.02.2006г. N.
23 сентября 2015 года С.А. обратилась к ответчику с заявлением о постановке её в составе семьи из четырех человек (она сама, супруг С.Д., сыновья С.Н. и С.М.) на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
Пунктом 5 оспариваемого постановления в удовлетворении данного заявления отказано на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право состоять на таком учете.
Так как С. обеспечены общей площадью дома "адрес" на каждого члена семьи менее учетной нормы, а ответчик уклоняется от исполнения возложенной на него законом обязанности по рассмотрению заявления С.А. о постановке данной семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, прокурор в соответствии с предоставленными ему ст.45 ГПК РФ полномочиями вынужден обратиться в суд с настоящим иском в защиту интересов С. .
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял свои требования, в окончательной редакции искового заявления просил признать незаконным и отменить п.5 постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 20.10.2015г. N, обязать администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области рассмотреть заявление С.А. от 22.09.2015г. о принятии её в составе семьи из четырех человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2016 года признан незаконным и отменен пункт 5 постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 20.10.2015г. N. Администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области обязана рассмотреть заявление С.А. от 22.09.2015г. о принятии ее с семьей из четырех человек на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Администрация МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и вынести новое. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что судом первой инстанции допущено грубое нарушение норм процессуального права. Суд рассмотрел дело в порядке, установленном ГПК РФ, а не КАС РФ, несмотря на то, что между сторонами отсутствует спор о праве на жилое помещение и возникшие между ними правоотношения носят публичный характер.
Пунктом 9 приложения N2 Постановления Правительства Ленинградской области от 25.01.2006г. N 4 "Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Ленинградской области" предусмотрена обязанность заявителя предоставить договор, ордер, решение о предоставлении занимаемого жилого помещения. Так как С.А. не предоставила документа, подтверждающего право пользования её семьей жилым помещением, в котором они зарегистрированы (соглашение о порядке пользования жилым домом), в удовлетворении заявления ей было обоснованно отказано.
Кроме того, судом не исследовался вопрос о том, являются ли истцы членами семьи собственников жилого дома К.В. и Г.З. Без установления данного обстоятельства невозможно оценить нуждаемость истцов в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу истица С.А. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
С.А. с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована и проживает в жилом доме общей площадью 57,8 кв.м., расположенном по адресу: "адрес" Совместно с нею в данном доме зарегистрированы и проживают: её сыновья С.Н. (с ДД.ММ.ГГГГ.) и С.М. (с ДД.ММ.ГГГГ.), супруг С.Д. (с ДД.ММ.ГГГГ.), а также О.Н. (с ДД.ММ.ГГГГ.), О.В. (с ДД.ММ.ГГГГ.), О.Н. (с ДД.ММ.ГГГГ.), О.С. (с ДД.ММ.ГГГГ.), Ф.Е. (с ДД.ММ.ГГГГ.), Ф.А. (с ДД.ММ.ГГГГ.) и К.И. (с ДД.ММ.ГГГГ.) .
Собственниками указанного жилого дома являются К.В. (1/2 доля) и Г.З. (1/3 доля). В муниципальной собственности находится 1/6 доля данного жилого дома.
22 сентября 2015 года С.В. обратилась в администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской "адрес" с заявлением о постановке её в составе семьи из четырех человек (она сама, супруг С.Д., сыновья С.Н. и С.М.) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
Постановлением администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 20.10.2015г. N (пункт 5) в удовлетворении заявления С.А. отказано на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ (в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) .
В соответствии с п.п. 1, 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета депутатов МО Лодейнопольское городское поселение Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 08.02.2006г. N установлены учетная норма и норма предоставления жилого помещения на территории муниципального образования Лодейнопольское городское поселение Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области: учетная норма - 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления - 13 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Исходя из общей площади жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" (57,8 кв.м.), и с учетом всех зарегистрированных в данном жилом помещении лиц, на каждого из них приходится 5,2 кв.м. общей площади данного дома, что на 4,8 кв.м. меньше установленной Решением Совета депутатов от 08.02.2006г. N учетной нормы.
В обоснование отказа в принятии истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях ответчик сослался на п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, согласно которому такой отказ допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.3 ст.3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005г. N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Форма заявления о принятии на учет и перечень документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждаются Правительством Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.01.2006г. N 4 утвержден Перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (приложение 2).
Согласно данному Перечню к документам, подтверждающим право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся: паспорта заявителя и членов его семьи; свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.; документы о признании гражданина малоимущим; форма 7 (характеристика жилого помещения); форма 9 (выписка из домовой книги); выписка из финансового лицевого счета с указанием количества проживающих граждан; сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии объектов недвижимого имущества на праве собственности на территории Российской Федерации, предоставляемые на заявителя и каждого из членов его семьи; справка, выданная филиалом Леноблинвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи; предоставляемая на заявителя и каждого из членов его семьи; договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.; согласие на обработку персональных данных.
Из представленной ответчиком копии учетного дела С.А. следует, что все вышеуказанные документы истицей при обращении 22.09.2015г. с заявлением о постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, были предоставлены.
При таких обстоятельствах, предусмотренных п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ оснований для отказа в принятии истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, у ответчика не было.
Доводы ответчика об отсутствии документа о предоставлении истцам жилого дома "адрес" не могут быть признаны обоснованными.
Истица С.А. была вселена и зарегистрирована в данном жилом доме в ДД.ММ.ГГГГ его собственниками в качестве членов их семьи ( К.В. является её отцом - л.д. N - копия вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.); её сыновья С.Н. и С.М. были вселены и зарегистрированы в данном жилом помещении с рождения по месту жительства их матери; её супруг С.Д. зарегистрирован и вселен с согласия собственников К.В. и Г.З. на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. (в связи с отсутствием согласия на его вселение и регистрацию со стороны одного из собственников жилого дома - органа местного самоуправления) .
Действительно, вступившим в законную силу решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ. по делу N установлен факт, что истцы не являются членами семьи остальных зарегистрированных в жилом доме "адрес" граждан; ведут раздельное хозяйство, имеют самостоятельный бюджет.
Вместе с тем, данное обстоятельство имеет правовое значение только для решения вопроса о том, подлежат ли истцы постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи из четырех человек или же совместно с другими проживающими в жилом доме лицами. Расчет приходящейся на долю каждого из истцов общей площади занимаемого ими жилого помещения должен производиться исходя из общего количества зарегистрированных и проживающих в данном доме граждан.
Заключение или не заключение какого-либо соглашения относительно порядка пользования жилым помещением и оплаты коммунальных услуг - это право, а не обязанность собственника и членов его семьи (бывших членов семьи, родственников, знакомых). При отсутствии соглашения об ином, такие лица вправе пользоваться всем жилым помещением и несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования им.
Судебная коллегия считает необходимым также отметить, что в силу ч.2 ст.54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Оспариваемый прокурором в рамках настоящего дела пункт 5 постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 20.10.2015г. N в нарушение требований ч.2 ст.54 ЖК РФ не мотивирован, так как не содержит перечня представленных истицей документов, которые, по мнению ответчика, не подтверждают право её семьи быть поставленными на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При этом из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 20.10.2015г. следует, что вопрос о принятии С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по существу вообще не рассматривался; основания отказа в протоколе не отражены.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным пункт 5 постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 20.10.2015г. N. В связи с тем, что по существу заявление С.А. от 22.09.2015г. ответчиком не рассматривалось, суд также обоснованно обязал ответчика его рассмотреть.
Вместе с тем, судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения допущено нарушение норм материального права, заключающееся в том, что пункт 5 постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 20.10.2015г. N не только признан незаконным, но и отменен. Однако к компетенции суда относится проверка законности действий органа местного самоуправления; правомочиями по отмене принятых данным органом решений суд не наделен; отменить принятое им постановление может только сам ответчик.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение в части отмены пункта 5 постановления администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 20.10.2015г. N вынесено без законных оснований и подлежит отмене с вынесением по делу в данной части нового решения об отказе прокурору в удовлетворении иска.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены также нарушения норм процессуального права, заключающиеся в следующем.
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденным постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005г. (вопрос 13), на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно; данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления. Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Глава 25 ГПК РФ утратила силу с 15.09.2015г. на основании Федерального закона от 08.03.2015г. N 23-ФЗ. С 15.09.2015г. вступил в силу КАС РФ.
Согласно п.2 ч.2 ст.2 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
В связи с этим настоящее дело должно было быть рассмотрено судом первой инстанции по правилам КАС РФ.
Однако нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а рассмотрение дела в порядке, предусмотренном ГПК РФ, не повлекло нарушения процессуальных прав ответчика, так как установленный ч.1 ст.219 КАС РФ срок обращения в суд с иском прокурором не пропущен, а возможность обжалования судебного постановления ответчику предоставлена. Истцы С.Д. и С.А. участвовали в рассмотрении настоящего дела и поддерживали предъявленные прокурором в их интересах и интересах их несовершеннолетних детей требования, в связи с чем права ответчика предъявлением прокурором иска с нарушением требований ч.1 ст.39 КАС РФ также не нарушены.
Как в силу ч.ч. 3, 6 ст.330 ГПК РФ, так и в силу ч.ч. 4, 5 ст.310 КАС РФ нарушение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2016 года в части отмены пункта 5 постановления администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 20 октября 2015 года N - отменить с вынесением по делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Тимофеева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.