Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,
при секретаре Токаревой М.В.,
с участием: прокурора прокуратуры УР Б.Т.А., Х.И.Г.,
представителя административного истца В.Н.В., диплом о высшем образовании НВ N, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя Госсовета УР - Г.А.Г., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании ВСВ 1380640 от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N;
представителя Главы УР в лице Администрации Главы УР и Правительства УР - Ф.Е.Б., доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании ДВС 050 8032, регистрационный N,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО " "данные изъяты"" о признании недействующим подпункта а) пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики N-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ ( в редакции Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ) "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики",
УСТАНОВИЛ:
ООО " "данные изъяты"" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим подпункта а) пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики N-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменения в статью 1 Закона Удмуртской Республики "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" (далее - Закон УР N).
В ходе рассмотрения дела заявленные требования уточнили и просили признать недействующим подпункт а) пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики N-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ) "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" ( далее - Закон УР N, Региональный закон).
Свои требования мотивировали тем, что 8 апреля 2016 года Главой Удмуртской Республики был подписан Закон УР, принятый Государственным Советом УР 29 марта 2016 года, "О внесении изменений в статью 1 Закона УР "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики". Административный истец является субъектом отношений, регулируемых законом УР N 16 - РЗ, поскольку осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики как в магазинах розничной торговли, так и на предприятиях общественного питания.
В частности, подпунктом а) пункта 9 части 1 статьи 1 указанного Закона устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания, если в местах оказания таких услуг не соблюдено, в том числе следующее условие:
а) наличие зала обслуживания посетителей площадью не менее 50 квадратных метров в городах республиканского значения и не менее 30 квадратных метров в иных населенных пунктах.
Согласно абзацу 23 статьи 5, абзацу 5 пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 ( в ред. от 02.11.2013г.) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - ФЗ N 171, Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится установление требований к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Между тем, в оспариваемой норме Закона УР N 16 - РЗ от 08.04.2016, в подпункте а) пункта 9 части 1 статьи 1 содержится требование именно к торговому объекту, которое органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать.
Оспариваемая норма, по их мнению, противоречит абзацу первому и второму пункта 6 статьи 16 ФЗ N 171:
организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров;
организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров.
Представитель административного ответчика - Госсовета УР Г.А.Г. административный иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать. В обоснование своих доводов указал, что подпункт а) пункта 9 части 1 Закона Удмуртской Республики N 44-РЗ от 04.10.2011 ( в редакции Закона УР от 08.04.2016 N 16-РЗ) "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" принят в соответствии с нормами Российского законодательства и в связи с предоставленными субъекту РФ полномочиями в области регулирования розничной продажи алкогольной продукции. В статье 16 ФЗ N 171-ФЗ, устанавливающей особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Государственный Совет УР, внося изменения в Закон N 44 - РЗ в оспариваемой редакции, действовал в рамках имеющихся полномочий и финансовых возможностей.
Представитель заинтересованного лица - Главы Удмуртской Республики и Правительства УР Ф.Е.Б. просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Доводы представителя Госсовета УР поддержал в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Закон Удмуртской Республики N 44-РЗ от 04.10.2011 "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" принят Государственным Советом УР 27 сентября 2011 года N 646 -IV и зарегистрирован в Управлении Минюста России по УР
12 октября 2011 г. N RU18000201100606. Опубликован в газете "Известия Удмуртской Республики", N 113, 11.10.2011, "Собрание законодательства Удмуртской Республики", 18.11.2011, N 37.
Закон Удмуртской Республики N 16-РЗ от 8 апреля 2016 года "О внесении изменения в статью 1 Закона Удмуртской Республики "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" принят Государственным Советом УР 29 марта 2016 года N 738 -V. Опубликован на официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 11.04.2016.
В частности, подпунктом а) пункта 9 части 1 статьи 1 Закона УР N 44 устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания, если в местах оказания таких услуг не соблюдено, в том числе следующее условие:
а) наличие зала обслуживания посетителей площадью не менее 50 квадратных метров в городах республиканского значения и не менее 30 квадратных метров в иных населенных пунктах.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьей 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 31, 36, 37, 38, 39 Конституции Удмуртской Республики (нумерация статей в соответствии с действующей редакцией Конституции Удмуртской Республики) Государственный Совет Удмуртской Республики является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики. Кроме того, это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Удмуртской Республики. К полномочиям Государственного Совета относится законодательное регулирование по предметам ведения Удмуртской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики в пределах полномочий Удмуртской Республики. При осуществлении этого полномочия Государственным Советом принимаются законы. Законы Удмуртской Республики, принятые Государственным Советом, направляются им в десятидневный срок Главе Удмуртской Республики для подписания и обнародования.
В соответствии со статьёй 18 Закона Удмуртской Республики от 5 декабря 2007 года N 65-РЗ "О Государственном Совете Удмуртской Республики" в случае подписания Главой Удмуртской Республики закона Удмуртской Республики данный закон в течение пяти дней с момента его подписания направляется Главой Удмуртской Республики для официального опубликования (обнародования).
Давая оценку предмету регулирования оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что в данном случае Закон Удмуртской Республики N 44-РЗ от 04.10.2011 (в редакции Закона УР от 08.04.2016 N 16-РЗ) "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" принят в сфере обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности.
Так, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Соответственно, вопросы данной сферы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а правовое регулирование осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, анализ приведенных выше положений законодательства приводит суд к убеждению, что органы государственной власти Удмуртской Республики вправе регулировать общественные отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и с ограничением потребления (распития) алкогольной продукции, путем принимаемых в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ законов и иных нормативных правовых актов.
Принимая во внимание правомочность Государственного Совета УР в вопросах законодательного регулирования по предметам ведения Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и отсутствие в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ указания на форму правового регулирования вопросов установления дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, суд полагает, что у Государственного Совета УР имеются полномочия по принятию нормативного правового акта, положение которого оспаривается заявителем.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ.
Согласно пп. 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из названного Федерального закона и иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Закона N 171).
В статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающей особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абзац второй пункта 5).
Такое правовое регулирование определяется в том числе и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р, которая направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритета защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяет снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.
Именно после принятия названной Концепции статья 16 Федерального закона N 171-ФЗ, предусматривающая в пункте 3.1 право субъекта Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения только времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ изложена в редакции, закрепляющей более широкие полномочия субъектов Российской Федерации.
Из содержания абзаца 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ следует, что дополнительные ограничения могут устанавливаться и касаться времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в качестве исключительной меры допускается полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Таким образом, оспариваемая норма - подпункт а) пункта 9 части 1 Закона Удмуртской Республики N 44-РЗ от 04.10.2011 (в редакции Закона УР от 08.04.2016 N 16-РЗ) "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" принята в целях реализации предусмотренного абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ права органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
Поскольку абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого нормативного положения, ограничившего условия и места розничной продажи алкогольной продукции, Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ.
Довод заявителя о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, предусматривая запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах оказания услуг общественного питания при наличии зала для обслуживания посетителей площадью не менее 50 квадратных метров в городах республиканского значения и не менее 30 квадратных метров в иных населенных пунктах, вышел за пределы предоставленных полномочий, так как регулирование данных вопросов в соответствии с абзацем 5 пункта 6 статьи 16 и абзацем 23 статьи 5 Закона N 171- ФЗ отнесены к полномочиям органов власти Российской Федерации, не может повлечь отмену решения суда, как основанного на неверном толковании норм материального права.
В оспариваемой норме Закона Удмуртской Республики N 44-РЗ содержится дополнительное ограничение условий (обстоятельств, от которых зависит наступление конкретного события) розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания, а нормы, на которые ссылается заявитель, определяют требования к торговым объектам, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, и требования к данным объектам установлены пунктом 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
В данном случае региональный законодатель воспользовался правом в соответствии с абзацем 2 п. 5 ст. 16 Закона N 171 - ФЗ и ввел ограничение условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Сравнительный анализ оспариваемых положений Закона Удмуртской Республики с федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в системе действующего права, оспариваемые положения Закона не противоречат федеральному законодательству и не нарушают права заявителей.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ООО " "данные изъяты"" отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим подпункта а) пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики N 44-РЗ от 04.10.2011 (в редакции Закона УР от 08.04.2016 N 16-РЗ) "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики".
Опубликовать сообщение о принятом судебном решении в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Главы и Правительства Удмуртской Республики "данные изъяты"
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2016 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Р.Р. Ахкямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.