Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
Раджабова Р.Р., Бековой Г.Е. на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 27 января 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Раджабова Р.Р., Бековой Г.Е., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к Исполнительному комитету муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан, открытому акционерному обществу "Центр информационных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства и строительства" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан о признании незаконным распоряжения исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан, о признании не соответствующим закону договора найма специализированного (служебного) жилого помещения, признании отказа в приватизации занимаемого жилого помещения незаконным, признании права на приватизацию занимаемого жилого помещения, признании права собственности на занимаемое жилое помещение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Раджабова Р.Р., Бековой Г.Е. -
Гиматдинова И.Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Раджабов Р.Р., Бекова Г.Е., действующая также в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, обратились к Исполнительному комитету муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан (далее по тексту - ИКМО ЛМР РТ), открытому акционерному обществу "Центр информационных ресурсов жилищно-коммунального хозяйства и строительства" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан (далее по тексту - ЦИР ЖКХ МО ЛМР РТ) с иском о признании не соответствующим закону договора найма специализированного (служебного) жилого помещения N ... от 16 апреля 2012 года, заключенного между Раджабовым P.P. и ЦИР ЖКХ МО ЛМР РТ, признании отказа в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", занимаемого Раджабовым P.P., Бековой Г.Е., ФИО1 и ФИО2, незаконным, признании за истцами права на приватизацию указанного жилого помещения и права долевой собственности по 1/4 доле в праве за каждым на спорное жилое помещение, признании незаконным распоряжения ИКМО ЛМР РТ N ... от
29 февраля 2012 года "О служебной жилой площади".
В обоснование требований указано, что 16 апреля 2012 года с
Раджабовым Р.Р. заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения N ... , согласно которому ему и членам его семьи передано во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу:
"адрес".
На обращение истцов в марте 2015 года с заявлением о приватизации занимаемого ими жилого помещения казённое учреждение "Палата имущественных и земельных отношений МО ЛМР РТ" (далее по тексту - ПИЗО МО ЛМР РТ) ответило отказом, поскольку спорная квартира является специализированным жилым помещением.
Между тем, многоквартирный жилой дом "адрес" принадлежит на праве собственности муниципальному образованию г. Лениногорск ЛМР РТ, в органах государственной регистрации спорная квартира не зарегистрирована в качестве служебного жилого помещения. Истцы считают, что занимают вышеуказанную квартиру на условиях договора социального найма.
В суд первой инстанции Раджабов Р.Р., Бекова Г.Е., действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, не явились, извещены надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования поддержали в полном объеме, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика ИК МО ЛМР РТ в судебном заседании исковые требования не признал, заявил об истечении срока исковой давности.
Представитель ответчика ЦИР ЖКХ МО ЛМР РТ с иском не согласился.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Раджабов Р.Р., Бекова Г.Е. просят об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаются на доводы аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Выражают несогласие с выводами суда о том, что спорная квартира предоставлена истцам в качестве служебного в связи с трудовыми отношениями Раджабова Р.Р. в ГАОУ "Лениногорская центральная республиканская больница" (далее по тексту - Лениногоркая ЦРБ). Отмечают, что квартира приобрела статус служебного только в декабре 2015 года с момента опубликования распоряжения руководителя ИКМО ЛМР РТ N ... от 14 декабря 2015 года о внесении изменений в распоряжение руководителя ИКМО ЛМР РТ от 29 февраля 2012 года N ... , в связи с чем на момент заключения оспариваемого договора данное жилое помещение статусом служебного не обладала.
Раджабов Р.Р., Бекова Г.Е., представители ИКМО ЛМР РТ, ЦИК ЖКХ МО ЛМР РТ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Интересы истцов по доверенности представляет Гиматдинов И.Т. От представителей ИКМО ЛМР РТ, ЦИК ЖКХ МО ЛМР РТ поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со статьёй 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно частям 1, 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: нарушение требований ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также, если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения.
Из материалов дела следует, что 20 февраля 2012 года за муниципальным образованием г. Лениногорск ЛМР РТ зарегистрировано право собственности на многоквартирный дом, назначение жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 1679,4 кв. м, по адресу: "адрес". Основанием для регистрации права собственности послужили распоряжение
N ... от 13 июня 2006 года, распоряжение "Об утверждении регламента по подписанию актов приема-передачи государственного имущества в муниципальную собственность" N ... от 20 июня 2006 года, акт приёма-передачи государственного имущества в муниципальную собственность Лениногорского муниципального района Республики Татарстан N ... от 14 сентября 2006 года.
В целях сохранности жилищного фонда муниципальной собственности распоряжением руководителя ИКМО ЛМР РТ N ... от 29 февраля 2012 года "О служебной жилой площади" жилым помещениям по адресу: "адрес", квартирам с ... по ... включительно, присвоен статус специализированного жилого помещения муниципального образования ЛМР РТ.
Из решения Лениногорского районного Совета от 15 октября 2008 года
N ... "О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Лениногорского муниципального района" следует, что служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы либо избрания на выборные должности в органы местного самоуправления. Решение о предоставлении гражданину служебного жилого помещения является основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на муниципальной или выборной должностях в органах местного самоуправления. Прекращение трудовых отношений является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании распоряжения руководителя ИКМО ЛМР РТ о заключении договора найма служебного жилого помещения от 07 марта 2012 года N ... , по ходатайству Лениногорской ЦРБ от 24 февраля 2012 года N ... о распределении квартир в доме "адрес" медицинским работникам, Раджабову Р.Р., как "данные изъяты" поликлиники Лениногорской ЦРБ, выделено служебное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 52,8 кв. м, на семью из трёх человек.
16 апреля 2012 года между Раджабовым Р.Р. и ЦИР ЖКХ МО ЛМР РТ заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения N ...
Согласно пункту 1.1 указанного договора Раджабову Р.Р. и членам его семьи за плату во временное владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в квартире (доме) общей площадью 52,8 кв. м, по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 1.2 данного договора жилое помещение предоставляется в связи с работой. Служебное помещение предоставляется на срок осуществления трудовых отношений, в случае их прекращения наниматель подлежит выселению.
Согласно ответу руководителя ИКМО ЛМР РТ от 06 апреля 2012 года
N ... на обращение Раджабова Р.Р. в соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, решением Лениногорского районного Совета МО ЛМР РТ от 15 апреля 2009 года N ... "О положении о порядке исключения служебных жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда" при условии общей продолжительности работы в Лениногорской ЦРБ не менее 10 лет ИКМО ЛМР РТ гарантирует приобретение Раджабовым Р.Р. в собственность занимаемого жилого помещения по адресу:
"адрес".
Согласно справке с места жительства, выданной ООО "Единый расчетный центр" 12 января 2015 года, в спорной квартире зарегистрированы и проживают Раджабов P.P., Бекова Г.С. и несовершеннолетние ФИО1, "дата" рождения, и ФИО2, "дата" рождения.
На имя Раджабова P.P. открыт лицевой счет N ... на квартиру "адрес" для оплаты коммунальных услуг.
В марте 2015 года истцы обратились в ПИЗО МО ЛМР РТ с заявлением о приватизации вышеуказанного жилого помещения.
Из ответа ПИЗО МО ЛМР РТ от 05 марта 2016 года N ... следует, что занимаемое истцами жилое помещение находится в казне МО ЛМР РТ и является специализированным жилым помещением, которое предоставляется на основании решения собственника такого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Назначение этих помещений - целевое, поэтому законодательством введены ограничения при использовании таких жилых помещений. В связи с чем, передача в долевую собственность жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес" не предоставляется возможной.
Обращаясь с настоящими требованиями, Раджабов Р.Р. и Бекова Г.Е. ссылаются на незаконность отказа органов местного самоуправления в приватизации спорной квартиры, поскольку данное жилое помещение не зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение, соответственно, не приобрело статус служебного и может быть приобретено ими в собственность в порядке приватизации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для признания договора найма специализированного (служебного) жилого помещения не соответствующим закону, признании за истцами права на приватизацию занимаемого жилого помещения и признании права собственности на спорную квартиру, поскольку спорное помещение имеет статус служебного, предоставлено Раджабову Р.Р. на период трудовых отношений, в связи с чем к правоотношениям сторон не применимы нормы жилищного законодательства, регулирующие отношения по договору социального найма, так же как и статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Более того, данные требования заявлены истцами за пределами срока исковой давности, о применении пропуска которого просил представитель ответчиков.
Так, в силу пункта 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Таким образом, основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.
Как видно из материалов дела, решение об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду (служебное жилое помещение) принято органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом - администрацией МО ЛМР РТ, в соответствии с установленным законом порядком и требованиями.
К тому же распоряжением N ... руководителя ИКМО ЛМР РТ от
14 декабря 2015 года внесены изменения в распоряжение руководителя ИКМО ЛМР РТ от 29 февраля 2012 года N ... "О служебной жилой площади", преамбула указанного распоряжения изложена в следующей редакции:
"В целях сохранности муниципального жилого фонда Лениногорского муниципального района, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 24 февраля 2012 года, пункт 1 распоряжения изложить в следующей редакции: 1. Присвоить жилому помещению по адресу: "адрес", статус служебного жилого помещения специализированного жилого фонда Лениногорского муниципального района Республики Татарстан".
Таким образом, распоряжение главы МО ЛМР РТ, принятое администрацией МО ЛМР РТ как собственником в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества, является основанием для возникновения статуса служебного жилого помещения, а государственная регистрация в данном случае выполняет лишь функцию учета.
В соответствии с жилищным законодательством единственным основанием для отнесения жилого помещения к служебному является решение исполнительного комитета муниципального образования, статус "служебное" жилое помещение приобретало с момента принятия соответствующего решения исполнительного комитета муниципального образования, а не с момента внесения об этом сведений в государственный учет жилищного фонда.
Договор найма специализированного (служебного) жилого помещения
N ... от 16 апреля 2012 года подписан Раджабовым Р.Р., не оспаривался, что свидетельствует о том, что наниматель знал о предоставлении ему данного жилого помещения именно как служебного и был с этим согласен.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о том, что спорная квартира предоставлена истцам в качестве служебного в связи с трудовыми отношениями Раджабова Р.Р. в Лениногорской ЦРБ, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
На момент заключения договора найма специализированного (служебного) жилого помещения N ... от 16 апреля 2012 года Раджабовым Р.Р. знал, что ему представляется именно служебное жилое помещение, и был с этим согласен, о чём свидетельствует его подпись в договоре.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что квартира приобрела статус служебного только в декабре 2015 года с момента опубликования распоряжения руководителя ИКМО ЛМР РТ N ... от 14 декабря 2015 года о внесении изменений в распоряжение руководителя ИКМО ЛМР РТ от
29 февраля 2012 года N ... , в связи с чем на момент заключения оспариваемого договора данное жилое помещение статусом служебного не обладала, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.
Как пояснил представитель истцов в суде апелляционной инстанции, нуждающимся в жилом помещении ни истец, ни члены его семьи в установленном законом порядке на момент предоставления спорной квартиры по настоящее время не были признаны, на учёте нуждающихся в жилом помещении не состояли. Таким образом, правовых оснований для предоставления спорного жилого помещения на условиях договора социального найма в данном случае не имелось.
Иные доводы жалобы повторяют правовую позицию истцов, изложенную в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от
27 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Раджабова Р.Р., Бековой Г.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.