судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.
судей Адаменко Е.Г.
Чистяковой Т.И.
при секретаре Стрельцовой Н.В.
с участием - военного прокурора Бесельман Е.В.
- представителей ответчиков Абрамовой Е.В.
Подройкиной Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску военного прокурора войсковой части 32015 в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", войсковой части 59882 о возложении обязанности по организации и проведению специальной оценки условий труда,
по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части 59882 на решение Сакского районного суда Республики Крым от 19.08.2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор войсковой части 32015 в интересах неопределенного круга лиц в иске от 17.03.2015г. с учетом уточненных требований, просил возложить на войсковую часть 59882 обязанности по организации и проведению специальной оценки условий труда в отношении рабочего места - электрогазосварщика (1 единица), а на Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по проведению в войсковой части 59882 специальной оценки условий труда указанного рабочего места.
В обоснование иска прокурором указано, что при проведении проверки исполнения должностными лицами войсковой части 59882 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда установлено, что войсковой частью 59882 в отношении рабочего места электрогазосварщика (1 единица) не проведена специальная оценка условий труда, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 19.08.2015г. исковые требования удовлетворены. На Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление Черноморского флота", войсковую часть 59882 возложена обязанность по проведению в войсковой части 59882 специальной оценки условий труда в отношении 1 рабочего места электрогазосварщика (1 единица) в срок до 01.10.2015г.
В апелляционных жалобах Министерство Обороны Российской Федерации и командир войсковой части 59882 просят решение суда отменить, указав на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. Кроме того, войсковая часть 59882 указала на недостаточность установленного судом срока для проведения специальной оценки труда, невозможность исполнения решения суда ввиду отсутствия денежных средств на его исполнение, а также на отсутствие указаний на то, в какой части каждый из ответчиков должен исполнять решение суда.
Министерство обороны Российской Федерации в обоснование апелляционной жалобы указало на нарушение судом норм процессуального закона - неправильное определение вида судопроизводства; а также на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с положениями Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013г. "О специальной оценке условий труда" срок проведения специальной оценки условий труда установлен до 31.12.2018г.; обязанность по проведению специальной оценки условий труда должна быть возложена на работодателя, которым в данном случае выступает командир войсковой части 59882, который не был привлечен к участию в деле, в связи с чем лишен возможности защищать свои права и интересы в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Апеллянт также полагает, что суд первой инстанции необоснованно привлек к участию в деле Министерство обороны РФ, тогда как войсковая часть является самостоятельной организацией и имеет определенный правовой статус. Доводы апелляционной жалобы также сводятся к тому, что в силу Федерального Закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013г. функции по специальной оценке условий труда не свойственны учреждениям, выступающим в качестве ответчиков по делу.
В возражениях военный прокурор просил оставить апелляционные жалобы без удовлетворения, указав на несостоятельность изложенных в них доводов.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012г. N "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу ст. 327 ГПК РФ, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Обсудив доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, заслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании указания генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ., директивы штаба Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ. N авиационная база, дислоцировавшаяся в пгт. "адрес" Республики Крым, переформирована в в/ч 49311 ( "адрес") и войсковую часть 59882 с местом ее дислокации в пгт. "адрес" Республики Крым. В/ч 59882 осуществляет свою деятельность как самостоятельная единица с ДД.ММ.ГГГГ.
Военной прокуратурой - войсковая часть 32015 проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч 59882 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, в ходе которой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. в в/ч 59882 введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работники) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, в том числе - электрогазосварщика (1 единица).
Из сообщения командира в/ч 59882 военному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что денежные средства на финансирование проведения специальной оценки условий труда в в/ч 59882 не поступали, в связи с чем заключение гражданско-правового договора с организацией-исполнителем и проведение специальной оценки условий труда не завершено, аттестация рабочих мест в/ч 59882 не проводилась, сведений о наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов не имеются (л.д. 6-12).
Разрешая заявленные в иске требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абзацу 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом N 426-ФЗ от 28.12.2013г. "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013г.).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013г. специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013г. обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
С учетом указанных норм материального права, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности бездействия ответчиков, выразившегося в непроведении в войсковой части 59882 специальной оценки условий труда, вследствие чего нарушены трудовые права работника, занимающего штатную единицу электрогазосварщика.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия, в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных возможно с работой с вредными и опасными условиями труда.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996г. "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N от 29.12.2012г. "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 ТК РФ являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало Федеральное казенное управление "Управление Черноморского флота" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
В силу п. 28 Типового общего положения о Федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра Обороны РФ от 29.07.2011г. N, учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Положения о ФКУ "Управление Черноморского флота", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014г. N, учреждение создано для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира в/ч 59882 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Управление Черноморского флота", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота".
Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда, возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).
Судом установлено, что с целью проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах всего гражданского персонала в/ч 59882 издан приказ командира в/ч 59882 от ДД.ММ.ГГГГ. N "О создании комиссии по специальной оценке условий труда гражданского персонала в/ч 59882", составлен график проведения специальной оценки условий труда.
Согласно выписки из штата относительно должностей, которые подлежат замещению лицами гражданского персонала (работника), следует, что в в/ч 59882, согласно Перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, утвержденного командиром в/ч 59882, предусмотрено 1 рабочее место электрогазосварщика (л.д. 46-49).
28.04.2015г., т.е. после обращения прокурора с иском в суд командиром в/ч 59882 на имя начальника филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - "Центр финансово экономического обеспечения" была направлена бюджетная заявка на бюджетные ассигнования на 2015г. для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест гражданского персонала на сумму "данные изъяты" рублей из расчета "данные изъяты" рублей на 1 рабочее место (л.д. 42-43).
Согласно ответу от 20.05.2015г. филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - "6 финансово-экономическая служба" денежные средства Черноморскому флоту для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест на 2015г. не выделялись. Центром финансово-экономического обеспечения ЧФ РФ проводятся мероприятия по истребованию на указанные цели от Департамента финансового планирования Министерства Обороны Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств; и при их поступлении будет разрешен вопрос относительно их распределения и доведения до в/ч 59882 в установленном порядке.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания в/ч 59882 также несет и федеральный орган исполнительной власти - Министерство обороны Российской Федерации.
Функция обеспечения финансирования по коду бюджетной классификации N) является прерогативой Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерство обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. N, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерство обороны РФ организаций. Согласно п. 45 Данного Положения, Министерство обороны Российской Федерации организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что с момента создания войсковой части 59882 - 01.07.2014г. до настоящего времени специальная оценка условий труда в отношении рабочего места - электрогазосварщика не проведена, в результате чего были нарушены трудовые права работников, при этом на момент рассмотрения дела в суде штатная единица электрогазосварщика занята.
Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также, исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Военного прокурора к ФКУ "Управление Черноморского флота", командиру войсковой части 59882, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда в войсковой части 59882, возложении обязанности организовать и провести специальную оценку условий труда в данной войсковой части, законными и правомерными.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу ч. 6 ст. 27 указанного Закона в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018г., не может являться основанием для отмены решения суда.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013г. "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом, доказательств, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, не имеется. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013г. в данном случае применению не подлежит.
Положения ч. 6 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013г. "О специальной оценке условий труда" в силу ч. 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, т.е. до 01.01.2014г., провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ от 28.12.2013г. "О специальной оценке условий труда" и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Довод жалобы о не привлечении к участию в деле командира войсковой части 59882 не влечет отмену решения суда, поскольку права указанного должностного лица судом первой инстанции не нарушены, принимая во внимание направленные в его адрес копии искового заявления и приложенных в нему документов, подачу им возражений на это исковое заявление (л.д. 26), участие в деле представителя командира войсковой части на основании выданной им 17.04.2015г. доверенности, получение представителем командира войсковой части копии судебного постановления (л.д. 32, 56, 69) и последующее апелляционное обжалование постановленного по делу решения.
Доводы апеллянта относительно установления неразумных сроков для исполнения суда являются несостоятельными, поскольку в силу положений ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд первой инстанции правомерно в соответствии с указанной нормой закона установилдостаточный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а также исполнителя - руководителя (командира) войсковой части. При этом, ответчики при наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, не лишены возможности использовать установленные гражданским процессуальным правом механизмы, позволяющие отсрочить либо рассрочить исполнение решения суда (ст. 203 ГПК РФ).
Оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что они изложенные в решении выводы не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на законность и обоснованность судебного постановления. Приведенная судом оценка доказательств является убедительной и не вызывает у судебной коллегии сомнений в своей объективности. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда постановлено с соблюдением норм действующего законодательства, отвечает требованиям законности и обоснованности, правовых оснований для отмены которого по апелляционной жалобе не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 19.08.2015г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и войсковой части 59882 без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев непосредственно в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: Кузнецова Е.А.
Судьи: Адаменко Е.Г.
Чистякова Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.