Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Строгановой Г.В.,
судей: Рыжониной Т.Н., Калашниковой О.Н.
при секретаре: Байгунакове А.Р.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N" на решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 24 мая 2016 года,
по делу по иску Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 63" к Государственной инспекции труда в Кемеровской области об отмене предписания государственного инспектора труда,
УСТАНОВИЛА:
МБДОУ "Детский сад N 63" в лице заведующей Ярославцевой Т.Е. обратилось в суд с иском Государственной инспекции труда в Кемеровской области об отмене предписания государственного инспектора труда.
Требования мотивированы тем, что предписанием государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области Иванович Ю.В. N от ДД.ММ.ГГГГ на заведующего была возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно ст. 148, ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ.
Считает данное предписание незаконным и подлежащим отмене, поскольку нарушений трудовых прав К. при выплате заработной платы в период с декабря 2015 по февраль 2016 МБДОУ "Детский сад N 63" не допущено. Совокупный размер месячной заработной платы К. с учетом районного коэффициента и оплаты работы сверх нормы, оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни равен установленному законом минимальному размеру оплаты труда в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании представители истца МБДОУ "Детский сад N 63" Ярославцева Т.В., действующая на основании приказа, Кливак И.В. действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Кемеровской области - Иванкович Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 24 мая 2016 года отказано удовлетворении исковых требований Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 63" к Государственной инспекции труда в Кемеровской области об отмене предписания государственного инспектора труда.
В апелляционной жалобе заведующая МБДОУ "Детский сад N 63" Ярославцева Т.Е. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что в Трудовом Кодексе Российской Федерации понятие МРОТ отсутствует, имеется определение заработной платы (оплаты труда) работника, которая состоит из: вознаграждение за труд (оклада, тарифной ставки); компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
Ссылается на то, что в силу ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, к числу таких местностей помимо районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей относятся также высокогорные районы, пустынные и безводные местности, отдаленные местности и некоторые другие регионы, перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N1029, Кемеровская область в указанном Перечне отсутствует.
Полагает, что районный коэффициент, установленный для работников Кемеровской области Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 1 августа 1989 года N 601, является компенсационной выплатой и, соответственно, включается в оплату труда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно доводов жалобы, заслушав представителя ответчика Государственной инспекции труда в Кемеровской области Иванкович Ю.В., просившую решение оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании обращения К. N от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Кемеровской области была проведена проверка в отношении МБДОУ "Детский сад N 63".
В ходе проверки установлено, что К. работал сторожем в МДОУ "Детский сад N 124 "Капелька" по трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения Администрации г. Прокопьевска N от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ "Детский сад N 124 "Капелька" реорганизован в форме присоединения к МБДОУ "Детский сад N 63".
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ К. установлен должностной оклад в размере "данные изъяты" руб.
По итогам проведения проверки в отношении МБДОУ "Детский сад N" было выдано предписание N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4), которым заведующему МБДОУ "Детский сад N 63" Ярославцевой Т.Е. предписано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно произвести перерасчет заработной платы К. за декабрь 2015г., январь 2016г., февраль 2016г. в связи с тем, что заработная плата без включения районного коэффициента должна быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; выплатить К. доначисленную заработную плату за декабрь 2015г., январь 2016г., февраль 2016г.; выплатить К. денежную компенсацию в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм заработной платы за декабрь 2015г., январь 2016г., февраль 2016г. за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока по день фактического расчета включительно; обеспечить выплату заработной платы К. при полной выработке нормы рабочего времени в учтенном периоде без включения районного коэффициента не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Оспаривая предписание N от ДД.ММ.ГГГГ заведующая МБДОУ "Детский сад N 63" Ярославцева Т.Е. указывает, что совокупный размер месячной заработной платы К. с учетом районного коэффициента и оплаты работы сверх нормы, оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни равен установленному законом минимальному размеру оплаты труда в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ.
Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч.2 ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст.315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях (в частности, климатических).
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 146,148 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальным коэффициентом к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в таких районах, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.
Иное толкование норм права нарушало бы конституционный принцип равенства всех перед законом, а также положение норм международного права о справедливой зарплате и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 года N 601 был утвержден районный коэффициент к заработной плате на территории Кемеровской области - 1.3.
Исходя из системного толкования указанных норм трудового права в тех районах, в которых предусмотрены районные коэффициенты, размер минимальной заработной платы, в том числе установленный в субъекте Российской Федерации, должен выплачиваться с учетом районного коэффициента. Указанный коэффициент должен начисляться вне зависимости от указания в постановлении, что Кемеровская область отнесена к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как следует из материалов дела, при начислении заработной платы К. районный коэффициент входил в минимальный размер оплаты труда, в то время как заработная плата должна быть определена не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.
Установив, что заработная плата начислялась и выплачивалась К. с нарушением требований ст.148 Трудового Кодекса РФ, что повлекло недоплату заработной платы К., Государственной инспекцией труда в Кемеровской области обоснованно в адрес Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 63" выдано предписание об устранении указанных нарушений.
Оснований полагать предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области Иванович Ю.В. N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая оценка.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 24 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБДОУ "Детский сад N 63" - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.В. Строганова
Судьи: Т.Н.Рыжонина
О.Н.Калашникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.