Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., при секретаре Дарган Ч.Л., рассмотрев жалобу С. на постановление судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 24 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района ** С.,
установил:
1 июня 2016 года прокурором Бай-Тайгинского района ФИО3 в отношении исполняющего председателя администрации муниципального района ** ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в связи с невыполнением законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
Постановлением судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 24 июня 2016 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Не согласившись с данным постановлением судьи, ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит постановление отменить, указав на то, что представление прокуратуры о факте нарушения прав ФИО4 администрацией муниципального района не получено. Решение вопроса в части неправомерного расходования денежных средств профкома Тээлинской средней общеобразовательной школы Т. к компетенции администрации не относится. Указывает также на то, что согласно штатному расписанию администрации Бай-Тайгинского района работники получают заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда; администрацией разработано постановление о противодействии экстремизму и профилактике терроризма муниципального района ** на 2016-2018 года, о чем сообщено прокурору.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО5 жалобу поддержала и просила удовлетворить ее по указанным в ней основаниям.
Прокурор ФИО6 просила постановление судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении предусмотрена административная ответственность.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названный федеральным законом предусмотрено представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Согласно материалам дела, прокурором Бай-Тайгинского района в адрес исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" ФИО1 внесены представления от 17 марта 2016 года N об оплате работникам обслуживающего персонала администрации заработной платы не ниже МРОТ, от 31 марта 2016 года N о проведении мероприятий по противодействию и профилактике экстремизма на территории района, от 31 марта 2016 года N о проведении мероприятий по предупреждению терроризма, от 8 апреля 2016 года N по факту обращения уборщицы служебных помещений Центра культуры и досуга сумона Кызыл-Даг ФИО4 о проверке законности сокращении ее ставки с полной на 0,5, от ДД.ММ.ГГГГ N о неправомерном расходовании денежных средств профсоюза работников МБОУ Тээлинская СОШ для нужд Управления образования муниципального района бывшим начальником Управления Т., в которых указывалось на необходимость безотлагательного рассмотрения представления с участием прокурора, принятие конкретных мер по недопущению подобных нарушений, о рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в письменной форме сообщить прокурору района в течение месяца со дня получения представлений.
5 мая 2016 года N заместителем прокурора района ФИО7 исполняющему обязанности председателя администрации ФИО1 направлено требование о неисполнении предписания от 17 марта 2016 года по факту выплаты заработной платы обслуживающему персоналу ниже МРОТ, от 25 марта 2016 года - по присяжным заседателям, 31 марта 2016 года - в части мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма об устранении выявленных нарушений федерального законодательства в месячный срок уведомления, о рассмотрении которых сведения не поступали.
24 мая 2016 года N прокурором района ФИО3 в адрес исполняющего обязанности председателя администрации Бай-Тайгинского кожууна ФИО1 направлено требование о предоставлении ответов на внесенные представления прокуратуры района от 8 апреля 2016 года N по факту нарушения трудовых прав ФИО4, от 17 марта 2016 года по факту выплаты заработной платы обслуживающему персоналу администрации ниже МРОТ, от 25 марта 2016 года N по факту нарушения требований законодательства в сфере присяжных заседателей, от 31 марта 2016 года N в сфере противодействия терроризму и экстремизму.
В письменном объяснении данном помощнику прокурора ФИО8 26 мая 2016 года, ФИО1, указывает, что по факту несвоевременного предоставления ответа и принятия мер по устранению нарушений указанных в 6 представлениях, внесенных прокуратурой района, надлежащий контроль за исполнением им не осуществлен по причине загруженности на работе (л.д.18).
Администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" получены представления за N по факту нарушения трудового законодательства в части выплаты заработной платы обслуживающему персоналу администрации ниже МРОТ за подписью Сарыглар (без указания инициалов и занимаемой должности) от 18 марта 2016 года и от 25 апреля 2016 года о проверке законности расходования денежных средств профсоюза работников МБОУ Тээлинская СОШ бывшим начальником Управления образования района Т. на нужды муниципального района, что подтверждается отметками в книге учета документов направленных с нарочным. (л.д. 21,23). Также в указанной книге учета документов имеются сведения о получении Сарыглар 8 апреля 2016 года представления N по обращению уборщицы служебных посещений Центра культуры и досуга сумона Кызыл-Даг ФИО4 по проверке законности ее сокращения и направлении требований прокурора района от 5 мая 2016 года N (л.д.25).
Распоряжением Хурала представителей муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" от 18 апреля 2015 года N ФИО1 назначен исполняющим обязанности администрации ** (л.д.27).
Из должностной инструкции председателя администрации Бай-Тайгинского кожууна утвержденной постановлением администрации Бай-Тайгинского кожууна от 29 мая 2015 года N следует, что председатель администрации представляет администрацию Бай-Тайгинского кожууна в отношениях со всеми органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и Республики Тыва, непосредственно взаимодействует с прокуратурой Бай-Тайгинского кожууна, отвечает за исполнение на территории Бай-Тайгинского кожууна Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, участие органов исполнительной власти Бай-Тайгинского кожууна в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии (л.д.31-32).
В ст. 40 Устава муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" утвержденного решением Хурала представителей Бай-Тайгинского кожууна от 15 марта 2005 года N указано о том, что председатель администрации кожууна непосредственно или через соответствующие органы администрации кожууна руководит администрацией кожууна по управлению социально-экономической жизнью кожууна, управляет кожуунным хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции, организует деятельность администрации кожууна и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач (л.д.33-36).
Проанализировав направленные прокурором района в адрес исполняющего обязанности председателя администрации ФИО1 представления от 8 апреля 2016 года N года в части законности сокращения ставки с полной на 0,5 уборщицы служебных помещений Центра культуры и досуга сумона Кызыл-Даг ФИО4 и от 25 апреля 2016 года N о неправомерном расходовании денежных средств профсоюза работников МБОУ Тээлинская СОШ бывшим начальником Управления образования муниципального района Тойбу-Хаа Д.Б. прихожу к выводу, что их рассмотрение и разрешение в компетенцию председателя администрации не входит.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.
В силу п.3 ст.28 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статье 377 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
Кроме того, ст. 25 ТК РФ определяет, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Ввиду того, что профсоюз наделен особыми полномочиями, которые не свойственны общественным организациям, то профсоюз следует признать особой общественной организацией, встроенной в систему социального партнерства, на которую государством возложена задача по защите и представительству прав и законных интересов работников и в связи с чем запрашиваемые по представлению от 25 апреля 2016 года N сведения о правомерности действий по расходованию денежных средств профсоюза работников МБОУ Тээлинская СОШ прокурору надлежало направить в Управление образования Бай-Тайгинского кожууна или в Министерство образования Республики Тыва, также оценка действий бывшего начальника Т. к компетенции председателя администрации муниципального района не относится.
Требования прокурора должны быть четко выраженными, ясными, основанными на законе.
Обоснованность представления от 8 апреля 2016 года Nж-2016 по факту обращения уборщицы служебных помещений Центра культуры и досуга сумона Кызыл-Даг ФИО4 в адрес ФИО1 ставится под сомнение, поскольку сумон Кызыл-Даг - самостоятельная административно-территориальная единица со своей системой управления, возглавляемая должностными лицами, наделенными организационно-распорядительными функциями. В данном случае направление представления по факту обращения ФИО4, жительницы другого сумона (села) в адрес исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" ФИО1 является нецелесообразным. С учетом изложенного, прихожу к выводу, что неисполнение представлений ФИО1 от 8 апреля 2016 года N и от 24 апреля 2016 года N излишне вменены, в связи с чем подлежат исключению как незаконные и необоснованные.
Поскольку в установленный месячный срок исполняющий обязанности председателя администрации муниципального района "Бай-тайгинский кожуун Республики Тыва" ФИО1 о результатах рассмотрения представлений от 17 марта 2016 года N, от 31 марта 2016 года N и принятых мерах не сообщил, постольку ФИО1 не выполнил требования прокурора.
Факт совершения должностным лицом - исполняющим обязанности председателем администрации Бай-Тайгинского кожууна ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 1 июня 2016 года (л.д.1-5); справкой о результатах проверки от 31 мая 2016 года (л.д.6-8), представлениями от 17 марта 2016 года N (л.д. 9-10), от 31 марта 2016 года N (л.д.11-12), требованиями прокурора от 5 мая 2016 года N, от 24 мая 2016 года N (л.д.16-17).
Собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.
Принимая во внимание установленные факты неисполнения предписаний в указанный срок должностным лицом - исполняющим обязанности председателя администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва", судья районного суда пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В связи с исключением представлений прокурора от 8 апреля 2016 года N и от 24 апреля 2016 года N, направленных в адрес ФИО1 как излишне вмененных и не входящих в его компетенцию для разрешения, ссылка жалобы на их незаконность принимается.
Ссылка жалобы на то, что работники обслуживающего персонала администрации получают заработную плату не ниже МРОТ не подтверждено никакими письменными доказательствами. Штатное расписание представлено, но трудовые договоры указанных работников отсутствуют, в силу действующего законодательства в величину МРОТ включаются все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (за работу в особых климатических условиях). Нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент должен начисляться к заработной плате и в этой части непредставление запрашиваемых прокурором района сведений ФИО1 подтверждено материалами дела, что указывает на законность и обоснованность представления прокурора района.
Довод жалобы о том, что администрацией принято постановление о противодействии экстремизму и профилактике терроризма на территории муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" признается необоснованным, поскольку указанное постановление утверждено администрацией муниципального района 2 июня 2016 года, после выявления административного правонарушения, тогда как постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором района 1 июня 2016 года.
Иных доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта в жалобе не приведено, постановление судьи районного суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 24 июня 2016 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Тыва А.А. Салчак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.