Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Козлова А.М., Пужаева В.А.,
при секретаре судебного заседания Епитифоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия (далее - ГУ МЧС России по Республике Мордовия) Наумова А.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 апреля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ГУ МЧС России по Республике Мордовия обратился в суд с иском к Чеколдаеву А.С., Чеколдаевой А.В., Чеколдаеву В.А., Чеколдаевой (Палагиной) Н.А. о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обосновании требований истец указал, что в связи с прохождением службы Чеколадаеву А.С. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения от "дата" "N" предоставлено для временного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, закрепленное на праве оперативного управления за истцом. Полагает, что данный договор является ничтожным, поскольку на момент его заключения Чеколадаев А.С. не являлся сотрудником ГУ МЧС России по Республике Мордовия, поскольку был уволен "дата"
Определением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 апреля 2016 г. Чеколдаев В.А. исключен из числа ответчиков (л.д. 167).
С учётом заявления об уточнении исковых требований, просил признать вышеназванный договор недействительным, и выселить Чеколдаева А.С., Чеколдаеву А.В., Палагину Н.А. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 апреля 2016 г. исковые требования ГУ МЧС России по Республике Мордовия оставлены без удовлетворения (л.д. 172-181).
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по Республике Мордовия Наумов А.Г. считает решение суда, вынесенным в результате неправильного применения норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что при заключении спорного договора не соблюдены требования действующего законодательства в отношении специального субъекта, с которым может быть заключен договор служебного найма. Поэтому, данный договор является недействительным, поскольку заключен с лицом, не проходящим службу в ФПС ГПС МЧС России.
Полагает, что суд первой инстанции необоснованно руководствовался при вынесении обжалуемого решения пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 (далее - Типовое положение). В обоснование данного довода ссылается на положения части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона от 9 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Считает, что с учётом действующего законодательства, устанавливающего порядок предоставления и освобождения жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам государственной противопожарной службы, нормы пунктов 27 и 28 данного Типового положения не могут быть применены в части невозможности выселения сотрудников ФПС ГПС МЧС России, имеющих выслугу не менее 10 лет без предоставления другого жилого помещения.
Обращает внимание, что ГУ МЧС России по Республике Мордовия не имеет обязательств и полномочий по реализации положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (л.д. 189-196).
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшина О.Г. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения (л.д. 209-215).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание ответчики Чеколдаева А.В., Палагина Н.А., их представители Курочкина О.М. и Федотова Т.С. не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Республике Мордовия Руссков Е.Н. апелляционную жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.
Ответчик Чеколдаев А.С. и прокурор Умнова Е.В. просили отклонить апелляционную жалобу, оставив решение суда без изменений.
Проверив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе и возражениях на неё, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении ГУ МЧС России по Республике Мордовия (л.д. 20-21).
Распоряжением Территориального Управления Росимущества в Республике Мордовия от "дата" "N" спорное жилое помещение отнесено к служебным помещениям специализированного жилищного фонда (л.д. 17-19).
"дата" между Чеколдаевым А.С. и ГУ МЧС России по Республике Мордовия был заключен договор найма служебного жилого помещения "N", согласно которому Чеколдаеву А.С. и членам его семьи Чеколдаевой А.В., Чеколдаеву В.А. и Чеколдаевой Н.А. было предоставлено в пользование спорное жилое помещение сроком до "дата" (л.д. 90-93).
На момент предоставления данного жилого помещения Чеколдаев А.С. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий (поставлен на учет с "дата") (л.д. 120-125) и проходил службу в ГУ МЧС России по "адрес".
В последующем указанный договор был неоднократно перезаключен первоначально "дата" (л.д. 11-13), а затем "дата" (л.д. 14-16).
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что ответчикам квартира, расположенная по адресу: "адрес" являющаяся служебным помещениям специализированного жилищного фонда, была предоставлена "дата", в то время когда Чеколдаев А.С. был уволен со службы в ГУ МЧС России по Республике Мордовия ( "дата" по достижении им предельного возраста пребывания на службе). Полагает, что данное обстоятельство является основанием для признания договора найма служебного жилого помещения недействительным.
Судебная коллегия считает, что данный договор следует рассматривать исходя из момента возникновения между сторонами жилищных правоотношений по пользованию спорной квартирой.
С учетом представленных в материалы дела доказательств данные отношения возникли "дата", а отношения по реализации Чеколдаевым А.С. права на предоставлением ему жилого помещения, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий с ноября 1995 г.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца о признании договора найма служебного жилого помещения от "дата" недействительным.
Чеколдаеву А.С. в "дата" было предоставлено служебное жилое помещение, поскольку у него отсутствовало жилое помещение в месте прохождения службы и государство не выполнило обязательства по обеспечению его жилым помещением.
До настоящего времени Чеколдаев А.С. является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении требований ГУ МЧС России по Республике Мордовия, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для выселения Чеколдаев А.С. и членов его семьи без представления другого жилого помещения в соответствии со статьями 103-104 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом суд учел выслугу лет Чеколдаева А.С., которая на момент его увольнения со службы составила "данные изъяты", в том числе стаж службы "данные изъяты", и применил нормы Типового положения.
По мнению судебной коллегии, данный вывод суда является правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктами 27 и 28 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 названного Типового положения, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В силу части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных Указов Президента Российской Федерации.
Указанное Типовое положение принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы", в настоящее время является действующим, за исключением, что данный документ не распространяется на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217.
В соответствии с Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1038, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится к правоохранительным органам.
Таким образом, приведенные положения нормативных правовых актов, предусматривающие, что сотрудники, имеющие выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, не позволяют суду удовлетворить требования Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в отношении Чеколдаева А.С. и членов его семьи.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что указанное Типовое положение в настоящее время нельзя применить к спорным правоотношениям ввиду его противоречия положениям Жилищного кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ГУ МЧС России по Республике Мордовия не имеет обязательств и полномочий по реализации положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" судебная коллегия не принимает во внимание.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, поскольку Чеколдаев А.С. был принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в "дата", то есть до 1 января 2005 г., имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволен со службы в связи с достижение предельного возраста, то он и члены его семьи, как правильно указал суд первой инстанции, имеют право на обеспечение жилым помещением.
Передача Российской Федерацией указанных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации не влияет на правильность выводов суда первой инстанции и не может повлечь отмену принятого по делу решения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, иное толкование закона, тогда как оснований для переоценки установленных судом по делу обстоятельств и иное толкование законодательства не усматривается.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ МЧС России по Республике Мордовия Наумова А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.И. Литюшкин
Судьи
А.М. Козлов
В.А. Пужаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.