судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Кузнецовой Л.В.
судей: Квасовой О.А., Трофимовой М.В.,
при секретаре Поповой К.А., -
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по исковому заявлению Калгина А.Д. к администрации Таловского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему,
по апелляционной жалобе Администрации Таловского муниципального района Воронежской области
на решение Таловского районного суда Воронежской области от 02 марта 2016 года
(судья райсуда О.В. Лебедева)
УСТАНОВИЛА:
Калгина А.Д. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным отказ администрации Таловского муниципального района Воронежской области в назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему от 07.11.2014г. N, обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему, исходя из стажа муниципальной службы 27 лет 01 месяц 14 дней, начиная с 01.10.2014г., пожизненно, взыскать с ответчика судебные расходы в размере "данные изъяты" и расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты", указав в обоснование требований, что со 02.08.1976г. он беспрерывно работал ветеринарным врачом, главным ветеринарным врачом (главным государственным инспектором, главным специалистом) Таловской станции по борьбе с болезнями животных, районного Агропромышленного объединения Таловского района, в дальнейшем реорганизованного в Агропромышленное объединение Таловского района, Управление сельского хозяйства Таловского района. В настоящее время он работает руководителем Государственного учреждения "Таловская районная станция по борьбе с болезнями животных" после его увольнения с последней муниципальной должности "главный специалист" 29.12.2003г. в порядке перевода по п.5 ст. 77 ТК Российской Федерации после реорганизации Управления сельского хозяйства Таловского района и фактического сокращения его должности. 07.11.2014г. администрацией Таловского муниципального района Воронежской области ему отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что он уволен с муниципальной должности на основании п. 5 ст. 77 ТК Российской Федерации - в порядке перевода, что не соответствует условиям назначения данной пенсии, предусмотренными п.1 ст. 3 Порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Совете народных депутатов, в администрации и ревизионной комиссии Таловского муниципального района Воронежской области, утвержденного Советом народных депутатов Таловского муниципального района Воронежской области от 14.11.2008г. N. Считает данный отказ незаконным (л.д. 6-11, 53, 56-57, 107).
Решением Таловского районного суда Воронежской области от 02 марта 2016 года исковые требования Калгина А.Д. удовлетворены: признан незаконным отказ администрации Таловского муниципального района Воронежской области от 07.11.2014г. в назначении Калгину А.Д. пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, на администрацию Таловского муниципального района Воронежской области возложена обязанность назначить Калгину А.Д. пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему с 01.10.2014г. пожизненно. С администрации Таловского муниципального района Воронежской области в пользу Калгина А.Д. взысканы судебные расходы в сумме "данные изъяты" (л.д.146, 147-154).
В апелляционной жалобе администрация Таловского муниципального района Воронежской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывая, что перечень оснований прекращения трудового договора, предусмотренный Порядком назначения и выплаты пенсий за выслугу лет и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Совете народных депутатов, в администрации и ревизионной комиссии Таловского муниципального района Воронежской области, утвержденным Советом народных депутатов Таловского муниципального района Воронежской области от 14.11.2008г. N, является исчерпывающим и не подлежит расширению, в связи с чем, лицо, уволенное с муниципальной службы в порядке перевода, не имеет право на пенсионное обеспечение как муниципальный служащий (л.д.160-164).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрация Таловского муниципального района Воронежской области ФИО6 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Калгина А.Д. - ФИО7 выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Иные неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему:
Право на социальное обеспечение по возрасту предусмотрено ст. 39 Конституции Российской Федерации. В силу указанной нормы государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
В сиу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
По смыслу ч. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.
Статьей 3 Закона Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О пенсиях за выслугу лет лицам, занимающим должности государственной гражданской службы Воронежской области" установлены основания для назначения указанной пенсии: стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет, освобождение от занимаемой должности не ранее ДД.ММ.ГГГГ и перечень оснований для увольнения с государственной гражданской службы, который является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области" порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 3 Порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицом, замещавшим должности муниципальной службы в Совете народных депутатов, в администрации и ревизионной комиссии Таловского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Таловского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N (действовавшего на момент подачи заявления Калгиным А.Д.), предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается при увольнении с муниципальной службы по одному из следующих оснований: соглашение сторон трудового договора; истечение срока трудового договора; расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего; сокращение численности или штата работников органа местного самоуправления; отказ муниципального служащего от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора; отказ муниципального служащего от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральным законом, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы; несоответствие муниципального служащего занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; восстановление на работе муниципального служащего, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда; избрание или назначение на государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность; назначение на должность государственной службы; избрание на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, если данное обстоятельство признано решением правительства РФ или органа государственной власти Воронежской области; наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтвержденного заключением медицинского учреждения; признание муниципального служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу, полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; достижение муниципального служащего предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы (л.д. 83-91).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 07.10.2014г. КАлгин А.Д. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему (л.д.16).
Уведомлением администрации Таловского муниципального района Воронежской области от 07.11.2014г. N Калгину А.Д. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что он уволен с муниципальной должности на основании пункта 5 статьи 77 ТК Российской Федерации - в порядке перевода, что не соответствует условиям назначения данной пенсии, предусмотренными п.1 ст. 3 Порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицом, замещавшим должности муниципальной службы в Совете народных депутатов, в администрации и ревизионной комиссии Таловского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Таловского муниципального района Воронежской области от 14 ноября 2008 года N 60 (л.д. 15).
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, стаж муниципальной службы Калгина А.Д. перед увольнением с муниципальной должности составляет 27 лет 1 месяц 14 дней.
Разрешая спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции, проанализировав установленные обстоятельства, в т.ч. основания увольнения Калгина А.Д. с муниципальной службы 29.12.2003г., оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК Российской Федерации, исходил из того, что переход муниципального работника на другую работу, учитывая правовую природу муниципальной службы, - это прекращение служебных отношений с муниципальным образованием и увольнение с муниципальной службы по его инициативе, что предусмотрено пунктом 1 части 3 Порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицом, замещавшим должности муниципальной службы в Совете народных депутатов, в администрации и ревизионной комиссии Таловского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Таловского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с чем, признал незаконным отказ администрации Таловского муниципального района Воронежской области от 07.11.2014г. в назначении Калгину А.Д. пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему и возложил на администрацию Таловского муниципального района Воронежской области обязанность назначить истцу пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему с 01.10.2014г.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, полагая, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перечень оснований прекращения трудового договора, установленный Порядком назначения и выплаты пенсий за выслугу лет и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Совете народных депутатов, в администрации и ревизионной комиссии Таловского муниципального района Воронежской области, утвержденным решением Совета народных депутатов Таловского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N, является исчерпывающим, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Пункт 5 части 1 статьи 77 ТК Российской Федерации предусматривает перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность).
Как верно указал суд первой инстанции, такое основание увольнение как увольнение в порядке перевода подпадает под перечень основания увольнения, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Порядка ... , утвержденного решением Совета народных депутатов Таловского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N, - расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего.
При этом, судебная коллегия отмечает, что перечень оснований увольнения муниципального служащего, при которых лицо имеет право на назначение пенсии за выслугу лет, предусмотренный вышеуказанным Порядком, не содержит ссылок на конкретные нормы Трудового Кодекса Российской Федерации, регулирующие основания прекращения трудового договора, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что такое основание увольнения как расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего - это увольнение по п. 3 ч. 1 т. 77 ТК Российской Федерации, т.е. расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса), основаны на неправильном толковании норм материального права.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что перечень оснований прекращения трудового договора, установленных Порядком назначения и выплаты пенсий за выслугу лет и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Совете народных депутатов, в администрации и ревизионной комиссии Таловского муниципального района Воронежской области, утвержденным решением Совета народных депутатов Таловского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N, является исчерпывающим, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллеги оснований не имеется.
Учитывая, что вопрос о наличии правовых оснований для увольнения Калгина А.Д. по пункту 5 части 1 статьи 77 ТК Российской Федерации не был исследован судом первой инстанции, судебная коллегия, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пп. 2 п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", сочла возможным принять в качестве новых доказательств на основании статьи 327.1 ГПК Российской Федерации представленные как стороной истца, так и стороной ответчика документы, которые по существу не опровергли правильность выводов суда первой инстанции, изложенных в решение.
Из материалов дела усматривается, что Калгиным А.Д. были произведены расходы по оказанию юридической помощи на оплату услуг представителя в сумме "данные изъяты", а также по оплате государственной пошлины при подаче данного иска в размере "данные изъяты", которые подтверждены документально (л.д.3,107).
С учетом положений ст. ст. 88,98,100 ГПК Российской Федерации, разрешая заявление истца о взыскании судебных расходов, суд пришел к выводу о взыскании расходов по оплате услуг представителей в размере "данные изъяты" и расходов по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 21.01.12016 года N "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при определении разумности судебных расходов могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п.12).
Принимая во внимание объем права, получившего защиту и его значимость, объем участия представителя истца в настоящем деле, документальное подтверждение понесенных расходов, судебная коллегия полагает, что определенная судом первой инстанции сумма судебных расходов по оплате услуг представителя обеспечивает баланс прав лиц, участвующих в деле, не является чрезмерной завышенной, либо чрезмерно заниженной, в связи с чем, полагает возможным согласиться с определенным судом размером возмещения расходов на оплату услуг представителей и не усматривает оснований для его уменьшения.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены либо изменения решения суда, поскольку, по своей сути, повторяют основание отказа администрации Таловского муниципального района Воронежской области в назначении истцу пенсии за выслугу лет, и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и иную оценку исследованных судом доказательств, что в соответствии с положениями ст. 330 ГПК Российской Федерации не является основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таловского районного суда Воронежской области от 02 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Таловского муниципального района Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.