Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Трофимовой М.В.,
судей Авдеевой С.Н., Квасовой О.А,
при секретаре П.К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску Л.В.В. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении жилого помещения и заключения договора найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе ответчика Департамента соцзащиты населения Воронежской области,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 12 апреля 2016 года
(судья Васина В.Е.)
установила:
Л.В.В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности принять решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения. В обоснование своих требований указала, что находилась на полном государственном обеспечении в ГУЗ "Воронежский областной специализированный дом ребенка", 18 сентября 1984 года переведена в Кантемировский детский дом Воронежской области, с 30 августа являлась воспитанницей КОУ ВО "Богучарская школа-интернат для детей - сирот им М.А. Шолохова. Решением Панинского районного суда Воронежской области от 06 июля 1994 года мать и отец истца лишены родительских прав в отношении нее, 05 июня 2009 года между истцом и Л.Д.П. заключен брак. Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 23 сентября 2013 года N 3149-ОД истец принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей составом семьи три человека. На момент подачи иска ответчиками не заключен договор специализированного найма, истец с семьей проживает в квартире на основании договора аренды, просил с учетом последующих уточнений:
возложить обязанность на Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Л.В.В. на состав семьи три человека благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот;
обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на квартиру, предоставленную Департаментом социальной защиты Воронежской области составом семьи три человека (Л.д. 4-8, 42).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 12 апреля 2016 года на Департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность предоставить истцу на состав семьи три человека благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма по нормам предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот. На ДИЗО Воронежской области возложена обязанность заключить с истцом договор социального найма жилого помещения специализированного жилого фонда, предоставленного Департаментом социальной защиты на состав семьи три человека (Л.д. 66, 67-71).
Представитель Департамента социальной защиты Воронежской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального права, поскольку законом не предусмотрено предоставление специализированного жилья членам семьи детей-сирот, а также заключение с ними договора социального найма, просит принять по делу новое решение об отказе в иске (Л.д. 74-76).
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области ссылается на аналогичные доводы, помимо прочего полагает, что законом не предусмотрено внеочередное предоставление жилья по договору специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, указанная мера нарушает права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление им аналогичного жилья, просил указанное решение суда отменить, в иске истцу отказать (Л.д. 79-82).
В возражениях на апелляционные жалобы истец полагает содержащиеся в них доводы несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда (Л.д. 85-87).
В судебное заседание явились: истец Л.В.В., представитель истца Б.М.Е., представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области Т.Ю.Г.
В судебное заседание не явились: представитель Департамента имущественных и земельных отношений, представитель истца О.Д.Ю.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, на момент рассмотрения дела указанные лица судебной коллегии не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Т.Ю.Г., истца Л.В.В., ее представителя Б.М.Е., обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, приходит к следующему.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечивался, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма на состав семьи три человека, возложив обязанности по его предоставлению на Департамент социальной защиты Воронежской области, с чем судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 года N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" и также приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 года N 1476/ОД, утвердившем Порядок принятия на учет, формирование списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет.
Согласно Порядку, утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 года N 1476/ОД на департамент труда и социального развития Воронежской области возложены следующие полномочия:
принятие на учет, ведение учета и предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет;
принимает решение в форме приказа о принятии (отказе в принятии) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений и снятии с учета;
формирует и утверждает Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет;
принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений;
в течение пяти рабочих дней со дня принятия приказов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, направляет копии приказов в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений.
Согласно пунктам 5.1-5.3 указанного порядка, решение о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, либо об отказе в предоставлении такого жилого помещения оформляется приказом департамента труда и социального развития Воронежской области.
Копия приказа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированного жилого помещения конкретному получателю жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа направляется в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормами в целях реализации льгот по обеспечению указанной категории лиц жилой площадью, на Департамент социальной защиты возложена обязанность принять решение о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированного жилого помещения конкретному получателю. Обращаясь в суд с иском, Луценко В.В. именно таким образом сформулировал свои требования, суд в нарушение ч.3 ст. 196 ГПК РФ принял решение о возложении обязанности на ответчика по предоставлению истцу соответствующего жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 (абзац второй п. 1) указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) было установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203 (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета таких субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).
Кроме того, ни Жилищным кодексом РФ, ни Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, а также Законом Воронежской области от 20 ноября 2007 года N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" и приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 апреля 2013 года N 1476/ОД не предусмотрено предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма с учетом состава семьи лица, признанного ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей. Правом на предоставление такого жилого помещения обладает лишь само лицо, отнесенное к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение органом жилым помещением именно указанной категории лиц.
Учитывая, что федеральным законодательством не предусматривается распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежат.
Таким образом, решение суда первой инстанции о возложении обязанности на департамент социальной защиты Воронежской области о предоставлении истцу на состав семьи три человека благоустроенного жилого помещения по договору социального найма неправомерно и противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с решением суда о возложении на департамент имущественных и земельных отношений обязанности по заключению с истцом договора социального найма, поскольку с данной категорией лиц, заключаются договора найма специализированного жилого помещения. Заключение договоров социального займа с указанными лицами не предусмотрено ЖК РФ.
Таким образом, принятое решение суда подлежит отмене по основаниям указанным выше.
Однако судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционных жалоб ответчиков о существовании очереди в предоставлении такого жилья, отсутствием надлежащего финансирования со стороны федерального бюджета поскольку не статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С момента обращения истца с заявлением, о включении в списки на получение жилья с - года (Л.д. 24-25), у ответчика департамента социальной защиты Воронежской области возникла обязанность по принятию решения о предоставлении ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционных жалоб о том, что истец будет обеспечен жилым помещением специализированного жилого фонда в порядке очередности, не соответствует требованиям как федерального и так регионального законодательства, в связи с чем судебной коллегией приняты быть не могут.
Таким образом, судебная коллегия на основе вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 12 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования истца удовлетворить в части.
Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Л.В.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Л.В.В. договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения департамента социальной защиты Воронежской области.
В остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.