Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Лелекова Н.Г., Медведевой И.А.,
при секретаре Марковой В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Волжск" на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 10 мая
2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Ивановой Е.А. к администрации городского округа "Город Волжск" об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа "Город Волжск" предоставить Ивановой Е.А., "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г.Волжска Республики Марий Эл, пригодное для постоянного проживания, свободное от требований и притязаний других лиц, в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа "Город Волжск", просила обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г.Волжска, пригодное для постоянного проживания, в соответствии с нормами жилищного законодательства, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование требований указала, что она относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Согласно письму муниципального учреждения "Отдел образования" администрации городского округа "Город Волжск" от 21 октября 2015 года "N" она была включена в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г.Волжска.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Волжск" просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе Ивановой Е.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает решение суда принятым с нарушением норм материального права, указывает, что судом на момент вынесения решения не проверена нуждаемость Ивановой Е.А. в обеспечении ее жилым помещением.
В возражениях на жалобу Иванова Е.А. приводит доводы в поддержку принятого решения, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснение Ивановой Е.А., просившей решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 года
N 15-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 года), действующей с
01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пунктов 1, 3 и пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в редакции Федерального закона от 29 февраля
2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются данным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие у ребенка-сироты в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно статье 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года N 79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" специализированные жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года N 13-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" администрации городского округа "Город Волжск" передаются государственные полномочия по заключению договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Иванова Е.А., "дата" года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО1 умерла "дата", отец ФИО2 умер "дата".
Иванова Е.А. зарегистрирована по адресу: "адрес",
"адрес".
Из справки МУ "Отдел образования" "адрес"" от 21 октября 2015 года "N" видно, что Иванова Е.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма в г.Волжск.
Из письма администрации городского округа "Город Волжск" "N" от 28 декабря 2015 года видно, что Иванова Е.А. состоит в списке очередности под номером 28.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложены на администрацию городского округа "Город Волжск", однако в отношении Ивановой Е.А. указанные обязанности ответчиком в настоящее время не исполнены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проверено наличие в собственности истца недвижимого имуществ на всей территории Российской Федерации, являются необоснованными. Вопреки доводам жалобы, в материалах дела имеется уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 22 апреля 2016 года, согласно которому в реестре отсутствует информация о правах Ивановой Е.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества. Уведомление содержит информацию, предоставленную всеми территориальными органами Росреестра.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований Ивановой Е.А.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от
10 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Волжск" - без удовлетворения.
Председательствующий Юрова О.В.
Судьи Лелеков Н.Г.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.