Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Туглаковой Л.Г., Гусаровой Л.В.,
при секретаре Шкинёвой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Борисенко И.И. к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 5 об оспаривании распоряжения и возложении обязанности включить в список,
по апелляционной жалобе Борисенко И.И. на решение Саянского городского суда Иркутской области от 30 марта 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного искового заявления истец указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 1998 году был передан под опеку бабушке.
Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 18 ноября 2015 года N611-рс административному истцу было отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию "город Саянск".
Не согласившись с административным ответчиком, просил суд признать отказ, оформленный в виде распоряжения, незаконным, возложить на административного ответчика обязанность включить Борисенко И.И. в указанный список.
Решением Саянского городского суда Иркутской области от 30 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Борисенко И.И. просит решение суда отменить и вынести новое решение по делу, полагая, что судом применен закон, не подлежащий применению. Излагая конкретные обстоятельства дела, административный истец считает, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в частности, ст. 53 ЖК РФ, не могут быть применены к порядку обеспечения жильем детей-сирот.
Кроме того, со ссылкой на обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, обращает внимание суда, что принадлежащая ему доля в праве собственности на жилое помещение составляла 11 кв.м., что менее нормы предоставления, установленной в муниципальном образовании "город Саянск", что являлось самостоятельным основанием для включения в список нуждающихся вне зависимости от отчуждения доли.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Борисенко И.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец записан со слов матери, а мать умерла 25.04.1998.
8 мая 1998 года распоряжением администрации города Саянска N125-О административному истцу был назначен опекун Борисенко Н.Г. (бабушка).
8 декабря 2000 года между Саянской городской администрацией и Борисенко А.И., Борисенко Н.Г., Борисенко Ю.А., Борисенко И.И. был заключен договор на передачу квартиры в собственность гражданина, в соответствии, с которым административный истец стал собственником (1/4 доли) жилого помещения по адресу: "адрес изъят", общей площадью 55,3 кв. м.
Распоряжением от 29 ноября 2004 года N110-59-462 жилая площадь в трехкомнатной квартире по адресу: "адрес изъят" была закреплена за несовершеннолетним административным истцом.
1 ноября 2011 года распоряжением Управления Министерства социально развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Саянску Борисенко Н.Г. была назначена попечителем Борисенко И.И., исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приемной семье. С Борисенко Н.Г. заключен договор о передаче детей на воспитание в приемную семью N141.
13 декабря 2014 года между Борисенко И.И. и Борисенко Н.Г. заключен договор дарения 1/4 доли в праве на квартиру по адресу: "адрес изъят".
18 ноября 2015 года распоряжением N611-рс Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказало Борисенко И.И. во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию "город Саянск".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, указав при этом, что действия административного истца по отчуждению своей доли в праве собственности на жилье лишили его права быть включенным в список.
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции и считает их основанными на неверном толковании норм материального права и неправильным определением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещения, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из анализа федерального (Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ФЗ N159-ФЗ)) и регионального (Закон Иркутской области от 28.12.2012 N164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области" (далее - Закона N164-ОЗ)) законодательства следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1 ст. 8 ФЗ N159-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона N164-ОЗ).
При этом, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения (пп. 3 п. 4 ст. 8 ФЗ N159-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N164-ОЗ).
Из материалов дела следует, что административный истец отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2000 года по 2014 год являлся собственником 1/4 доли в праве на жилое помещение по адресу: "адрес изъят", которое, как усматривается из апелляционной жалобы, подарил своей бабушке под влиянием испорченных отношений с бабушкой и тетей.
Признавая ухудшение жилищных условий намеренным, т.е. совершенным с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции не учел, что являясь сособственником жилого помещения в размере 13,825 кв. м. (55,3 кв. м. общая площадь квартиры/4 сособственника) при учетной норме 18 кв. м. (п. 2 решения Думы г. Саянска от 29.09.2005 N110-68-52 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Саянске"), Борисенко И.И. до отчуждения своей доли в праве собственности обладал правом быть включенным в список нуждающихся.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 19 апреля 2007 года N258-О-О, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Основанием к отказу во включении лица в список принимается в случае несоответствия лица категории установленных лиц (ч. 6 ст. 4 Закона N164-ОЗ, п. 49 Административного регламента предоставления государственной услуги "Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, утв. приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 08.04.2013 N64-мпр). Вместе с тем, административный ответчик, не установив соответствие лица к установленной категории, отказал во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию "город Саянск", по формальным основаниям, что является не допустимым в силу установленного конституционного принципа верховенства прав и свобод человека.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 309, п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саянского городского суда Иркутской области от 30 марта 2016 года по данному делу отменить. Принять новое решение по делу. Исковые требования Борисенко И.И. удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным распоряжение Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N5 от 18 ноября 2015 года N611-рс "Об отказе во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Борисенко И.И., "дата изъята" года рождения"; возложить на Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N5 обязанность включить Борисенко И.И., "дата изъята" года рождения, в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию "город Саянск".
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Л.Г. Туглакова
Л.В. Гусарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.