Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО18,
судей - ФИО19.,
при секретаре ФИО16
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО8 и ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия и Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, восстановлении в базе данных вынужденных переселенцев и восстановлении в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг."
по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 16 февраля 2016 г., которым удовлетворены требования административных истцов к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия.
Заслушав доклад судьи ФИО18, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с требованием к УФМС России по РИ и Миннацу Ингушетии, указав, что до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. Во время разрешения кризиса в Чеченской Республике вынуждены были покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где им предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса продлевался ежегодно, в последний раз до 18 декабря 2015 г. При очередном обращении с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца УФМС России по РИ в удовлетворении заявлений отказало ввиду выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 134 000 руб. в 1998 г. и 135 000 руб. в 2000 г. согласно Постановлению Правительства РФ N 510 от 30.04.1997 г.
Просили обязать УФМС России по РИ и Миннац Ингушетии продлить им и несовершеннолетнему члену семьи срок действия статуса вынужденного переселенца, восстановить их базе данных вынужденных переселенцев и восстановить их сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг.".
Определением суда от 18 декабря 2015 г. отказано в принятии административного искового заявления в части требований о восстановлении их сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг.".
Решением суда от 16 февраля 2016 г. требования административных истцов удовлетворены.
Судебное постановление обжаловано УФМС России по РИ. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении требований истцов ввиду выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике.
Административные истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8 и ФИО6, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя УФМС России по РИ ФИО17, поддержавшей апелляционную жалобу, административного истца ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Из уведомления УФМС России по РИ от 16.12.2015 г. N N следует, что административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с выплатой компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 134 000 руб. в 1998 г. ФИО3 и компенсации в размере 135 000 руб. в 2000 г. остальным членам семьи.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 29 апреля 2002 г., получение компенсации за утраченное жилье или имущество гражданами, пострадавшими в результате кризиса в Чеченской Республике, могло бы служить основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по месту нового проживания с учетом норм, установленных в данном регионе.
В судебном заседании представителем УФМС России по РИ ФИО17 представлена выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на имя ФИО3 зарегистрировано право собственности на земельный участок по адресу: РИ, "адрес", юго-восточная часть кадастрового квартала, на ФИО6 в период с июля 2012 г. по сентябрь того же года было зарегистрировано право на жилой дом, площадью 131, 4 м2, по адресу: РИ, "адрес", а также выписки из базы данных "Компенсация" УФМС России по РИ, согласно которым ФИО3 в составе семьи своего брата (всего 5 человек) получил компенсацию 31 июля 1998 г. в размере 134 190 руб., остальные административные истцы в составе семьи из 6 человек с ФИО7 получили компенсацию 20 сентября 2000 г. в размере 135 030 руб. Таким образом представитель административного ответчика полагал, что у административных истцов отсутствовали препятствия к жилищному обустройству.
Согласно Приказу Минземстроя РФ от 30 июня 1998 г. N 13"О размерах рыночной стоимости жилья на второе полугодие 1998 года для реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" на момент получения компенсации ФИО3 в 1998 г. в составе семьи из 5 человек стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения составляла 2 300 руб. При норме жилой площади, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 м2, административный истец ФИО11 А.А. в составе семьи из 5-ти человек не мог жилищно обустроиться ввиду отсутствия достаточных средств для приобретения жилой площади (при необходимых 60 м2 могли приобрести лишь 58 м2, т.е. менее 12 м2 на человека).
Согласно Постановлению Госстроя РФ от 31 мая 2000 г. N 53"О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на III кв. 2000 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета" на момент получения компенсации остальными административными истцами в 2000 г. в составе семьи из 6 человек стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения составляла 2 800 руб. При установленной норме жилой площади 12 м2 остальные административные истцы в составе семьи из 6-ти человек (на момент получения компенсации) не могли жилищно обустроиться, так как на полученную сумму возможно было приобрести жилую площадь размером 48 м2 (при необходимых 72 м2, т.е. менее 8 м2 на человека).
Кроме того, судебная коллегия полагает, что к данному спору Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" в редакции от 30 декабря 2015 г., согласно п. 2 ст. 5 которого срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при неполучении вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье, не может быть применен в силу ст. 4 ГК РФ, так как на момент возникновения спорных правоотношений такая норма в Законе отсутствовала.
Из представленного в судебном заседании административным истцом решения Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности ФИО6 и ФИО1 на домовладение по адресу: РИ, "адрес" прекращено. Судом признано недействительным свидетельством о праве на наследство, согласно которому к ФИО6 перешло право собственности на указанное жилое помещение, признан недействительным договор дарения, согласно которому право собственности на указанное домовладение перешло к ФИО1.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N на основании решения Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного недвижимого имущества проведена государственная регистрация погашения регистрационной записи в ЕГРП.
Приобретение административными истцами по возмездному договору земельных участков также не может служить основанием для утверждения об их жилищной обустроенности, так как сам по себе земельный участок не является жилищем, кроме того органами власти либо местного самоуправления безвозмездно он не выделялся.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что административные истцы до настоящего времени жилищно не обустроены, полученная ими компенсация не соответствовала стоимости утраченного жилья и не давала возможности приобрести другое жилье по месту нового проживания, что не согласуется с доводами заинтересованного лица об отсутствии обстоятельств, препятствующих ФИО11 в обустройстве на новом месте жительства. Полученная выплата не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу ее незначительности.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не содержит оснований для его отмены либо изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования административных истцов ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО8 и ФИО6, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.