Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Устаевой Н.Х.,
Судей: Августиной И.Д. и Алиевой Э.З.,
при секретаре Магарамовой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан, в защиту прав и интересов Амагаева Р.З. к администрации Муниципального образования "Хасавюртовский район" Республики Дагестан об обязании обеспечить Амагаева Р.З., как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не ниже установленных социальных норм
по апелляционным жалобе истца Амагаева Р.З. и представлению старшего помощника прокурора Хасавюртовского района РД Айдамирова З.Д.
на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 26 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления прокурора Хасавюртовского района РД в защиту прав и интересов Амагаева Р. З. к администрации Муниципального образования "Хасавюртовский район" Республики Дагестан об обязании обеспечить Амагаева Р. З., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не ниже установленных социальных норм, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., объяснения прокурора Исмаиловой С.Г., просившей решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, возражения представителя Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилова Н.Г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
Прокурор Хасавюртовского района Республики Дагестан обратился в суд с иском в защиту прав и интересов Амагаева Р. З. к администрации Муниципального образования "Хасавюртовский район" Республики Дагестан об обязании обеспечить Амагаева Р.З., как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Исковые требования мотивировал тем, что Амагаев Р.З., является сиротой, оставшимся без попечения родителей. Администрацией Хасавюртовского района 06.12.2012г. он включен в списки очередности по категории "Дети-сироты", нуждающихся в улучшении жилищных условий, за N.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в ред. действовавшей до 01.01.2013 г.), абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N159 от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. действовавшей до 01.01.2013 г.), Закона Республики Дагестан от 25 ноября 2008г. N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиям Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 Постановления Правительства Республики Дагестан от 02.06.2009 г. N 161 (ред. от 19.08.2010 г.) "Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
По сведениям, полученным из органа опеки и попечительства администрации Хасавюртовского района, Амагаев Р.З. включен в списки детей-сирот, нуждающихся в жилье 06.12.2012 г. и состоит в списке, утвержденном главой администрации МО "Хасавюртовский район" за N.
Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета РД Амагаеву Р.З не представлялась.
Считает, что отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает от обязательств, предусмотренных законодательством о предоставлении жилья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Амагаев Р.З. просит решение суда отменить, удовлетворив исковые требования прокурора в защиту его прав.
Ссылается на то, что прокурором не ставился вопрос о первоочередной нуждаемости в предоставлении ему жилого помещения.
Судом не была дана соответствующая оценка двум различным спискам указанной категории лиц, предоставленных администрацией МО "Хасавюртовский район" в прокуратуру и суд, и в которых имеются существенные противоречия.
Список, представленный ответчиком в прокуратуру является сводным списком на предоставление жилья в 2016 году, список же представленный в суд является сводным, ежегодно составляемым списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоих списках он значится за N.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Хасавюртовского района РД Айдамиров З.Д. просит отменить решение суда по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В соответствии с ч. 1 cт. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РД N 161 от 02 июня 2009 года, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в Список, обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в порядке, установленном настоящим Законом.
Судом установлено, что администрацией МО "Хасавюртовский район" возложенные на нее обязательства по постановке на учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспеченье жильем, выполнены в полном объеме.
Так, согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспеченье жильем на 2016 г. МО "Хасавюртовский район", утвержденного 29 июля 2015 г. главой администрации МО "Хасавюртовский район" Боташевым З.Г., Амагаев Р.З. состоит в очереди под N как круглый сирота. Вышеприведенные обстоятельства, сторонами не оспариваются.
Как видно из отчета об обеспечении жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за 2015 г. в МО "Хасавюртовский район" обеспечено жильем "." сирот.
Не соответствует установленным в суде обстоятельствам вывод суда, что администрацией МО "Хасавюрювский район" все обязательства перед Амагаевым Р.З. выполнены, и он поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлении данного списка в Министерство образования, науки и молодежной политики РД.
Данный список является сводным (общим) списком, который формируется с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, а не списком лиц, которым должны выделить жилые помещения в 2016 году.
Истцом не ставится вопрос о первоочередном предоставлении жилья Амагаеву Р.З.
Кроме того, судом не дана оценка 2-м различным спискам указанной категории лиц, предоставленных администрацией МО "Хасавюртовский район" прокурору и в суд, где имеются существенные противоречия.
Список сирот, которые в порядке очередности включены в данный список, разнится.
При этом судом не выяснено в администрации района о причине таких разночтений данных списков.
Список, представленный в суд администрацией района, является сводным, ежегодно составляемым списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Список же представленный в прокуратуру района является списком на предоставление жилья в 2016 году.
Действительно Амагаев Р.З. числится в обоих списках за N.
Однако, судом не исследован список лиц, представленный в прокуратуру района, где из 9 первоочередных лиц - получателей жилья в отношении Дибирова М.А. ( N в списке) имеется вступившее в законную силу решение Хасавюртовскою районного суда от 10 февраля 2014 года об обязании администрации района предоставить ему жилье.
Аналогичные решения того же суда имеются в отношении Омарова М.Т. ( N в списке) от "дата", Канболатовой Г.Л. ( N в списке) от "дата".
Тем не менее, администрацией МО "Хасавюртовский район" в очередном порядке этим лицам жилье с 2012 года по настоящее время не предоставлено. Причины этого судом остались не выясненными.
Все указанные обстоятельства были выявлены в ходе прокурорской проверки, где установлено, что числящаяся в списке за N Газиева Р.А. и Хасухаджиева З.У. ( N в списках) находятся заграницей Российской Федерации, в связи с чем в отношении них иски не поданы.
Судом при рассмотрении иска прокурора в интересах Амагаева Р.З. (в списке N) не принято во внимание то обстоятельство, что прокуратурой района одновременно поданы иски в интересах Джабраилова М.А. ( N в списках), Идрисовой А.А. ( N в списке), и Стамбуловой З.М. ( N в списке).
Таким образом, не оспаривая действия администрации МО "Хасавюртовский район" по включению Амагаева Р.З. в список лиц нуждающихся в жилье и о направлении этого списка в Министерство образования, науки и молодежной политики, прокуратурой района в иске признано, что администрация района со ссылкой на отсутствие денежных средств в бюджете района, или отсутствие муниципального жилищного фонда не освобождается от обязательств, предусмотренных законодательством о предоставлении жилья.
Не обоснованы выводы суда, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт невозможности проживания Амагаева Р.З. в жилом помещении по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, с. Ботаюрт.
Указанные обстоятельства судом проверены при исследовании в судебном заседании письменных доказательств, в том числе личного дела Амагаева Р.З., где указано, что он проживает в доме своих знакомых, что ни у него, ни у его родителей жилья не имеется.
Ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилою помещения по договору найма специализированною жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемою на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В возражениях главы МО "Хасавюртовский район" Салавова Д.Ш. относительно апелляционного представления указывается на необоснованность его доводов и на отсутствие оснований для отмены решения суда.
В письменных возражениях относительно апелляционного представления представитель Правительства Республики Дагестан по доверенности также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления и письменных возражений на него, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.
С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Право на обеспечение жилым помещениям было реализовано Амагаевым Р.З. путем обращения в 2012 году в администрацию Хасавюртовского района Республики Дагестан с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, принятием его в том же году на соответствующий учет.
Наличие у него права на получение указанной формы социальной поддержки в установленном порядке признано, и никем не оспаривается.
Между тем, на основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. на дату принятия истцов на учет) детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения не ниже социальных норм.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п.3 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 этой же статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ и достигшие возраста 14 лет.
Из материалов дела усматривается, что в 2015 году в Хасавюртовском районе предоставлены жилые помещения семи детям-сиротам (л.д. 39).
Доказательств того, что ответчиком нарушен порядок предоставления жилья детям-сиротам, и жилье предоставлено детям, принятым на учет после Амагаева Р.З., суду не представлено.
Также из материалов дела усматривается, что на учете для получения жилья указанной категории детей в Хасавюртовском районе на 2016 год состоят "." детей, в число которых входят дети, принятые на учет с июля 2012, то есть до постановки на учет истца по делу 6 декабря 2012 года и значится в списках под номером N.
Соглашаясь с принятым судом первой инстанции решением, апелляционная коллегия учитывает и то обстоятельство, что удовлетворение требований истца и предоставление ему жилья в порядке исполнения судебного решения, с учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, повлечет за собой нарушение прав таких же детей - сирот, обратившихся за получением жилья и поставленных на учет до истцов, что признать социально справедливым нельзя.
Кроме того, как усматривается из искового заявления прокурора Хасавюртовского района и уточнено у прокурора в суде апелляционной инстанции, прокурор требует предоставить жилье Амагаеву Р.З. по договору социального найма.
Между тем, с 1 января 2013 года установлен новый порядок обеспечения жильем детей-сирот. Жилые помещения предоставляются им по договорам найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционном представлении.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хасавюртовского районного суда РД от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобу истца Амагаева Р.З. и представление старшего помощника прокурора Хасавюртовского района Айдамирова З.Д. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.