Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Нюхтилиной А.В. и Вологдиной Т.И.
при секретаре
Сергеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Трубецкого Р.С. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2016 года по делу N2-4182/2016 по иску Трубецкого Р.С. к администрации Московского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и об обязании принять на учет.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения истца Трубецкого Р.С., поддержавшего апелляционную жалобу, и представителя ответчика Костиной Т.С., просившей оставить принятое по делу решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вышеназванным решением суда отказано в удовлетворении требований Трубецкого Р.С. об оспаривании принятого ответчиком решения, оформленного письмами в адрес истца от 22.09.2015 N2993/10.13 и от 20.11.2015г N2993/17.4, об отказе в постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении и в его включении в списки участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, о возложении на районную администрацию обязанности совершить соответствующие действия.
В апелляционной жалобе Трубецкой Р.С. просит отменить принятое судом решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и удовлетворить его требования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Трубецкому Р.С. 30.06.1998 г. было выдано удостоверение о праве на льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как лицу, проживающему в зоне проживания с правом на отселение - "адрес" с 26.04.1986 г. (л.д.6).
С 07.03.2008 г. Трубецкой Р.С. зарегистрирован в качестве члена семьи собственника в квартире по адресу Санкт-Петербург, "адрес", принадлежащей Н. и Ж. (л.д.17).
Истец с 14.04.2007 г. состоит в браке с Ж., проживающей в Санкт-Петербурге по адресу "адрес" (л.д.17, 22).
12.10.2015 г. истцу выдано администрацией Московского района Санкт-Петербурга аналогичное удостоверение как выехавшему из зоны проживания с правом на отселение, проживавшему в "адрес" с 26.04.1986 г. по 14.03.1989 г. и с 14.03.1989 г. по 25.10.2007 г. (л.д.15).
Проживание истца в "адрес" до 2007 года подтверждено также справками ООО "Управляющая компания "Управдом плюс" и ООО "Наш дом" (л.д.16).
Таким образом, Трубецкой Р.С. постоянно проживает в Санкт-Петербурге менее 10 лет, что им не оспаривается.
Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, регулируется статьей 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение - статьей 22 того же Закона.
В силу пункта 1 ст.22 Закона гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 того же Закона.
В силу пункта 7 ст.17 Закона соответствующим гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Подпунктом "е" пункта 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N153 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) предусмотрено, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Данная норма сохранена и в современной редакции Правил, действующей с 10.10.2015 г. ("Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы").
Из приведенных положений действующего законодательства судом сделан правильный вывод о том, что право на получение государственного жилищного сертификата соответствующие категории граждан имеют при условии их признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В свою очередь, основания и порядок такого признания регулируются жилищным законодательством, которое в силу пункта "к" части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях устанавливаются как Жилищным кодексом РФ, так и иными нормативными актами, в том числе законом субъекта Российской Федерации.
Общие основания для такого признания определены в ст.51 ЖК РФ и включают отсутствие жилого помещения либо обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
В силу частей 4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, относящиеся к перечисленным в этом пункте категориям.
Трубецкой Р.С. этим требованиям не соответствует, поскольку проживает в Санкт-Петербурге менее 10 лет, судом также правильно отмечено, что его обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту регистрации составляет исходя из количества проживающих 10,74 кв.м, т.е. превышает учетную норму в 9 кв.м, установленную пунктом 1 ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65.
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит положений, которые гарантировали бы гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, право на обеспечение жилым помещением в любом избранном ими месте жительства независимо от их соответствия действующим в этом месте критериям оценки нуждаемости в жилом помещении.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал Трубецкому Р.С. в удовлетворении его требований, и не имеется оснований для отмены принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы, основанным на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Трубецкого Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.