Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.С.,
судей Дубовцева Д.Н., Нургалиева Э.В.,
с участием прокурора Хунафина И.Р.,
при секретаре Глуховой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 11 июля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе ООО " "адрес" управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" на решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 19 апреля 2016 года, которым удовлетворен иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью " "адрес" управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" о прекращении сброса сточных вод, не очищенных до установленных нормативов.
На общество с ограниченной ответственностью " "адрес" управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" возложена обязанность по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу прекратить сброс сточных вод:
- из выпуска N 1 в реку "адрес" с левого берега на расстоянии 40,5 км. от устья водотока на северо-восточной окраине пгт. "адрес" с превышением нормативов, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-с, выданным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, зарегистрированным в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ ДД.ММ.ГГГГ за N- N
- из выпуска N 2 в реку "адрес" с правого берега на расстоянии 28 км. от устья водотока, на юго-восточной части "адрес" с превышением нормативов, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-с, выданным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, зарегистрированным в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ ДД.ММ.ГГГГ за N- N
- из выпуска N 3 в реку "адрес" на расстоянии 1,9 км. от устья водотока, на северной окраине в "адрес" с превышением нормативов, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-с, выданным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, зарегистрированным в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ ДД.ММ.ГГГГ за N- N
С общества с ограниченной ответственностью "Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" в бюджет муниципального образования " "адрес"" взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., пояснение представителя ООО " "адрес" управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" - ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Хунафина И.Р., полагавшего, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью " "адрес" управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" (далее по тексту - ООО "УУК ЖКХ") о прекращении сброса сточных вод, не очищенных до установленных нормативов. Просил обязать ООО "УУК ЖКХ" по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу прекратить сброс сточных вод: из выпуска N 1 в "адрес" с левого берега на расстоянии 40,5 км. от устья водотока на северо-восточной окраине пгт. "адрес" с превышением нормативов, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-с, выданным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, зарегистрированным в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ ДД.ММ.ГГГГ за N- N; из выпуска N 2 в "адрес" с правого берега на расстоянии 28 км. от устья водотока, на юго-восточной части "адрес" с превышением нормативов, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-с, выданным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, зарегистрированным в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ ДД.ММ.ГГГГ за N- N; из выпуска N 3 в "адрес" на расстоянии 1,9 км. от устья водотока, на северной окраине в "адрес" с превышением нормативов, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-с, выданным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, зарегистрированным в государственном водном реестре Отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ ДД.ММ.ГГГГ за N- N
В обоснование указал, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности ООО "УУК ЖКХ" по результатам проведенной проверки установлены нарушения федерального законодательства при сбросе сточных вод в реки "адрес" и "адрес" в "адрес" Удмуртской Республики.
ООО "УУК ЖКХ" действует на основании устава, утвержденного решением собрания его участников от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2.3 Устава основными видами деятельности ООО "УУК ЖКХ" являются оказание коммунальных услуг населению и предприятиям "адрес", в том числе управление коммунальным комплексом и реализация услуг в сфере водоотведения, деятельность по обеспечению работоспособности водоотведения и иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
На основании договора аренды NУК от ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ " "адрес"" переданы в аренду ООО "УУК ЖКХ" сети канализации в "адрес", д. "адрес".
Так, ООО "УУК ЖКХ" в "адрес" осуществляет прием и очистку сточных вод с северного и южного районов поселка, включающих капитальную застройку жилого района "Лесокомбината" и застройку центральной части поселка, микрорайоны "Южный" и поселок газовиков.
Эксплуатируя указанные объекты, ООО "УУК ЖКХ" осуществляет прием от абонентов хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод и последующий организованный сброс указанных сточных вод через выпуск N1 в "адрес" с левого берега на расстоянии 40,5 км. от устья водотока.
ООО "УУК ЖКХ" направляет сточные воды от указанных объектов через коллектора до КНС, затем на главную КНС и далее в биологический пруд-отстойник, который представляет собой открытый водоем общей площадью 9 га, в котором происходит естественная биологическая очистка стоков. Из пруда-отстойника частично очищенная вода по трубе диаметром 1200 мм и далее самотеком по канаве отводится в "адрес".
Сброс сточных вод в "адрес" через выпуск N 1 осуществляется ООО "УУК ЖКХ" на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Минприроды УР ДД.ММ.ГГГГ N-с, сроком водопользования до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за N
Кроме того, ООО "УУК ЖКХ" в "адрес" осуществляет прием и очистку сточных вод от больницы, школы, организаций и населений поселка.
Бытовые и производственные сточные воды самотеком поступают в биопруды, частично отстаиваясь, сточные воды через болотистую местность самотеком по фильтрующей канаве с уплотненным дном протяженностью 3 км сбрасываются с правого берега в "адрес". Пруд-отстойник представляет собой открытый водоем 0,05 га, в котором происходит естественная биологическая очистка стоков, фактически проходят очистку 3,48 куб.м. в час.
В соответствии с договором аренды N-юр от ДД.ММ.ГГГГ ООО "УУК ЖКХ" арендован земельный участок площадью 1100 кв.м., расположенный в юго-восточной части "адрес", для эксплуатации и обслуживания биологических прудов.
Сброс сточных вод в "адрес" через выпуск N 2 в "адрес" осуществляется ООО "УУК ЖКХ" на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Минприроды УР ДД.ММ.ГГГГ N-с, сроком водопользования до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за N- N
В "адрес" общество осуществляет прием и очистку сточных вод от "адрес"ной больницы, детского дома, школы, двух детских садов и населения села.
Вывоз сточных вод осуществляется спецтранспортом ассенизаторскими машинами. Очистные сооружения представлены каскадом биопрудов, которые представляют собой открытые водоемы. Проектная производительность очистных сооружений 36,48 куб.м. в сутки.
В соответствии с договором аренды N-юр от ДД.ММ.ГГГГ ООО "УУК ЖКХ" арендован земельный участок площадью 1528 кв. м, расположенный в северной части "адрес", для эксплуатации и обслуживания биологических прудов.
Сброс сточных вод осуществляется в "адрес" через выпуск N 3 ООО "УУК ЖКХ" на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Минприроды УР ДД.ММ.ГГГГ N-с, сроком водопользования до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за N- N
Таким образом, ООО "УУК ЖКХ" осуществляет пользование водными объектами - реками "адрес" и "адрес" в "адрес" в целях сброса сточных вод по трем организованным выпускам в "адрес" и "адрес".
Согласно данным предприятия объем сброшенных сточных вод в "адрес" по выпуску N 1 за 2015 год составил 334428,4 куб.м., за январь 2016 года - 5376,17 куб.м., по выпуску N 2 за 2015 год - 15200,4 куб.м., за январь 2016 года - 72 куб.м., в "адрес" по выпуску N 3 в 2015 году - 2646,1 куб.м., за январь 2016 года - 23 куб.м.
Согласно подп. 2, 14 п. 2.3 всех перечисленных решений о предоставлении водных объектов в пользование сброс сточных вод в реки "адрес" должен производиться ООО "УУК ЖКХ" при условии содержания в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых очистных и водоотводящих сооружений, связанных с использованием водного объекта.
Подп. 10 п. 2.3 перечисленных решений установлены максимальные нормативы содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ООО "УУК ЖКХ". Сброс загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов или сброс веществ, не указанных в подп. 10, запрещен. Однако сброс сточных вод предприятием из выпусков N в "адрес" в "адрес", N в "адрес" в "адрес", N в "адрес" в "адрес" производится без надлежащего обезвреживания и их очистки от загрязняющих веществ.
Данные количественного химического анализа сбрасываемых сточных вод, природной воды рек "адрес" свидетельствует о том, что очистные сооружения находятся в неисправном состоянии и не обеспечивают качество очистки сточных вод до установленных нормативов.
В сентябре 2015 года ООО "УУК ЖКХ" по материалам проверки прокуратуры Управлением Росприроднадзора по УР привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и истощение, по фактам сброса неочищенных сточных вод в 1 и 2 кварталах 2015 года в реки "адрес" и "адрес" по выпускам 1, 2, 3, наложены штрафы в размере 105000 рублей.
Директору ООО "УУК ЖКХ" ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений закона и обеспечении очистки сбрасываемых с выпусков NN 1 и 2 в реку "адрес" и выпуска N 3 в реку "адрес" загрязняющих веществ в сточных водах до установленных нормативов.
В нарушение перечисленных требований закона ООО "УУК ЖКХ" продолжает сброс неочищенных до установленных нормативов сточных вод в реки "адрес" и "адрес", действенных мер к соблюдению природоохранного законодательства не принято.
По запросу природоохранной прокуратуры ООО "УУК ЖКХ" представило протоколы количественного химического анализа сточной воды, природной воды, проведенного предприятием в рамках производственного контроля за 3, 4 кварталы 2015 года.
Изучение протоколов количественного химического анализа, а также отчетов о соблюдении условий, установленных решениями о предоставлении водных объектов в пользование, свидетельствуют о превышении содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах ООО "УУК ЖКХ" над нормативами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах.
Кроме того, ООО "УУК ЖКХ" на протяжении указанного периода по всем трем выпускам допускался сброс АПАВ и нефтепродуктов, не разрешенных к сбросу, согласно условиям решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В результате сброса сточных вод с превышением содержания загрязняющих веществ за 4 квартал 2015 года установлено негативное воздействие на указанные водные объекты.
Таким образом, ООО "УУК ЖКХ", осуществляя сброс сточных вод в реки "адрес" и "адрес" с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ, допускает нарушение требований к охране водных объектов, установленных ст. ст. 35, 39, 44, 56 и 60 Водного Кодекса РФ, ст.ст.34 и 39 ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом данных протоколов химического анализа природной воды рек "адрес" и "адрес" установлен факт негативного изменения качества окружающей среды в виде химических показателей природной воды названного поверхностного водного объекта в результате сброса сточных вод ООО "УУК ЖКХ", а именно ухудшение качества природной воды в реках "адрес" и "адрес" в створах ниже выпуска сточных вод по сравнению с фоновым содержанием в контрольных створах выше по течению.
Ситуация, при которой в результате сброса сточных вод ухудшается качество воды в реках "адрес" и "адрес", создает угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения, представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает неблагоприятную среду обитания человека.
Обращение прокурора с иском в суд предусмотрено ст. 45 ГПК РФ и обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации, как собственника водных объектов, на их охрану и предотвращение негативного воздействия на них при сбросе сточных вод. Правовыми основаниями иска указывает ст.1065 ГК РФ.
В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора ФИО2 на исковых требованиях настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике ФИО7 в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его участи, указал, что исковые заявленные требования, поддерживает в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования " "адрес"" ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО " "адрес" управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" просит решение суда первой инстанции отменить, взыскать с истца в пользу ответчика сумму уплаченной госпошлины в размере 3000 рублей.
Указывает, что деятельность ООО "УУК ЖКХ" в сфере оказания коммунальных услуг регламентируется государством, в том числе на услуги по водоотведению. На каждый год уполномоченным органном (РЭК УР и Министерством энергетики и ЖКХ УР) утверждаются тарифы на водоотведение.
В утвержденный тариф на водоотведение на 2016 год и предыдущие годы для ООО "УУК ЖКХ" не установлены затраты на строительство очистных сооружений и иных затрат связанных с отчисткой сточных вод, поступающих в биологические пруды, расположенные в поселке "адрес".
Биологические пруды - это гидротехническое сооружение, которое предназначено для отчистки сточных вод в процессе прохождения через неё сточных вод. На сегодняшний день биологические пруды в "адрес" не способны производить надлежащую отчистку сточных вод в том объеме, в котором поступают в них сточные воды без канализационных очистных сооружений.
В решении о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-е, выданным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики утвержден план мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов и охране водного объекта "адрес") при использовании для сброса сточных вод на период 2011 - 2016 годов. В пункте 10 данного плана указанно строительство канализационных очистных сооружений с биологической очисткой "адрес" для улучшения качества сточных вод, достижения нормативов допустимого сброса.
Администрацией муниципального образования " "адрес"" утвержден комплексный план по снижению сбросов в реку "адрес", в том числе поэтапное строительство канализационных очистных сооружений в "адрес".
На день вынесения решения судом первой инстанции и на день подачи апелляционной жалобы не один из этапов строительства канализационных очистных сооружений не введен в эксплуатацию Администрацией муниципального образования " "адрес"". Следовательно, без ввода очистных сооружений ООО "УУК ЖКХ" не сможет довести до утвержденных нормативов сточные воды.
В возражениях на апелляционную жалобу "адрес" УР, Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура выражают несогласие с содержащимися в ней доводами.
На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Администрации МО " "адрес"", представившего заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, представителя Управления Росприроднадзора по УР, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не известившего суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки.
На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьями 56 и 80 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, установленных главой VII данного Закона, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из ст. 23 названного выше Федерального закона следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Пунктом 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а в силу п. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 39 указанного Кодекса собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Из ст. 35 Водного кодекса РФ следует, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "УУК ЖКХ" является коммерческой организацией, созданной в целях получения прибыли. Согласно п. 2.3 Устава, утвержденного общим собранием участников ООО "УУК ЖКХ" ДД.ММ.ГГГГ, основными видами деятельности общества являются оказание коммунальных услуг населению и предприятиям "адрес", в том числе управление коммунальным комплексом и реализация услуг в сфере водоотведения, деятельность по обеспечению работоспособности водоотведения и иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
На основании договора аренды NУК от ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ "Увинское" переданы в аренду ООО "УУК ЖКХ" канализационные сети, канализационно-насосные станции в "адрес" Удмуртской Республики.
Так, в "адрес" ООО "УУК ЖКХ" осуществляет прием и очистку сточных вод с северного и южного районов поселка, включающих капитальную застройку жилого района "Лесокомбината" и застройку центральной части поселка, микрорайоны "Южный" и поселок газовиков.
Эксплуатируя указанные объекты, ООО "УУК ЖКХ" осуществляет прием от абонентов хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод и последующий организованный сброс указанных сточных вод через выпуск N1 в "адрес" с левого берега на расстоянии 40,5 км. от устья водотока.
ООО "УУК ЖКХ" направляет сточные воды от указанных объектов через коллектора до КНС, затем на главную КНС и далее в биологический пруд-отстойник, который представляет собой открытый водоем общей площадью 9 га, в котором происходит естественная биологическая очистка стоков. Из пруда-отстойника частично очищенная вода по трубе диаметром 1200 мм. и далее самотеком по канаве отводится в "адрес".
Сброс сточных вод в "адрес" через выпуск N 1 осуществляется ООО "УУК ЖКХ" на основании Решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-с, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за N- N, сроком водопользования по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ООО "УУК ЖКХ" осуществляет прием и очистку сточных вод от больницы, школы, организаций и населений в "адрес".
Бытовые и производственные сточные воды самотеком поступают в биопруды, частично отстаиваясь в них, сточные воды через болотистую местность самотеком по фильтрующей канаве с уплотненным дном протяженностью 3 км. сбрасываются с правого берега в "адрес". Пруд отстойник представляет собой открытый водоем 0,05 га, в котором происходит естественная биологическая очистка стоков, фактически проходят очистку 3,48 куб.м. в час.
В соответствии с договором аренды N-юр от ДД.ММ.ГГГГ ООО "УУК ЖКХ" арендован земельный участок площадью 1100 кв.м., расположенный в юго-восточной части "адрес", для эксплуатации и обслуживания биологических прудов.
Судом также установлено, что сброс сточных вод в "адрес" через выпуск N в "адрес" осуществляется ООО "УУК ЖКХ" на основании Решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-с, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за N- N, сроком водопользования по ДД.ММ.ГГГГ.
В "адрес" ООО "УУК ЖКХ" осуществляет прием и очистку сточных вод от Центральной районной больницы, детского дома, школы, двух детских садов и населения поселка.
Вывоз сточных вод осуществляется спецтранспортом - ассенизаторскими машинами. Очистные сооружения представлены каскадом биопрудов, которые представляют собой открытые водоемы. Проектная производительность очистных сооружений 36,48 куб.м. в сутки.
В соответствии с договором аренды N-юр от ДД.ММ.ГГГГ ООО "УУК ЖКХ" арендован земельный участок площадью 1528 кв.м., расположенный в северной части "адрес", для эксплуатации и обслуживания биологических прудов.
Сброс сточных вод осуществляется в "адрес" через выпуск N ООО "УУК ЖКХ" на основании Решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ N-с, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за N- N, сроком водопользования по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным предприятия объем сброшенных сточных вод в "адрес" по выпуску N 1 за 2015 год составил 334428,4 куб.м., за январь 2016 года - 5376,17 куб.м., по выпуску N 2 за 2015 год - 15200,4 куб.м., за январь 2016 года - 72 куб.м., в "адрес" по выпуску N 3 в 2015 году - 2646,1 куб.м., за январь 2016 года - 23 куб.м.
Согласно протоколам количественного химического анализа пробы природной поверхностной воды, воды сточной, а также отчетов о соблюдении условий, установленных решениями о предоставлении водных объектов в пользование, содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах ООО "УУК ЖКХ" превышает нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах, установленных решениями по следующим показателям:
в 3 квартале 2015 года по выпуску N 1 в "адрес" в "адрес":
- по аммоний-иону в 3,1 раза;
- по БПКп в 3,5 раза;
- по азоту аммония в 12,4 раза;
- по фосфатам в 5 раз;
- по фосфатам (по Р) в 18 раз;
в 4 квартале 2015 года:
- по аммоний-иону в 3,9 раза;
- по БПК5 в 1,11 раза;
- по БПКп в 4,4 раза;
- по азоту аммония в 15,4 раза;
- по фосфатам в 6,27 раз;
- по фосфатам (по Р) в 22 раза.
по выпуску N 2 в "адрес" в "адрес" в 4 квартале 2015 года:
- по БПКп в 2,4 раза;
- по азоту-аммония в 2 раза.
по выпуску N 3 в "адрес" в "адрес" в 3 квартале 2015 года:
- по БПК5 в 1,26 раза;
- по БПКп в 1,8 раза;
- по ХПК в 17,4 раза;
в 4 квартале 2015 года:
- по БПК5 в 1,2 раза;
- по БПКп в 1,7 раза;
- по ХПК в 16,8 раза.
Кроме того, ответчиком по всем трем выпускам допускался сброс АПАВ и нефтепродуктов, не разрешенных к сбросу согласно условиям решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В результате сброса сточных вод с превышением содержания загрязняющих веществ за 4 квартал 2015 года установлено негативное воздействие на указанные водные объекты. Интенсивность негативного воздействия на водный объект, выражающаяся в кратности превышения концентрации загрязняющих веществ в сточной воде на выпуске в водный объект над концентрацией загрязняющих веществ в природной воде составила по выпуску N 1 в "адрес" в "адрес":
- по фосфату-иона в 1,073 раз;
- по взвешенным веществам в 6,5 раза;
- по нитриту-иона в 1,097 раз;
- по АПАВ в 1,108 раз;
по выпуску N 2 в "адрес" в "адрес":
- по взвешенным веществам в 1,57 раз;
- по БПК5 в 1,022 раза;
- по аммоний-иону в 1,046 раза;
- по АПАВ по 1,448 раза;
по выпуску N 3 в "адрес" в "адрес":
- по фосфату-иона в 1,045 раза;
- по взвешенным веществам в 6,5 раза;
- по ХПК в 1,028 раза;
- по нитрату-иона в 1,29 раза;
- по аммоний-иону в 1,19 раза.
Таким образом, сброс ответчиком неочищенных сточных вод негативно влияет на качество природной воды в реках "адрес".
Постановлением Nа/Пс от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим государственным инспектором РФ по охране природы по УР ФИО6, ООО "УУК ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Ко АП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, по факту сброса сточных вод через выпуск N1 в "адрес". ООО "УУК ЖКХ" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Постановлением Nа/Пс от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим государственным инспектором РФ по охране природы по УР ФИО6, ООО "УУК ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, по факту сброса сточных вод через выпуск N2 в "адрес" в "адрес". ООО "УУК ЖКХ" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Постановлением Nа/Пс от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим государственным инспектором РФ по охране природы по УР ФИО6, ООО "УУК ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, по факту сброса сточных вод через выпуск N3 в "адрес" в "адрес". ООО "УУК ЖКХ" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Постановления по делам об административных правонарушениях не были обжалованы и вступили в законную силу.
Кроме того, директору ООО "УУК ЖКХ" ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений закона и обеспечении очистки сбрасываемых с выпусков NN 1 и 2 в реку "адрес" и выпуска N 3 в реку "адрес" загрязняющих веществ в сточных водах до установленных нормативов.
Разрешая спор, суд руководствовался ст.42 Конституции РФ, ст.ст.12, 1065 ГК РФ, ст.ст.3, 8, 9, 11, 19, 22, 35, 37, 39, 44, 55, 56, 60, 68 Водного кодекса РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановлением Пленума РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт сброса сточных вод в реки "адрес" с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ ответчиком не оспаривается, вина ответчика подтверждается постановлениями об административных правонарушениях.
Возражение ответчика по поводу того, что попадание загрязняющих веществ в реки "адрес" с превышением допустимых норм вызвано отсутствием надлежащей исправной системы очистных сооружений, не оправдывает нарушение ответчиком правил водопользования и нанесение им урона окружающей среде.
Прекращение ответчиком сброса неочищенных сточных вод в водные объекты не противоречит общественным интересам. Напротив, установление этих мер направлено на прекращение негативного воздействия сбрасываемых сточных вод на реки "адрес" и, соответственно, на устранение нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Ситуация, при которой в результате сброса сточных вод ухудшается качество воды в реках "адрес", создает угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения, представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает неблагоприятную среду обитания человека. Данные действия, безусловно, причиняют вред окружающей среде, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, такая деятельность ответчика не может отвечать общественным интересам и подлежит прекращению.
Таким образом, требование прокурора является обоснованным, имеются основания для прекращения сброса в реки "адрес" сточных вод, не очищенных до установленных нормативов.
С указанным выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на совокупности собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку, подтверждены материалами дела и подробно мотивированы в решении.
Согласно п. 7 ст. 60 Водного кодекса РФ нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 41 Водного кодекса РФ водопользование может быть приостановлено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 38 Пленума Верховного суда РФ N 21 от 18.10.2012 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования", если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).
Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
Таким образом, факт причинения вреда окружающей среде сбросом сточных вод без очистки с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в реки "адрес" со стороны ответчика нашел свое подтверждение в судебном заседании.
При изложенных обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО " "адрес" управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" о прекращении сброса вод, не очищенных до установленных нормативов, являются обоснованным и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что тарифом на водоотведение на 2016 год не предусмотрены затраты на очистку сточных вод, и что Администрацией МО " "адрес"" не введены в эксплуатацию канализационные очистные сооружения, фактически сводятся к тому, что они не смогут осуществить очистку сточных вод до установленных нормативов. Между тем невозможность исполнения решения суда по этим основаниям не свидетельствует о неправильности решения. Срок, установленный судом, является разумным.
Доводов, способных повлиять на существо принятого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит и удовлетворению не подлежит.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.С. Петрова
Судьи Д.Н. Дубовцев
Э.В. Нургалиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.