Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.Ш. Адиятуллина, Г.А. Абдуллиной
при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Ш. Адиятуллина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя акционерного общества "Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим" (далее по тексту АО "СОВ-НКНХ") Р.Р. Ибрагимова на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года.
Этим решением постановлено:
исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск к открытому акционерному обществу "Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим" в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий по устранению нарушений действующего санитарного законодательства при осуществлении своей деятельности удовлетворить.
Признать бездействие открытого акционерного общества "Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим" по осуществлению деятельности по сбору, очистке и распределению питьевой воды населению в неисполнении предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор - незаконным.
Обязать открытое акционерное общество "Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим" разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на водопроводное сооружение - станцию очистки речной воды и подготовки питьевой воды, получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения в поддержку доводов жалобы представителя АО "СОВ-НКНХ" Р.Р. Ибрагимова, судебная коллегия
установила:
территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Нижнекамском районе и городе Нижнекамск обратился к АО "СОВ-НКНХ" в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском о понуждении к совершению действий по устранению нарушений действующего санитарного законодательства при осуществлении своей деятельности.
В обоснование заявленных требований указано, что в 2012 году территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в "адрес" на основании распоряжения от 22 марта 2012 года N 1564/28-вп/в проведена плановая проверка в отношении АО "СОВ-НКНХ". По итогам проведенной проверки выдано предписание с целью устранения выявленных нарушений за N 99/28 от 19 апреля 2012 года. Согласно п.п. 3.4 предписания обязательными мероприятиями по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения явились:
- разработать на водопроводное сооружение - станцию очистки речной воды и подготовки питьевой воды проект зоны санитарной охраны (срок исполнения 10 июня 2012 года);
- предоставить на водопроводное сооружение проект зон санитарной охраны, согласованный и утвержденный в установленном порядке (срок исполнения 01 июля 2012 года).
В адрес территориального отдела поступил отчет о ходе выполнения предписания N 99/28, в котором директор Р.Д. Ахметов ходатайствовал о продлении срока исполнения предписания N 99/28 до декабря 2013 года.
По итогам проведенной внеплановой проверки на основании распоряжения N 5267/28 от 19 апреля 2012 года, с целью контроля исполнения предписания N 99/28 выдано повторное предписание за N 254/28 от 12 октября 2012 года с указанием нового срока исполнения предписания - 01 июля 2014 года. С целью контроля исполнения ОАО "СОВ-НКНХ" предписания за N 254/28 от 12 октября 2012 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) издано распоряжение N 3124/28-вп/в от 21 июля 2014 года о проведении выездной проверки, в ходе которой установлено, что предписание не выполнено, по результатам внеплановой проверки на директора организации Р.Д. Ахметова составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 11 августа 2014 года, материалы переданы на рассмотрение в аппарат мировых судей по городу Нижнекамску и юридическому лицу ОАО "СОВ-НКНХ" было выдано предписание за N 165/28 со сроком исполнения до 01 сентября 2015 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 11 по Нижнекамскому району Республики Татарстан, дело N ... Р.Д. Ахметов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
С целью контроля исполнения ответчиком предписания за N 165/28 от 11 августа 2014 года Роспотребнадзором по Республике Татарстан (Татарстан) вновь издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки (N 4253/28-вп/в от 16 октября 2015 года), которой установлено, что предписание не выполнено. По результатам проверки в отношении Р.Д. Ахмедова составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 18 ноября 2015 года, материалы переданы на рассмотрение мирового судьи по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан (дело N ... от 07 декабря 2015 года).
Таким образом, ОАО "СОВ-НКНХ" при осуществлении эксплуатации источников водоснабжения населения города Нижнекамска не выполнило обязанность по созданию и обеспечению санитарной охраны подземных источников водоснабжения водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения. В силу пункта 1.3 СанПиН "Зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, соблюдение санитарных правил является обязательным. В соответствии с п. 1.4 выше указанного СанПиН на всех водопроводах, независимо от принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так из подземных - источников, организуются зоны санитарной охраны, основной целью которых является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Согласно п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения, санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Таким образом, на территории "адрес" водоснабжение населения питьевой водой осуществляется Обществом без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, что создает реальную угрозу загрязнения и засорения водных объектов, создает угрозу доступа посторонних лиц на территорию, может повлечь угрозу жизни и здоровью жителей, создает опасность причинения вреда окружающей среде, бездействием ответчика существенно нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Из пункта 3.2 Устава ОАО "СОВ-НКНХ" следует, что одним из видов деятельности данного общества является производство питьевой воды и обеспечение ею жителей г. Нижнекамска и промышленных предприятий Нижнекамского округа. Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушение санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охраны здоровья.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать бездействие по осуществлению деятельности по сбору, очистке и распределению питьевой воды населению в неисполнении предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, незаконным; обязать АО "СОВ-НКНХ" разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на водопроводное сооружение - станцию очистки речной воды и подготовки питьевой воды, получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему.
В заседании суда первой инстанции представитель истца Л.М. Багаутдинова исковые требования поддержала.
Представитель ответчика АО "СОВ-НКНХ" Р.Р. Ибрагимов исковые требования не признал.
Суд, удовлетворив исковые требования, принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель АО "СОВ-НКНХ" Р.Р. Ибрагимов ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Настаивает на доводах, изложенных в суде первой инстанции, о том, что соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации правилам и нормативам их организацией получено, а требования закона, на которых основаны исковые требования, на деятельность их организации не распространяются, поскольку применимы к водным объектам, а не сооружениям подготовки питьевой воды, расположенным вне территории водозабора.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск Р.М. Изиятуллин приводя свои доводы в опровержение, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "СОВ-НКНХ" Р.Р. Ибрагимов апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене либо изменению решения суда по данному гражданскому делу не находит.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу частей 4, 5 статьи 18 N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения и соответствии их санитарным правилам; границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения и соответствии их санитарным правилам.
В республике Татарстан порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 февраля 2012 года N 177 "О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Республики Татарстан". Административный регламент предоставления государственной услуги по утверждению проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Республики Татарстан, утвержден приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 05 сентября 2013 года N 505-п.
В каждом из трех поясов (согласно СанПиН 2.1.4.1110-02), а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждения загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны (пункт 1.6). Проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально (пункт 1.11). В состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (пункт 1.12). Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных лиц, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13). Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от требований, предъявляемых настоящими СанПиН (пункт 1.17 "Зоны охраны источников снабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02").
Из материалов дела усматривается, что 22 марта 2012 года за N 1564/28-в выдано Распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО "СОВ-НКНХ". Актом проверки от 18 апреля 2012 года установлен ряд нарушений, в том числе - на водопроводное сооружение - станцию очистки речной воды и подготовки питьевой воды отсутствует проект зон санитарной охраны, согласованный и утвержденный в установленном порядке.
19 апреля 2012 года в отношении юридического лица АО "СОВ- НКНХ" выдано предписание N 99/2, в том числе разработать на водопроводное сооружение - станцию очистки речной и подготовки питьевой воды проект санитарной охраны (пункт 4), представить на сооружение проект зон санитарной охраны, согласованный и утвержденный в установленном порядке (пункт 5).
Их отчета о ходе выполнения предписания N 99/28 от 19 апреля 2012 года усматривается, что проект зон санитарной охраны "Станции очистки воды НКНХ" будет выполнен после проведения процедуры закупки, выбора исполнителя работ (проектного института), установления стоимости работ до 1 декабря 2012 года, в 2012 году финансирование данного вида работ не предусмотрено; проект зоны санитарной охраны станции очистки воды будет предоставлен в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Татарстан в течение месяца после согласования и утверждения в установленном порядке.
Согласно Акту проверки от 12 октября 2012 года установлено, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске информация о выполнении предписания N 99/28 от 19 апреля 2012 года в указанные в нем сроки не предоставлена. По невыполненным пунктам предписания выдано повторное предписание N 254/28 от 12 октября 2012 года.
Распоряжением от 21 июля 2014 года N 3124/28-вп/в в целях установления выполнения предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, п.п. 1-4 N 254/28 от 12 октября 2012 года; N 164/28 от 15 августа 2013 года приказано провести проверку ОАО "СОВ-НКНХ". По результатам акта проверки от 11 августа 2014 года выдано предписание N 165/298 от 11 августа 2014 года, согласно которому в срок до 01 сентября 2015 года необходимо разработать на водопроводное сооружение - станцию очистки речной воды и подготовки питьевой воды проект зон санитарной охраны; в срок до 01 сентября 2015 года представить на водопроводное сооружение проект зон санитарной охраны, согласованный и утвержденный в установленном порядке.
Директор ОАО "СОВ-НКНХ" неоднократно привлекался к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановления суда вступили в законную силу, в установленном порядке обжалованы не были.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком возложенная на него законом обязанность по разработке проекта зоны санитарной охраны на водопроводное сооружение - станцию очистки речной и подготовки питьевой воды не выполнена.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует материалам дела и положениям действующего закона.
Согласно Уставу ОАО "СОВ-НКНХ" основными видами деятельности являются - производство питьевой воды и обеспечение ею жителей города Нижнекамска и промышленных предприятий Нижнекамского промышленного округа; эксплуатация водоснабжающих мощностей; иная деятельность, не противоречащая действующему законодательству.
Ответчиком ни в суде первой, ни апелляционной инстанции не отрицался сам факт очистки речной воды для последующей продажи ее АО "АК и ЭХ"", которое распределяет и продает воду населению и другим организациям по своим водоводам.
Пунктом 5 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации в качестве одного из основополагающих принципов водного законодательства установлен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
В силу пункта 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Как следует из пункта 1.6, пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 году, организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка проекта, который должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего подлежит утверждению в установленном законом порядке.
В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, предпринимателей и юридических лиц.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что зона санитарной охраны на водопроводное сооружение - станцию очистки речной и подготовки питьевой воды не организована, соответствующий проект не разработан.
Выражая свое несогласие с заявленными требованиями АО "СОВ-НКНХ" указывало лишь на то, что для водопроводного сооружения в виде станции очистки речной и подготовки питьевой воды законом установление охранной зоны не предусмотрено. Аналогичные доводы содержит апелляционная жалоба представителя АО "СОВ-НКНХ" Р.Р. Ибрагимова.
Опровергая указанные доводы ответчика, суд первой иснатнции верно указал, что согласно пункту 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития Российской Федерации от 01 октября 2010 года N 336 к водоохранным сооружениям относятся: станции для очистки производственных и коммунальных сточных вод; другие сооружения первичной стадии очистки сточных вод, которые не входят в комплекс станций; системы оборотного водоснабжения; сооружения и установки по доочистке сточных вод, включая и земледельческие поля орошения; установки и сооружения для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов и кубовых остатков; системы канализации городов; основные коммуникации (коллекторы) для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружения на них: станции перекачки, станции по контролю, подготовке, усреднению сточных вод и емкостей для временной аккумуляции этих вод (в случае аварийных сбросов загрязнений и повышения концентрации их выше предельно допустимых норм) с последующей передачей их на станции очистки.
Водоохранные сооружения относятся к сооружениям по сбору и очистке сточных вод. Под системой водоснабжения понимается комплекс сооружений, самотечных и напорных сетей, служащий для забора воды из источников водоснабжения, ее очистки до нормативных показателей и подачи потребителю ("СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84", утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/14).
В соответствии с "ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) Водоснабжение. Термины и определения", утвержденных постановлением Госстандарта СССР от 25 февраля 1982 года N 830 понятие "водопровод" определено как комплекс сооружений, включающий водозабор, водопроводные насосные станции, станции очистки воды или водоподготовки, водопроводную сеть и резервуары для обеспечения водой определенного качества потребителей.
Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
На основании изложенного для водопроводного сооружения в виде станции по очистки речной и подготовки питьевой воды также подлежат установлению зоны санитарной охраны. Исключение какого-либо звена от водозабора до станции распределения воды населению из охранной санитарной зоны нарушит цель установленную законодателем при установлении данных зон, приведет в возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений.
На этом же основании подлежат отклонению как вызванные неверным толкованием норм права доводы апелляционной жалобы о том, что соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации правилам и нормативам их организацией получено, а требования закона, на которых основаны исковые требования, на деятельность их организации не распространяются, поскольку применимы к водным объектам, а не сооружениям подготовки питьевой воды, расположенным вне территории водозабора.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327, пунктом 1 статьи 328, статьями 329, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя акционерного общества "Станция очистки воды - Нижнекамскнефтехим" Р.Р. Ибрагимова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.