Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.Ш. Адиятуллина, Г.А. Абдуллиной
при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Ш. Адиятуллина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан И.А. Трифоновой на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 01 марта 2016 года.
Этим решением постановлено.
в удовлетворении исковых требований территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Р.Х. Габдрахманову, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" по Республике Татарстан об истребовании земельного участка с кадастровым номером ... из чужого незаконного владения Р.Х. Габдрахманова, признании недействительным зарегистрированного права собственности Р.Х. Габдрахманова на данный земельный участок, применении последствий недействительности ничтожных сделок путем исключении записи о праве собственности Р.Х. Габдрахманова из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером ... , снятии земельного участка с кадастровым номером ... кадастрового учета, сносе жилого дома с кадастровым номером ... , располагающегося на земельном участке по адресу: "адрес", отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения в поддержку доводов апелляционной жалобы представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Д.С. Бурсаковой, выслушав пояснения представителя Р.Х. Габдрахмановой Р.Ю. Самигуллина, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан обратилось с иском к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Р.Х. Габдрахманову, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" по Республике Татарстан об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок, применении последствий недействительности ничтожных сделок путем исключении записи о праве собственности из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, снятии земельного участка с кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований указано, что истцом выявлен факт незаконного использования земель лесного фонда, расположенных на территории Тукаевского муниципального района, ГКУ "Елабужское лесничество" Татарстанское участковое лесничество, а именно квартал ... , квартал ... квартал ... квартал ... , квартал ...
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" от 1971, 1981, 1991, 2001-х годов предоставленные земельные участки входят в состав земель лесного фонда Российской Федерации, а именно в вышеуказанные квартала и выделы.
Кроме того, право собственности Российской Федерации на общелесные участки, куда входят предоставленные земельные участки, зарегистрировано в установленном порядке, а именно земельный участок с кадастровым номером ... полностью входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером ... 1458, в квартал ... выдел - ... находящегося в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 14 марта 2012 года).
В межевом плане на лесной участок с кадастровым номером ... :1458, составленном кадастровым инженером Р.Я. Юсуповым (Казанский филиал ФГУП "Рослесинфорг"), в результате кадастровых работ было уточнено местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером ... :1458, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение уточненных границ земельного участка определено на основании материалов лесоустройства 2003 года.
Площадь земельного участка в результате уточнения границ составила 17030 кв.м, что на 2970 кв.м меньше площади по данным ГКН.
Уменьшение площади связано с наложением земельных участков с кадастровыми номерами ... , ... (с категорией "земли населенных пунктов") на земли государственного лесного фонда.
Общая площадь наложения составляет 3210 кв.м.
При этом отмечают, что Казанский филиал ФГУП "Рослесинфорг" является предприятием, в наличии которого имеются координаты (поворотные точки) лесных участков, и он осуществляет мероприятия по межеванию лесных участков, расположенных в том числе на территории Республики Татарстан. Филиал также по запросам лесничеств проводит независимую экспертизу на предмет вхождения спорных земельных участков в состав земель лесного фонда.
Таким образом, на основании изложенного полностью подтверждается наложение земельного участка с кадастровым номером ... на земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года по делу N ... производство по делу по их иску к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным постановления от 28 декабря 2010 года N 5890, на основании которого предоставлен И.А. Москаленко земельный участок площадью 4116 кв.м, с кадастровым номером ... , прекращено на том основании, что вышеуказанное постановление отменено исполнительным комитетом до принятия решения по существу спора.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 августа 2015 года на земельный участок с кадастровым номером ... сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Как следует из кадастровой выписки по состоянию на 28 августа 2015 года, земельный участок с кадастровым номером ... размежеван на два участка с кадастровыми номерами ... :243 и ... :242.
При постановке на кадастровый учет земельного участка лесного фонда общей площадью 2 га по свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 14 марта 2012 года обнаружился незаконный захват лесных участков, выразившийся в предоставлении исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района лесного участка лицу, не связанному с осуществлением законной деятельности по лесному законодательству, а именно в предоставлении под индивидуальное жилищное строительство, что запрещено действующим законодательством.
Право собственности Российской Федерации на общий лесной участок, в который входят спорные земельные участки, зарегистрировано в установленном порядке до принятия исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района оспоренного постановления, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Считают незаконным отнесение земель лесного фонда к категории земли населенных пунктов, и, учитывая, что установление границ спорного земельного участка и его предоставление И.А. Москаленко осуществлено с нарушением требований земельного и лесного законодательства, последующие совершенные сделки в отношении спорного земельного участка являются в силу положений статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожными сделками, которые не нуждаются в признании их таковыми судом, и в связи с этим подлежит исключению из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Р.Х. Габдрахманова от 22 марта 2013 года.
При этом они полагали, что в данном случае имущество может быть истребовано у ответчика Р.Х. Габдрахманова в порядке виндикации по статье 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также он подлежит снятию с государственного кадастрового учета в связи с тем, что ошибочно присвоена категория земель - земли населенных пунктов.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика допущен исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, уточнив требования, просил истребовать земельный участок с кадастровым номером ... из чужого незаконного владения Р.Х. Габдрахманова, признать недействительным зарегистрированное право собственности Р.Х. Габдрахманова на этот земельный участок, применить последствия недействительности ничтожных сделок путем исключении записи о праве собственности Р.Х. Габдрахманова из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала в Республике Татарстан снять земельный участок с кадастрового учета; обязать Р.Х. Габдрахманова осуществить снос за свой счет самовольной постройки - жилого дома с кадастровым номером ... в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
В заседании суда первой инстанции представитель истца Д.С. Бурсакова иск поддержала.
Представитель ответчика Р.Х. Габдрахманова Р.Ю. Самигуллин иск не признал, просил применить сроки исковой давности. Полагал, что факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда не доказан.
Представитель ответчика исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан В.В. Семенов иск не признал, пояснил, что земельные участки входят в границы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, границы утверждены законом Республики Татарстан, также входят в границы Малошильнинского сельского поселения.
Представитель ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Татарстан" О.С. Чистова иск не признала и пояснила, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет верно, находится в границах населенного пункта, наложений не имеется.
Представители третьего лица Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан в суд не явились, извещены.
Представители третьих лиц министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Государственного казенного учреждения "Елабужское лесничество" не явились, извещены.
Из министерства лесного хозяйства Республики Татарстан поступил отзыв о согласии с иском.
Остальные лица о причинах неявки в суд не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Суд, отказав в удовлетворении исковых требований, принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан И.А. Трифонова ставит вопрос об отмене решения суда, постановленного с нарушением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении иска. При этом выражает несогласие с выводами суда, не соответствующими обстоятельствам дела, об отсутствии наложения и пересечения границ лесного участка и спорного земельного участка. Считает, что судом не дана надлежащая оценка представленным ими доказательствам.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Р.Х. Габдрахманова Р.Ю. Самигуллин просит решение суда оставить без изменения, настаивает на доводах, изложенных в суде первой инстанции. Обращает внимание на то, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и относится к категории земель населенных пунктов, данные действия по межеванию, а также закон Республики Татарстан об установлении границ муниципального района не оспорены, являются действительными. При этом доказательств постановки лесного участка на кадастровый учет истцовой стороной суду не представлено. Считает, что факт наложения границ спорного земельного участка на лесные участки не доказан. Кроме того, указывает на пропуск срока исковой давности.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Д.С. Бурсакова апелляционную жалобу поддержала на основании изложенных в ней доводов.
Представитель Р.Х. Габдрахмановой Р.Ю. Самигуллин с доводами апелляционной жалобы не согласился.
От министерства лесного хозяйства Республики Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции без участия их представителя, в котором одновременно указывается на обоснованность апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
Как следует из положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки в Российской Федерации подлежат использованию в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из положений статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 1 статьи Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, включая местоположение границ, возможно только по результатам проведения государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером ... располагался в границах "адрес", поставлен на кадастровый учет 23 декабря 2010 года, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается кадастровым паспортом на данный земельный участок.
В связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами ... :242, ... :243 земельный участок с кадастровым номером ... прекратил свое существование.
На основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 17 февраля 2011 года и кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства от 07 сентября 2011 года Р.Х. Габдрахманов является собственником жилого дома с кадастровым номером ... :6, расположенного по адресу: "адрес" о чем выдано свидетельство о регистрации права от 10 ноября 2011 года.
По договору купли-продажи от 13 декабря 2011 года N 581 он же приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером ... :243, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о регистрации права от 22 марта 2013 года.
В собственности Российской Федерации находится земельный участок, относящийся к категории земель лесного фонда, с условным кадастровым номером ... , общей площадью 2 га, расположенный по адресу: "адрес", ГКУ "Елабужское лесничество", квартал ... , выдел ... , часть выдела ... квартала ... , часть выдела ... Татарстанского участкового лесничества, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права.
Решением от 29 июля 2013 года N ... филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Республике Татарстан" отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... :1458 в связи с тем, что одна из границ земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами ... 258, ... : 259.
Из межевого плана на земельный участок лесного фонда, изготовленного в результате выполнения кадастровых работ, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ... 1458, следует, что межевые работы выполнялись 18 марта 2013 года, при этом среди правообладателей смежных земельных участков в том числе значится Р.Х. Габдрахманов, земельный участок имеет кадастровый номер ... :243, заказчиком кадастровых работ являлось государственное бюджетное учреждение "Нижнекамлес", площадь земельного участка составляет 17030 кв.м, погрешность - 2284 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера, находящемуся в вышеуказанном межевом плане, в результате выполнения кадастровых работ было уточнено местоположение границы и площадь земельного участка с кадастровым номером ... :1458, границы которого не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указано, что местоположение границы земельного участка необходимо уточнить согласно свидетельству о регистрации права собственности от 14 марта 2012 года и материалов лесоустройства 2003 года. Площадь земельного участка в результате уточнения границ составила 17030 кв.м, что на 2970 кв.м меньше площади по данным государственного кадастра недвижимости. Уменьшение площади связано с наложением земельных участков с кадастровыми номерами ... , ... :152, ... :223 на земли лесного фонда, общая площадь наложения составляет 3120 кв.м.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из недоказанности факта наличия права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ... :243 и совершения муниципальным образованием сделки в отношении имущества, не относящегося к муниципальной собственности.
Судебная коллегия соглашается с постановленным судом по данному делу решением, поскольку оно соответствует установленным обстоятельствам дела и положениям закона.
Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером ... :243 от 14 марта 2016 года объект имеет статус учтенный. Указанное свидетельствует о том, что граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в отношении данного участка проведена процедура межевания и сведения о площади и границах этого участка внесены в ГКН. Сведений о пересечении границ указанных земельных участков в государственном кадастре недвижимости не имеется. Сведения об участке в ГКН внесены 1 марта 2013 года.
Сведения же о границах земельного участка истца на момент постановки земельного участка с кадастровым номером ... :243 на кадастровый учет в ГКН не внесены.
Более того, статьей 3 Закона Республики Татарстан от 31 января 2005 года N 42-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" установлены границы территорий, в том числе муниципального образования Малошильнинское сельское поселение, входящее в состав муниципального образования "Тукаевский муниципальный район", согласно карте-схеме и картографическому описанию границ.
В приложении N 1 к данному закону определены границы Малошильнинского сельского поселения, на территории которого расположен спорный земельный участок, что следует из кадастрового паспорта земельного участка.
Следовательно, границы Малошильнинского сельского поселения существуют, сведения о спорном участке, находящемся на территории данного сельского поселения, внесены в государственный кадастр недвижимости, данных об исключении сведений об указанных границах или их аннулировании в материалах дела не имеется.
Сам факт включения земельного участка с кадастровым номером ... :243 в состав в состав Малошильнинского сельского поселения истцом не оспорен, как не оспорено и межевание земельного участка, принадлежащего ответчику.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом факт наличия права собственности Российской Федерации на спорный участок, совершения муниципальным образованием сделки в отношении имущества, не относящегося к муниципальной собственности, постановки спорного земельного участка на кадастровый учет с нарушением действующего законодательства не доказан.
Следовательно, у суда первой инстанции не было оснований для признания недействительным зарегистрированного права собственности ответчика на спорный земельный участок, а также для применения последствий недействительности ничтожных сделок путем исключения записи о праве собственности ответчика на спорный земельный участок в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок и с ним, снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.
Кроме того, иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником участка, между тем в судебном заседании не нашло подтверждения, что спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отказал в иске в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции проверены. Они повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 01 марта 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан И.А. Трифоновой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.