Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Нурмиева М.М. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Логуновой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Крикун Ю.И. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 апреля 2016 года, которым постановлено:
иск Калимуллиной Р.С., действующей в интересах несовершеннолетней Миннахметовой М.Р., к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования
г. Набережные Челны предоставить во внеочередном порядке жилое помещение Калимуллиной Р.С. на состав семьи два человека по договору социального найма по установленной законодательством нормы жилой площади с учетом права Миннахметовой М.Р. на дополнительную жилую площадь.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Калимуллиной Р.С. - адвоката Каримовой З.Х., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калимуллина Р.С., действуя в интересах несовершеннолетней дочери Миннахметовой М.Р., обратилась к ИК МО г. Набережные Челны с иском о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указано, что истица является матерью ребенка-инвалида Миннахметовой М.Р., "дата" Постановлением Исполнительного комитета г. Набережные Челны N80 от 13 января 2016 года семья истицы в составе Калимуллиной Р.С. и несовершеннолетней Миннахметовой М.Р. была признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий. Письмом от 10 февраля 2016 года ИК МО г. Набережные Челны отказал истице в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на отсутствие в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений. Полагая названный отказ незаконным, истица просила обязать ответчика предоставить её семье в составе двух человек во внеочередном порядке жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническая нормам и правилам, с учётом права ребёнка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
Истица Калимуллина Р.С. и её представитель адвокат Каримова З.Х. в суде первой инстанции иск поддержали.
Представитель ответчика ИК МО г. Набережные Челны Таишева А.Р. в суде первой инстанции иск не признала.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Набережные Челны просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указано, что в силу положений ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации. Податель жалобы выражает мнение о том, что ИК МО
г. Набережные Челны как орган местного самоуправления не наделён полномочиями по обеспечению жильём семей, имеющих детей-инвалидов. Также апеллянт отмечает, что предоставление истице жилого помещения во внеочередном порядке нарушит права иных лиц, также имеющих право на обеспечение жильём.
Представитель ИК МО г. Набережные Челны в суд не явился, извещён надлежащим образом. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для его участия в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу положений ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после
1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищном законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
По делу установлено, что Калимуллина Р.С. является матерью несовершеннолетней Миннахметовой М.Р., "дата"
Из заключения врачебной комиссии "данные изъяты"" N ... от 19 ноября 2015 года следует, что Миннахметова М.Р. является ребёнком-инвалидом, "данные изъяты", даёт ей право на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004года N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь"
Постановлением руководителя ИК г. Набережные Челны N80 от
13 января 2016 года Калимуллина Р.С. в составе семьи из двух человек была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как мать, воспитывающая ребёнка-инвалида. Тем же постановлением семья Калимуллиной Р.С. была признана малоимущей.
Из материалов дела следует, что Калимуллина Р.С. и Миннахметова М.Р. зарегистрированы и проживают в комнате N2 "адрес" г. Набережные Челны.
На обращение истицы с просьбой о предоставлении жилого помещения ИК МО г. Набережные Челны письмом от 10 февраля 2016 года сообщил о возможности улучшения жилищных условий лишь в порядке очередности.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что семьи истицы имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, при этом обязанность по его предоставлению лежит на ИК МО г. Набережные Челны.
Судебная коллегия признаёт указанный вывод верным.
Как было указано выше, семья истицы была признана малоимущей в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В силу вышеприведённых норм Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Поскольку семья истицы является малоимущей, то она должна быть обеспечена жилым помещением в соответствии с приведёнными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем довод жалобы о том, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации или её субъектов, не может быть принят судебной коллегией.
Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17 декабря 2009года N1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью2статьи49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части1 и 2), 40 (часть3) и 41 (часть1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе. Что же касается части третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", то, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства, сама по себе она также не направлена на ограничение конституционных прав заявителя.
Довод жалобы о том, что предоставление истице жилого помещения во внеочередном порядке нарушит права иных лиц, также имеющих право на обеспечение жильём, не может служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку противоречит приведённым положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.