Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Винниковой Н.В.
судей Давыдовой В.Е., Шалиевой И.П.
при секретаре Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саак А.А. к администрации Копейского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе Саак А.А. на решение Копейского городского суда Челябинской области от 26 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Саак А.А. - Мухаркина Д.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика- администрации Копейского городского округа Челябинской области Казанцевой Д.Е., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Саак А.А. обратился в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области(далее по тексту- администрации КГО) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженном в письме администрации от 14 декабря 2015 года N 25071-ПС, обязании администрацию КГО утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Исковые требования мотивированы тем, что истец обратился в администрацию КГО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого для размещения предприятия торговли, на кадастровом плане территории, приложив соответствующую схему. Письмом от 14 декабря 2015 года N 25071-ПС администрация КГО отказала истцу в утверждении схемы, ссылаясь на то, что схема не соответствует требованиям СанПин, а именно не соблюдены требования санитарно-защитной зоны. Данный отказ нарушает право истца на составление и утверждение схемы расположения земельного участка, предусмотренное п. 5 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, препятствует
формированию земельного участка для последующего его предоставления через проведение аукциона; основание, указанное в письме администрации КГО отсутствует в перечне оснований для отказа, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 ЗКРФ.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Саак А.А. при надлежащем извещении не участвовал. Представитель истца Мухаркин Д.И., действующий по доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика-администрации Копейского городского округа Челябинской области Кем Ю.В., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что администрация КГО указала в отказе конкретные правовые нормы: пп.З п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 2.1. СанПиН, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N52, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является нарушение санитарных норм и правил, так как они являются обязательными.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Саак А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Саак А.А. просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Указывает, что в соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N52 вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормами, а для предприятий 1 или 2 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Указанные нормы предусматривают 50 метровую санитарно-защитную зону вокруг предполагаемого объекта. Указывает, что суд неправильно посчитал санитарно-защитную зону до границ земельного участка, а не до границ объекта. Ссылается на то, что перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Истец Саак А.А. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по
тексту - ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что истец в лице представителя Мухаркина Д.И. обратился в администрацию КГО Челябинской области с заявлением от 05 августа 2015 года об утверждении представленной схемы земельного участка на кадастровом плане территории для дальнейшего его предоставления в собственность через проведение аукциона, в качестве цели использования земельного участка указано- для предприятия торговли: торговые центры, демонстративные залы, магазины без ограничения профиля ассортимента.
14 декабря 2015 года администрация КГО письмом N 25071-пс отказала истцу в утверждении на кадастровом плане территории представленной схемы образуемого земельного участка площадью **** кв.м. с условным кадастровым номером ****, ссылаясь на расположение земельного участка на землях населенного пункта г.Копейска. Указала, что наличие существующей жилой застройки на прилегающей к образуемому земельному участку территории, не допускает размещение торгового центра. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для торговых центров устанавливается санитарно-защитная зона 50 метров.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Копейского городского округа, утвержденными решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 19.12.2012 N 639-МО, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в общественно-деловой зоне (Б 1-административно-деловые, торгово-бытовые, культурно-просветительные, общественно-коммерческие).
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, заключается на торгах.
Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).
При этом подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов (абзац 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.1 ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Сведения о границе населенного пункта г.Копейск Челябинской области утверждены в составе Генерального плана г.Копейска "Корректировка" Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 30 мая 2007 года, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Территориального отдела N 4 (Копейский городской округ) Управления Роснедвижимости по Челябинской области о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия от 12 сентября 2008 года NФ30/08-2-1964, постановления законодательного Собрания Челябинской области от 30 декабря 2004 N 1609 "Об утверждении черты г.Копейска Челябинской области".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Как предусмотрено статьей 46 Градостроительного кодекса РФ, подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно информации Управления архитектуры и градостроительства администрации КГО от 22 апреля 2016 года документация по планировке территории пос.РМЗ в районе ул.**** не разрабатывалась и не утверждалась. До завершения территориального планирования схема испрашиваемого земельного участка в силу названых норм земельного и градостроительного законодательства утверждена быть не может, поскольку в данном случае образование испрашиваемого обществом земельного участка должно осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для отказа Саак А.А. в утверждении представленной им схемы земельного участка на кадастровом плане территории.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы Саак А.А. о том, что судом неверно определена 50 метровая санитарно-защитная зона, которая предполагается непосредственно до границ объекта, а не до границ земельного участка, а также об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о границах санитарно-защитной зоны не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из оспариваемого отказа администрации, в утверждении представленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было отказано в связи с его предполагаемым образованием в границах населенного пункта.
Является необоснованной и противоречащей материалам дела ссылка в апелляционной жалобе на неприменение судом подлежащей применению нормы права. Судом первой инстанции правильно применены регулирующие спорные правоотношения положения Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой установилфактические обстоятельства дела и на основании подлежащих применению в данном случае норм права, представленных и исследованных доказательств, их надлежащей оценки, пришел к обоснованным выводам, изложенным в решении.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саак А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.