Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Смоленцева М. В.,
судей Галкиной Л. Н., Нибараковой С. Г.
при секретаре Черняевой О. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июля 2016 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе С.Г.А., представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области, на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 января 2016 года, которым, с учетом определений суда об исправлении описок от 18 апреля 2016 года, постановлено:
"иск М.И.П. к государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать недействительным решение государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области" N от 15 июля 2015 в части отказа М.И.П. в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Признать за М.И.П. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 22 июня 2015 года.
Обязать государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области" назначить М.И.П. страховую пенсию по старости с 22 июня 2015 года.
Взыскать с государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области" в пользу М.И.П. 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
М.И.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (далее - Управление) о признании недействительным решения в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22 июня 2015 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 22 июня 2015 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет. Решением Управления от 15 июля 2015 года N ему было отказано в назначении желаемой пенсии в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности. Его стаж работы был определён продолжительностью 23 года 13 дней при требуемом стаже 25 лет. В стаж педагогической деятельности ответчик необоснованно не включил период службы в Вооруженных Силах СССР с 26.11.1982 по 19.12.1984. Включение периода службы в армии в стаж педагогической деятельности предусматривалось ранее действующим законодательством. Просил признать недействительным решение Управления от 15.07.2015 N в части отказа во включении в стаж педагогической деятельности периода службы в Вооруженных Силах СССР, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 22 июня 2015 года и возложить на ответчика обязанность назначить ему эту пенсию с 22 июня 2015 года.
В судебное заседание истец не явился.
Его представитель В.Т.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика С.Г.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласилась представитель Управления С.Г.А.
В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Полагает, что действующее законодательство не предусматривает включение службы в Вооруженных Силах СССР в стаж на соответствующих видах работ. Нормы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 к рассматриваемым правоотношениям применены быть не могут, поскольку Постановление утратило свою силу с 01 октября 1993 года, и на эту дату истец не выработал необходимый стаж в количестве 2/3 от требуемого 25-летнего стажа. Кроме того, в период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), которым не была поименована должность "мастер производственного обучения", потому правовых оснований для применения норм и правил Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397 не имеется.
В возражениях относительно поданной апелляционной жалобы В.Т.Н., представитель М.И.П., считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции не явились истец, представитель ответчика, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Проверив законность постановленного судом решения, заслушав В.Т.Н., представителя М.И.П., возражавшую против доводов апелляционной жалобы и полагавшую, что решение суда является законным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона N 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как указано в части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665) определено, что при определении стажа на соответствующих видах работ лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Как видно из материалов дела 22 июня 2015 года М.И.П. обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
Решением Управления от 15 июля 2015 года N в назначении страховой пенсии по старости было отказано в связи с недостаточностью необходимого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15 июля 2015 года N стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, был установлен продолжительностью 23 года 0 месяцев 13 дней. Из указанного стажа исключены оспариваемые истцом периоды.
Разрешая заявленные требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР с 26 ноября 1982 года по 19 декабря 1984 года, суд пришел к выводу, что поскольку в период прохождения М.И.П. военной службы такая служба засчитывалась в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения, то период указанной службы, несмотря на дальнейшее изменение законодательства, подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку основан он на обстоятельствах, установленных судом, и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В период прохождения истцом военной службы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение) и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Перечень N 1397).
Согласно пункту 1 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 этого же Положения предусмотрено правило, согласно которому время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
На день обращения истца с заявлением о назначении пенсии его стаж работы в должности мастера производственного обучения, учтенный пенсионным органом, составил 23 года 00 месяцев 13 дней, то есть более 2/3 от требуемых 25 лет.
При таких обстоятельствах суд правильно включил период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 26 ноября 1982 года по 19 декабря 1984 года (02 года 24 дня) в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что время военной службы по призыву не подлежит включению в педагогический стаж, так как нормативный акт, предусматривающий включение данных периодов, был отменен, а нормы действующего пенсионного законодательства не предусматривают включение данных периодов, с учетом принципа правовой определенности, изложенного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, а также вышеуказанных норм Конституции Российской Федерации, являются несостоятельными.
Ссылка в апелляционной жалобы на то обстоятельство, что на момент отмены Положения истец не выработал 2/3 требуемого педагогического стажа, правового значения не имеет, поскольку такой стаж должен быть у истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, а не на период действия Положения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Перечнем N1397 профессия мастера производственного обучения, занимаемая истцом, не была предусмотрена, кроме того до 01 января 1992 года он педагогическую деятельность не осуществлял, является несостоятельной в силу следующего.
В пункте 1 примечания к Перечню N 1397 предусматривалось, что учителя и другие работники просвещения заочных средних школ, техникумов и других средних специальных учебных заведений, указанных в настоящем Перечне, относятся к числу лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, утвердившее Положение, утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953.
18 января 1992 года М.И.П. начал осуществлять педагогическую деятельность.
Таким образом, по законодательству, действовавшему до 01 октября 1993 года, истец приобрел право включения оспариваемого им периода службы в Вооруженных Силах СССР в стаж работы по специальности.
Действовавшее в оспариваемый истцом период пенсионное законодательство не предусматривало такого условия для зачета службы в Вооруженных Силах СССР в педагогический стаж, чтобы службе в Вооруженных Силах СССР предшествовала работа по специальности, и чтобы работа по специальности следовала после прохождения службы.
Условие, при котором такая служба подлежит зачету в педагогический стаж (не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию), на день обращения к ответчику за назначением пенсии истцом, как указано выше, соблюдено.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 400-ФN страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом учтенного ответчиком стажа 23 года 13 дней и периода службы в Вооруженных Силах СССР (02 года 24 дня), зачтенного судом, стаж педагогической деятельности М.И.П. на день обращения к ответчику составил более 25 лет, что свидетельствует о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному им основанию.
Суд, руководствуясь статьей 22 Закона N 400-ФЗ, правильно обязал ответчика назначить истцу пенсию со дня обращения в Управление за назначением пенсии - с 22 июня 2015 года.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не служат основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку они не содержат каких-либо новых данных, которые бы судом не исследовались и могли бы повлиять на законность постановленного судом решения. В суде первой инстанции они представителем Управления приводились и в решении суда им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда они не опровергают, сводятся к неправильному толкованию норм материального права.
При разрешении спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Г.А., представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области, без удовлетворения.
Председательствующий М. В. Смоленцев
Судьи Л. Н.Галкина
С. Г. Нибаракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.