Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Фатьяновой И.П., Жуленко Н.Л.
при секретаре Ивлевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Максимовой Н.М. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 марта 2016 года
по иску Максимовой Н.М. к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,
УСТАНОВИЛА:
Максимова Н.М. обратилась в суд с иском к администрации г. Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, мотивируя требование тем, что она является собственником жилого помещения общей площадью 33,1 кв.м., в том числе жилой площадью 22,1 кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Заключением межведомственной комиссии N 125 от 21.12.2006 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Данный жилой дом был внесен в реестр жилых домов, подлежащих сносу в 2012 году.
Во исполнение решения Центрального районного суда г. Кемерово от 27.03.2015 года, вступившего в законную силу 18.06.2015 года, постановлением администрации г. Кемерово от 10.11.2015 года N 2661 она была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу".
В настоящее время проживание в аварийном жилом помещении опасно для жизни и здоровья.
Считает, что администрация г. Кемерово обязана в соответствии с требованиями п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди, которое согласно ст. 89 ЖК РФ должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Просит обязать администрацию г. Кемерово предоставить ей благоустроенную квартиру общей площадью не менее 33,1 кв.м., в т.ч. жилой площадью не менее 22,1 кв.м., расположенную в г. Кемерово.
Истица Максимова Н.М. в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель истицы Моисеенко Н.Е. поддержала исковые требования, представитель ответчика администрации г. Кемерово Кадошникова Т.Ф. исковые требования не признала.
Решением суда от 30 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований Максимовой Н.М. к администрации г. Кемерово об обязании предоставить благоустроенную квартиру общей площадью не менее 33,1 кв.м., в т.ч. жилой площадью не менее 22,1 кв.м., расположенную в г. Кемерово, отказано.
В апелляционной жалобе Максимова Н.М. просит решение суда отменить, считая, что имеются все основания для удовлетворения ее иска, т.к. жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания, она принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Полагает, что вывод суда о том, что жилищные права подлежат обеспечению путем выкупа изымаемого жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, не основан на законе.
Истица Максимова Н.М., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась.
Администрация г. Кемерово, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направила.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы и представителя ответчика, неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав представителя истицы Краснослободцеву Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государств
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49, ч.1 ст. 52 ЖК РФ).
Как установлено судом и видно из дела, до 1 января 2005 года (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истица Максимова Н.М. не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и в настоящее время она на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории "малоимущие" не состоит (л.д.69), малоимущей в установленном законом порядке не признана.
Постановлением администрации г. Кемерово от 10.11.2015 года N 2661 Максимова Н.М. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу", во исполнение решения Центрального районного суда г. Кемерово от 27.03.2015 года, вступившего в законную силу 18.06.2015 года (л.д.18-20, 36), а не по категории "малоимущие".
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу, что возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ находится в зависимости от признания гражданина малоимущим, тогда как истица Максимова Н.М. таковой не признана.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истице жилое помещение во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Кроме того, доказательств того, что многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суду не представлено, в связи с чем суд со ссылкой на разъяснения в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, обоснованно также указал, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Максимовой Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: И.П. Фатьянова
Н.Л. Жуленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.